itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вернуть детям сердца отцов

На пути к русскому театру

0
548
Время на чтение 6 минут
Общеизвестно, что посредством театра можно "влиять" на процессы в обществе.

Осуществляя идею возрождения российского государства, возводя и перестраивая здание такого важного общественного института как театр, надо хорошо помнить, что именно театру органически и исторически присуща роль того самого троянского коня, и он сыграет ее при первой возможности, если оставить без внимания и изменения существующую теорию драматического искусства и педагогику современной театральной школы.

Даже простейшие, мельчайшие и незначительнейшие, невинные термины и определения, теоретические положения, критерии практической деятельности рядового третьестепенного провинциального коллектива могут содержать подспудно судьбоносное для нас и нашего народа, нашего общего дела содержание. И даже такая, на первый взгляд "пустяковина" как, к примеру, современность спектакля, реализм русского театра, или перевоплощение, или конфликт может свести на нет усилия целых поколений русских художников.

Простота мудреца

В том, что нельзя убивать, воровать, обманывать, прелюбодействовать для многих современных людей наиболее убедительным, а подчас и единственным аргументом является только уголовный кодекс. Это уже даже не аксиома, а общее место. Социология новейшего времени нравственные категории рассматривает исключительно с такой утилитарной точки зрения. Дихотомия "выгода есть - выгоды нет" частенько охватывает и объясняет все, и совесть вполне вписывается в такую картину мира.

Отсутствие нравственного соглашения сказывается решительно во всех сферах нашей жизни - искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей.

В похвальных отзывах наших театроведов неизменно сталкиваешься c такими определениями: "спектакль современен", или "режиссер N придал пьесе Островского на редкость современное звучание", или "идея пьесы Гоголя, благодаря трактовке режиссера стала близка и понятна современному зрителю". Сразу всем становится приятно, легко - режиссеру, актерам, директору театра, спонсорам, самому критику. Все друг друга поздравляют, целуются, обнимаются, провозглашают тосты... Одним словом, радуются, что угодили.

Но что же такое этот зритель, так упорно и настойчиво ждущий и требующий от спектакля современности? Он сам что, неспособен просто так, непосредственно, без толкователей и посредников понимать и сопереживать людям, жившим двести лет назад? Где он живет, как он выглядит, чем занимается? Или в наше прогрессивное время история сделала такой скачок, что люди прошлых эпох кажутся нам забытыми вещами в себе, черными ящиками, или же просто скучными, примитивными и мелкими в своих переживаниях, чаяниях и проблемах?

Наверное, от этого последняя сцена в спектакле Малого театра "На всякого мудреца довольно простоты" для многих выглядит как досадно обязательная и лишняя. Несовременная. Действие в ней происходит в атмосфере этического курьеза - подглядывания в чужие дневниковые записи.

Островский в своей пьесе хотел показать событие исключительное, из ряда вон - нравственное повреждение определенного круга людей, которое можно сравнить только... Да и не с чем сравнить. Просто не могло тогда такого быть. Это за гранью всех норм. Человек 19 века даже в мыслях не мог допустить, что станет тайком читать письма и записки своей супруги или дочери, подслушивать, шпионить.

Но режиссер и не помышлял о таком анахронизме, не придал значения столь мелкому, по его мнению, недоразумению. А что такого? Ну, читают солидные и уважаемые люди сообща тайком забытый хозяином, лежащий на самом видном месте дневник. Что в этом такого особенного? В наше-то передовое время, когда по телевизору идут сплошь детективы и воровские сериалы, а реклама играет роль учителя и воспитателя, законодателя вкуса.

Так и решена режиссером эта сцена: все персонажи по очереди, с разной степенью подличанья, вяло и безынтересно, словно по обязанности, читают друг другу строки из дневника главного героя. Поскольку ситуация для современного человека пустяшная. "Ну, забыл пацан спрятать свой органайзер, - скажет какой-нибудь зритель первых рядов партера, - и все! Стоило этому Островскому тратить столько бумаги".

В чем же тогда эта, акцентированная Островским в названии, "простота мудреца", если не в убежденности юного героя в нравственности окружающих? В том то и дело, что не забыл спрятать, а просто не скрывал, потому что, чересчур дурно пахло от привычки к чтению чужих писем.

Сердца отцов

Но есть и совершенно иной, обратный путь в создании произведений искусства, известный в специальной литературе как феномен Возвращения.

