Наверное, хотя бы раз в жизни у каждого православного человека уже на Светлой седмице возникало желание повернуть время вспять для того, чтобы заново испытать чувство радостного ожидания и трепета, возникающее на Светлой Пасхальной заутрене.
Действительно, праздничные недели, шествующие за праздником Воскресения Христова, пролетают быстро, и мы не замечаем, как уже счет недель ведётся церковным календарём от праздника Святой Троицы, Пятидесятницы. Но на всю жизнь у человека могут остаться в памяти те благоговейные и трепетные чувства, которые он испытал на Пасхальном богослужении. Да, к сожалению, и эти чувства подвержены изменениям. Только в воле самого человека либо постоянно сохраняя, поддерживать ценность и чистоту этих чувств, либо потерять их в повседневной мирской суете.
В сам торжественный день празднования Пасхи наша Мать-Церковь устами Великого Святителя Иоанна Златоуста призывает всех людей, как принято сейчас говорить, "не взирая на лица", соединить свои благодарственные молитвы и всем вместе возрадоваться в этот "Праздников Праздник". Все ли понимают тогда всю значимость столь великого Торжества? Пусть не все, но большинство, ибо душа, являющаяся, по слову Тертуллиана, христианкой, если будет человеком в этот момент открыта и способна к принятию благодати Божией, то непременно будет облагодатствована. Вот ради чего многие из нас хотели бы повернуть время вспять.
Как же человеку, испытавшему некоторое, может быть, необъяснимое для него чувство, возникшее на пасхальной службе в храме, сохранить его и попытаться осознать? Возможно ли это? Пасха бывает раз в году, каким же образом не забыть хотя бы то немногое, что удалось осознать в этот великий праздник, сохранить в сердце воспринятую значимость события Воскресения Христова для нашего спасения?
Зная слабости, которым иной раз подвержен человек, Церковь с этой целью каждую неделю во все время года и после Пасхи и даже во время постов призывает нас, не забывая о великом и чудесном праздничном событии Воскресения Христова, каждый последний день недели, а именно воскресенье, посвятить этим воспоминаниям. Поэтому возникла традиция церковная каждое вообще воскресенье именовать "малой Пасхой".
Вообще когда-то давно догмату о Воскресении Христовом, как основанию нашей веры, придавалось огромное значение не только Церковью. Более трех веков назад эту истину понимали и принимали, если можно так сказать на "правительственном уровне". Так, 10 июля 1689 года высочайшим царским указом одни из главных ворот, ведущих на центральную Красную площадь Москвы были переименованы из Неглиненских в Воскресенские. А сделано это было царем Федором Алексеевичем Романовым сообразно с тем, что на стене ворот была помещена икона Воскресения Христова.
Немногим позднее Воскресенские ворота стали многим известны по Иверской часовне, находящейся непосредственно возле них, в которой хранился чудотворный список с афонской иконы Божий Матери. Но речь пойдёт теперь не о этой часовне, так как эта тема довольно-таки пространна, достойна отдельного исследования и не является нашей главной целью.
Итак, продолжим. Со времени своего устроения Воскресенские ворота стали одним из главных украшений ансамбля Китайгородской стены. Не подлежит сомнению то, что каждый православный христианин в любое время года проходя сквозь эти ворота и вспоминая слова пасхального канона, снова и снова восклицал: "Воскресл еси от гроба и отверзл нам двери рая".
Воскресенские ворота несколько раз перестраивались, обретая все новые детали и становясь каждый раз все благолепней. Но вот в 1931 году по указу властей не осталось и следа от древних Воскресенских ворот и Китайгородской стены.
...Спустя шесть десятилетий, в 1995 году, Воскресенские ворота вместе с Иверской часовней были восстановлены. С того времени у москвичей и множества людей, приезжающих в столичный град, снова появилась возможность взглянуть на знаменитые Воскресенские ворота. Они теперь уже в новом праздничном убранстве являются не только еще одним из множества восстановленных красивых памятников архитектуры старой Москвы, но и постоянным напоминанием того славного чудесного события Воскресения Христа, именуемого ныне не иначе как "основание веры христианской".
Воздвигнув в своей душе мысленные "Воскресенские врата" и проводя как бы сквозь них все свои душевные желания и стремления сердца, испытывая их словно перед взором Самого Воскресшего Спасителя, для человека становится возможным преуспевать с помощью Божий в добродетелях, которые будут неотделимым проявлением неиссякаемой пасхальной радости, присутствующей постоянно в душе христианина. Таким образом мы сможем, поняв смысл и значимость события Воскресения Христова, не только не забыть об этом событии, но и всегда иметь в своем сердце радость о Воскресшем Спасителе. Ту радость, которой мы сможем поделиться с близкими через творимые нами добрые дела.