"Православный рок"?

Размышления о современной русской православной песне на примере творчества Вячеслава Капорина (Москва) и Антона Галицкого (Санкт-Петербург)

0
241
Время на чтение 6 минут
В июле прошлого года, на Фестивале православной культуры "Царские Дни" в Екатеринбурге мне довелось познакомиться с двумя в высшей степени интересными и неординарными людьми - "православными рок-музыкантами" Вячеславом Капориным из Москвы и Антоном Галицким из Санкт-Петербурга. Я неслучайно поставил словосочетание "православный рок" в кавычки и снабдил его к тому же вопросительным знаком. Также неслучайны здесь кавычки и в определении "православные рок-музыканты". Дело в том, что несмотря на наличие элементов рок-музыки в их песенном творчестве и исполнительской манере (оба музыканта блестяще владеют искусством игры на гитаре - как классической, так и "электрической"), не поворачивается язык назвать жанр их музыкального творчества рок-музыкой. Подчеркиваю этот момент специально, поскольку мне известны приниципиальные возражения против этого рода музыки, бытующие как в кругах православного духовенства, так и в среде широкой православной общественности.

Возражения эти основываются на неких преувеличенно пуританских представлениях о сфере допустимого в стилистике современной православной музыки. Как известно, современная субкультура так называемого "рока", выходящая за пределы собственно музыки и включающая в себя весьма специфические мировоззренческие и поведенческие стереотипы ее адептов, в целом ряде ее проявлений по праву может быть отнесена к современному сатанизму, притом исключительно западного происхождения. Вполне естественно поэтому неприятие в целом этой субкультуры истинно православными русскими людьми, несовместимость ее с православной духовностью, православным мировоззрением и мироощущением. Поэтому мне представляется чрезвычайно важным корректное жанровое определение музыкального творчества В.Капорина, А.Галицкого, других авторов и исполнителей современной русской православной песни, по возможности точное и дифференцированное выявление места и роли в нем элементов роковой стилистики, дабы избегать огульных обвинений этих талантливых музыкантов и православных патриотов в насаждении "роковой заразы" в православной среде.

Кроме того здесь необходимо четко разделять два понятия, два жанра -
1) православная литургическая музыка и 2) современная массовая православная песня.

Если первый из них по справедливости консервативен и не допускает каких-либо музыкально-эстетических новаций в сторону современной музыкальной масс-культуры, более того, не терпит даже, казалось бы, невинных новшеств, вроде попыток введения инструментального сопровождения в сугубо вокальную стихию православной литургической музыки (подобные новшества попросту запрещены канонами Православной Церкви), то второй жанр не только допускает все это, но, с моей точки зрения, терпит и некоторую долю роковой стилистики - в том числе и в особых случаях и с особой целью.

Так, в песне "Господа демократы ХХI века" на музыку Игоря Талькова (слова и аранжировка Антона Галицкого, диск "Боже, Царя верни!") элементы тяжелого рока подчеркивают сатанинскую суть современной псевдодемократии. Аналогичную эстетическую функцию своеобразного музыкального обличения выполняет стилистика тяжелого рока и в таких замечательных по силе воздействия песнях Вячеслава Капорина, как "Антисектант-блюз" и "Песня о Русском Медведе".

Об умеренном, весьма деликатном и ненавязчивом использовании элементов рока можно говорить в случаях обращения А.Галицкого к стилистике так называемой бардовской песни (см., например, песни "Обращение к дочери", "Жизнь" из цикла "Новозаветный Ковчег" А.Галицкого). Здесь весьма приятное впечатление производят такие качества музыки, как задушевная авторская интонация, натурально-диатоническая ладовость, пластическая речитативность вокальной партии.

В целом же, анализируя стилистику песен Антона Галицкого и Вячеслава Капорина, приходится говорить не столько о роке, сколько о явной приверженности этих музыкантов к традиционной музыкальной культуре - традиционной в лучшем смысле этого слова. Я имею в виду их обращение к многовековой музыкальной традиции, как народной, так и профессиональной, как преимущественно русской, так и изредка западноевропейской. Западноевропейские влияния редки и тем более примечательны, поскольку свидетельствуют об изысканном вкусе указанных авторов (таково, например, использование стилистики итальянской народной и профессиональной танцевальной музыки эпохи Возрождения, в частности, в балладе-триптихе А. Галицкого "Троица" из цикла "Новозаветный Ковчег", кельтской балладности в песне "Душа и свобода" из того же цикла).

Однако наибольшее место среди благотворных влияний традиционной музыкальной культуры на творчество Антона Галицкого и Вячеслава Капорина по праву занимает русская музыкальная стихия, что и неудивительно - оба они являются русскими людьми и русскими музыкантами, сознательно и последовательно выражающими и утверждающими в своей музыке мировосприятие, ценности и идеалы русского человека - как художественные, так и более широкие духовные, морально-нравственные. Об этом последнем аспекте творчества А.Галицкого и В.Капорина я скажу подробнее несколько позднее, сейчас же хотел бы продолжить его жанрово-стилистический анализ.