Представим себе на минутку, что каким-то чудесным вихрем нас подхватило и занесло в 19 век, и мы вынуждены стать ровесниками героям пьесы, живем рядом с ними, разговариваем, общаемся, наносим визиты, разговариваем о делах, сочувствуем их заботам, сопереживаем бедам, пытаемся дружить, входить в их положение... Сможем ли мы совсем поселиться, освоиться, раствориться и адаптироваться в том обществе? Интересно, как долго удастся нам пробыть незамеченными, прежде чем мы выкажем свое происхождение и нас разоблачат? Легко ли нам стать "своими" в прежних эпохах? А ведь в те, не столь далекие времена, жили всего лишь наши прадедушки и прабабушки. И в этом вопрос: "Признает ли пращур в пришельце своего внука, или отречется, сочтет гнилой ветвью рода?"

Театральный спектакль изначально - своеобразное путешествие в прошлое, дверь, отворив которую, можно запросто встретиться и поговорить с Пушкиным и Островским, Софоклом и Шекспиром, Сумароковым и Шаховским, Чеховым, Аверкиевым... Есть ли в нас потребность в таком диалоге? Есть ли ощущение "разорванного времени", которое ты призван соединить? Если да, то необходимо дать труд понимания и истинной любви, чуткости своей душе. Если же нет, то вправе ли мы считать себя частью народа и его истории, его культуры?

"Я оживляю Гамлета", - часто слышим, как на страницах желтой газеты самоуверенно заявляет такой современный актер. "Чем же я так плох, что меня надо оживлять? Да и кто ты такой, ответь мне, чтобы меня оживлять?- спросит Гамлет. - Мне по меньшей мере четыреста лет. И это я, пойми, несчастный, я оживляю тебя!"

В Библии есть место, где говорится об одной исключительно насущной задаче, которая звучит так: вернуть детям сердца отцов. Т.е. вернуться к истокам, чтобы быть "яко древо насажденное при исходищах вод". Мы должны рассматривать призвание театра и его жизненную задачу, необходимость для жизни нации и государства, не в том, чтобы развлекать и угождать сиюминутным чувствам, не прилаживать драматургию к обыденным нашим нуждам, а в том, чтобы заставить сердца зрителей биться в унисон с сердцами их предков, в том чтобы вернуть детям сердца отцов. Соединить разорванное время. В этом основа всякой преемственности. В этом смысл всякой культурой традиции. В этом источник силы и мощи народа.

Феномен Возвращения был более присущ традиционному русскому театру, нежели угодливое коммерческое рыночное осовременивание.

Не случайно, очень не случайно, мудрые теневые идеологи большевизма, сразу же после переворота, бросили все лучшие кадры на фальсификацию фактов истории русского народа. Достаточно вспомнить подделку А.Толстым дневников фрейлины Вырубовой, убийство Царской семьи, переименование городов, переход на декретное время, перемену календаря, введение упрощенного правописания, уничтожение крестьянского уклада. По сию пору мы пожинаем плоды этой адской работы, в ней корень наших неудач и просчетов в деле возрождения России.

Существенные изменения претерпел и театр во многих основных своих чертах и традициях. Сейчас, когда в народе нашем назрела насущная необходимость возрождения основ русской жизни - церковности, государственности и самобытности, тот прошлый, находящийся под спудом русский театр, стал необходим и востребован, но, увы, во многом еще оказался слишком разобщен и раздроблен. Подменен. Критики и театроведы, прошедшие определенную выучку, в оценках своих руководствуются теми же "соцреализмовскими" критериями, режиссеры и актеры в работе над ролью, анализе драматургии, построении композиции изъясняются терминами все тех же учебников, что выпущены с одобрения большевистских цензоров. А современная пьеса, если и берет тему веры и религии, то чаще раскрывает ее в формах и традициях советской агитки. Да и программы профессиональной подготовки в театральных учебных заведениях практически не изменились.
И наш зритель вынужден поглощать всю эту пустоту, продолжать считать театром все эти идеологемы разврата и хамства; все то, что и искусством никогда не было.

Впрочем, русский театр жив, встречаются, вопреки обыкновению, принесенные неведомо откуда, каким-то наплывным ветром, отдельные спектакли, актеры, труппы - щепочки того самого русского императорского театра. И чудом уцелевшие традиции. А главное - Православие. Оно одно дает радость в творчестве и восприятии искусства, целостность и Истину. Эти традиции порой едва различимы в нынешнем нашем театре, они как огоньки на болоте, но все же есть. А значит и есть надежда на возрождение нашего традиционного национального театра. Предстоит кропотливая и большая работа, похожая на археологические раскопки. Необходимо отделить зерна от плевел.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Кудрявцев
«Прекратить проведение мероприятий, организуемых Гельманом и Мильграмом»
XIV Прикамский Народный Собор в Перми призван отстоять ценности отечественной культуры
10.05.2012
"Богиня разума"
Заметки о современном искусстве
18.12.2006
Все статьи Александр Кудрявцев
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59