Так, совсем недавно скандально известный "Всетатарский общественный центр" (ВТОЦ) им. Марата Мулюкова распространил очередное "Заявление", в котором выражается "решительный протест против судебных преследований Виталия Танакова и Нины Максимовой, а также против необъективного заключения экспертной лингвистической комиссии Казанского университета". О своей поддержке данного заявления, подписанного председателем ВТОЦ Юнусом Камалетдиновым, заявили также председатель Татарского молодёжного клуба "Шарык" Рамай Юлдашев, председатель "Антиядерного общества Татарстана" Альберт Гарапов и заместитель председателя "Милли меджлиса (Национального собрания) татарского народа" Зухра Айсина.
Для непосвящённых поясню, что речь идёт о рассматриваемом в настоящее время в Йошкар-Олинском городском суде деле марийского языческого жреца Виталия Танакова, обвиняемого по ст. 282 Уголовного Кодекса РФ в разжигании национальной и религиозной вражды, а также в унижении достоинства на основании национальности, языка, происхождения и отношения к религии, признаки которых были обнаружены в написанной и изданной им брошюре "Онаенг уйла" ("Жрец говорит" или "Мысли жреца"). По этому же делу проходит и лидер марийской националистической организации "Мари ушем" ("Союз мари") Нина Максимова, которой инкриминируется помощь Виталию Танакову в распространении указанной брошюры.
В начале ноября сего года Йошкар-Олинский городской суд удовлетворил иск Управления Федеральной регистрационной палаты по Республике Марий-Эл о ликвидации регистрации "Мари ушем". Помимо этого, брошюра "Жрец говорит" была исследована экспертами из Казанского государственного университета (КГУ), которые подтвердили наличие в ней фактов и высказываний о публичных действиях, подпадающих под определение ч. 1 ст. 282 Уголовного Кодекса РФ.
Следует отметить, что последователи "традиционной марийской веры" из "Мари ушем" прославились своими антироссийскими и антиправославными заявлениями не только в самой Марий-Эл, но и в соседнем Татарстане, где они на протяжении уже многих лет являются завсегдатаями наиболее шумных публичных "тусовок" татарских националистов. Хорошо известно, что нездоровую "отеческую" заботу о них проявляют также всевозможные "правозащитные" организации, особенно - "Международная хельсинская федерация за права человека" и "Московская хельсинская группа", стараниями которых "Мари ушем" и вся местная языческая кампания, зовущая православных в большинстве своём марийцев вернуться "к корням", были отнесены к разряду борцов за национальные и религиозные права марийского народа, преследуемых в России по политическим мотивам.
Сегодня более чем очевидно, что западные "доброжелатели" пытаются сделать искусственно раздуваемый "марийский вопрос" козырной картой в своей новой геополитической игре, нацеленной на формирование внутри страны единого "финно-угорского фронта". Причём, "горючим материалом" для них являются не только марийские националисты, но и их единомышленники из числа представителей других "колонизированных" народов Волго-Уральского региона. Своего рода шаманскую установку на это можно найти в той же брошюре "Жрец говорит", отрывки из которой в русском переводе приводятся, в частности, на интернет-сайте "Regions.ru". "В эпоху Водолея, - сообщается в ней, к примеру, - космические лучи переместились в Восточную Европу, Западную Сибирь и на Урал - на головной мозг планеты: на территорию проживания татар, марийцев, чувашей, эрзя, мокша, удмуртов, башкир. Предпосылки для таких мыслей есть: все марийцы уволены с руководящих постов, национальное движение подавлено, ликвидируется марийская религия и язык, продаются заводы и фабрики...
Марийцы - единственный народ в мире, которые прошли все этапы развития цивилизации, вбирая всё новое лучшее, и при всех режимах, этапах, эпохах, как бы тяжело не было, не растеряли свою самобытность, мировоззрение, философию, религию, язык, культуру. <...> Здесь нужно усматривать Божий промысел, религия марийского народа на многие тысячелетия будет востребована для всего мира, и марийцам уготовано быть народом, ведущим всю мировую цивилизацию в справедливое будущее".
Не трудно заметить, что русские, густо населяющие тот же Волго-Уральский регион, из "головного мозга планеты" предусмотрительно удалены. Более откровенные "мысли жреца", судя по всему, и вовсе не предназначены для публикации. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что "юридические эксперты из местных правозащитных организаций" не нашли в брошюре "ничего подпадающего под 282-ю статью УК". Видимо, на них уже пролились переместившиеся с Запада "космические лучи", чего пока нельзя сказать о четырёх экспертах КГУ, среди которых ВТОЦ насчитал, к своей вящей скорби, трёх татар.
Но и это обстоятельство было тут же поставлено в вину... российским "империалистам". "ВТОЦ, - говорится в вышеупомянутом заявлении, - озабочен тем, что в экспертной комиссии КГУ, состоящей из четырёх человек, трое являются татарами. Тем самым представителей татарского народа умышленно противопоставляют марийцам. Этот принцип "разделяй и властвуй" испытан в течение многих столетий властными и судебными органами России".
Требуя назначения "независимой лингвистической экспертизы" брошюры, татарские националисты безапелляционно заявляют, что: "Это брошюра представителя народа, идущего на гибель из-за политических игр властей Российской Федерации, человека, у которого нет ни одной национальной школы на родном языке, нет своего национального высшего образовательного учреждения и нет полноценного радио и телевидения. Это крик души марийского народа, марийской земли". Не объясняется только, почему этот крик языческой души Виталия Танакова, лицемерно приписываемый всему марийскому народу, давно уже просвещённому светом православной веры, содержит откровенные претензии на национальную и религиозную исключительность и оскорбления в адрес представителей других национальностей и вероисповеданий. Впрочем, какая душа, такие и крики...
Не менее смущает и то обстоятельство, что идеологов язычества поддерживают национал-политические группировки, позиционирующие себя в качестве ярых ревнителей и защитников ислама. Поневоле начинаешь сомневаться в правоверности этих "правоверных", готовых ради борьбы с "общим врагом" с пеной у рта поддерживать сторонников массового возведения языческих капищ. При этом от татарских националистов не прозвучало ещё ни одного протеста против ущемления прав кряшен, которых они упорно называют "крещёными татарами", но, вместе с тем, отнюдь не питают к ним братских чувств. Впрочем, и тут тоже нет ничего удивительного: ведь кряшены традиционно исповедуют православие, и вряд ли согласятся на совместные антироссийские камлания.