Русские корни музыкального творчества Антона Галицкого и Вячеслава Капорина глубоки и многообразны. Здесь и русский романс (см., например, песни "О, Россия пресветлая!", "Простите нас..." цикла "О, Россия пресветлая!" Антона Галицкого, многие песни из его же цикла "Новозаветный Ковчег" (NN7-11), русско-цыганский "жестокий" романс, русская "испанщина" (см., например, песни "Я ухожу, а ты остаешься", "Молитва к Ангелу Хранителю" из "Новозаветного Ковчега"). Особое же место в музыкальной стилистике песен А.Галицкого и В.Капорина занимает стихия русской крестьянской песенности и танцевальности. Ее благотворное и оргигинальное влияние прослеживается во многом: в характерной диатонической ладовости (часто встречаются дорийский и миксолидийский лады), в использовании пентатоники, в сознательных имитациях древних русских свирельных наигрышей, балалаечных переборов, для чего авторы подчас прибегают и к соответствующему инструментарию (см., например, песни "Певец живых цветов" и "Река Тура" В.Капорина из цикла "Боже, Царя верни!"), в заимствовании элементов русской протяжной песни, русской подголосочной полифонии (см., например, его песню "Царская Голгофа" из того же цикла). Встречается и деликатное использование элементов русского народного хорового пения северного типа (см. песню "Фиалковый воин" В.Капорина из упомянутого цикла, где они сочетаются с русской романсовостью и вальсовостью), встречаются даже имитации русских народных причетов (см., например, песню "Как над горкой, над горой...", в сочетании с архаичными свирельными наигрышами и в роковом ритмо-тембровом одеянии). Все это свидетельствует о весьма глубоком знакомстве данных авторов "православного рока" с русским музыкальным фольклором - в том числе с его глубинными, древними пластами.

Натуральная ладовость, жанровые, ритмо-интонационные, тембровые черты русской, даже некой праславянской архаики причудливо и оригинально сочетаются в некоторых песнях А.Галицкого, В.Капорина, равно как и некоторых других авторов современной русской православной песни, с тонкой и изощренной импрессионистичностью гармонической, фактурной и тембровой палитры (вплоть до искусных имитаций звучания индийского ситара), с роковыми ритмо- и тембро-интонациями.

Вместе с тем, было бы натяжкой и упрощением говорить о стихии музыкального рока в творчестве указанных авторов исключительно как об образе и синониме негативного начала, только как об инструменте обличения злых сил - элементы, так сказать, "здорового рока" в современной русской православной песне в целом ряде случаев придают ей подчеркнуто современный, экспрессивный, можно даже сказать, оптимистический ритмо-пульс.

В заключение хотел бы сказать о страстном гражданственном, патриотическом пафосе современной русской православной песни, о той значительной социально-воспитательной функции, которую она, безспорно, выполняет. В этом плане трудно переоценить ее значение для патриотического, гражданственного воспитания современной русской молодежи. Авторы и исполнители русского "православного рока" (в стилистическом отношении его можно определить также как одну из оригинальных русских разновидностей так называемого "фольк-рока" /"Folk Rock"/) обращаются к нынешней русской молодежи на понятном ей языке, но, вместе с тем, не подлаживаются под низменный вкус ее части, но стараются вести ее за собой в более возвышенные духовные сферы. Этому призван способствовать как оригинальный и подчас весьма изощренный музыкальный язык, так и сильный, впечатляющий словесный текст, далекий от примитивной назидательности, но, как правило, весьма выразительный - то гневно-обличительный, то сокрушенно-сострадающий, то проникновенно-увещевающий, то лукаво-юмористический. Образно-эмоциональная палитра песен Антона Галицкого и Вячеслава Капорина, других выдающихся творцов современной русской православной массовой песни достаточно широка - от тонкой задушевной лирики до разящего сарказма, от своеобразных лирических зарисовок родной природы до обличительного гротеска, бичующего современный сатанизм в самых различных его проявлениях.

Вместе с тем, размышляя о масштабах воздействия современной русской православной массовой песни на современное русское общество, было бы несправедливым усматривать в этом воздействии лишь обращение протагонистов данного жанра к сугубо молодежной аудитории. Как мне представляется, нынешний русский "православный рок" в наше роковое, воистину предапокалипсическое время не может не волновать и не восхищать и более зрелые поколения русских людей, все здоровые силы нынешней страждущей России, которые - через покаяние и активное сопротивление мiровому злу, с Божией помощью - чают восстановления Русского Православного Царства.
Александр Евгеньевич фон ден Бринкен, русский композитор, пианист, органист и музыковед (Швейцария), кандидат искусствоведения, лауреат Международного композиторского конкурса имени Карла-Марии фон Вебера в Дрездене (1976), член Союза композиторов Санкт-Петербурга

Сентябрь 2006 года, г.Люцерн, Швейцария

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Евгеньевич Бринкен
Совместима ли рок-музыка с Православием?
Комментарий к богословско-музыковедческим изысканиям профессора В.В.Медушевского
22.02.2007
"О полемическом противостоянии" Андрея Рогозянского с Михаилом Назаровым
Ответ на реплику А.Рогозянского "Об иудейскои иге..."
25.06.2005
Все статьи Александр Евгеньевич Бринкен
Последние комментарии
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.05.2025 12:12
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Советский недобиток
12.05.2025 12:06
Избран новый Папа Римский
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.05.2025 11:34
В какой же стране мы живём?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.05.2025 11:23
Наши герои живы, пока их не забывают
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.05.2025 10:57
Противостояние «тайне беззакония»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.05.2025 06:38