Философ за роялем

Концерт Михаила Плетнёва в Харькове

7 октября в Большом зале Харьковского академического театра оперы и балета им. Лысенко в рамках ХIII Международного музыкального фестиваля "Харьковские ассамблеи" состоялся концерт всемирно известного пианиста Михаила Плетнёва. Этот концерт стал кульминационной точкой не только собственно фестиваля, но и трёх последних музыкальных сезонов Харькова.

Концерт Михаила Плетнёва - одного из самых ярких русских художников современности - явление нетривиальное для культурной жизни Харькова. Остались в прошлом те времена, когда Харьков регулярно посещали музыканты мирового масштаба. С распадом Советского Союза гастрольная система была нарушена, от чего любители музыки страдают по сей день. Не только музыканты, но и их записи, компакт-диски на Украину почти не попадают. И харьковчане, истосковавшиеся по музыке самой высшей пробы, встретили музыканта овацией в момент появления его на сцене.

Михаил ПлетневВпервые Михаил Плетнёв играл в Харькове три года назад. Тот концерт, также пробужденный к жизни "Харьковскими ассамблеями", осуществленный при поддержке главы Харьковской областной государственной администрации Евгения Кушнарева, вызвал у харьковчан небывалый ажиотаж, и зал филармонии, которая принимала выдающегося музыканта, не смог вместить всех желающих.

В этот раз музыканту была предоставлена самая крупная концертная площадка Харькова, но можно с уверенностью утверждать, что и её масштабов оказалось недостаточно. Несмотря на то, что билеты в кассе и единственная (!) в городе афиша-баннер на ХАТОБе появились за два дня до концерта, свободных мест ни в партере, ни на балконах не было.

В программе концерта, организованного при поддержке нынешнего губернатора Харьковской области Арсена Авакова, прозвучала музыка композиторов-романтиков. В первом отделении пианист исполнил "Крейслериану" Роберта Шумана. Во втором, составленном из произведений Фридерика Шопена, прозвучали Полонез-фантазия, четыре ноктюрна и два вальса.

Плетнев за роялем был, как всегда, сдержан, почти аскетичен - фактически без внешних эмоциональных проявлений. Пианист казался непроницаемым, как бы отгородившимся от зрительного зала невидимой стеной, застегнутым на все пуговицы, как и его концертный костюм; и общался он словно не с публикой, а с высшим разумом. Но это и есть особенный способ общения Плетнева со слушателем.

Член жюри VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (в котором победил Плетнёв), замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: "У Плетнёва сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту".

Плетнёва хочется назвать философом за роялем или даже, может быть, - иноком, совершающим духовное деяние. Возможно, поэтому игра Плетнёва кажется отрешённой, в ней больше космического, чем человеческого. Глубокое погружение в запредельные сферы производит впечатление некоего транса, в который вовлекается и слушатель.

Плетнёв владеет инструментом не просто мастерски, но знает его досконально, сущностно - контролируя все пласты фортепианной фактуры во всех её мельчайших подробностях. Звуковая палитра его прикосновения разнообразна - от фортиссимо, сметающего всё на своем пути, до потрясающего, завораживающего пианиссимо, словно останавливающего и время и дыхание. Кажется, что технических трудностей для Плетнёва не существует - виртуозные филигранные пассажи он играет с такой лёгкостью, как будто проводит рукой по воде. Поражает и манера пианиста начинать исполнение произведения - он как бы врывается в музыку, не успевая даже усесться, не дожидаясь, пока стихнут аплодисменты.

Прослушав весь концерт с затаенным дыханием, публика приветствовала и благодарила маэстро стоя - долго и громко крича. Плетнев дважды сыграл на бис - ноктюрн Шопена и этюд Скрябина, так называемый "Революционный".

Стоит ли говорить, что музыка - особенно в таком исполнении - объединительна. В зале были замечены не только простые слушатели или деятели культуры, но и политики из самых разных политических лагерей. В те минуты, глядя на зал, казалось: может, для всеобщего примирения следует обращаться к музыке, её великой мощи, покрывающей всё и снимающей лишнее, наносное, нарочитое, побуждающей прощать? Вспоминался гениальный Андрей Платонов, с его "Котлованом": "...подошла музыка и заиграла особые жизненные звуки, в которых <...> имелось ликующее представление, приводившее тело <...> в дребезжащее состояние радости. Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть её, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности...". Однако завершим цитату: "Музыка перестала, и жизнь осела во всех прежней тяжестью".

Уже стал народным достоянием и вопрос М. Плетнёва, заданный студентке харьковской консерватории, вручившей музыканту цветы после первого отделения концерта: "Скажите, пожалуйста, честно, - не слишком скучно было?"

Дорогой Михаил Васильевич, честно, скучно не было! Было - возвышенно, глубоко, прекрасно.

Справка

В огромном исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига (мировая премьера!) и Симфонические этюды Шумана. В его активе - произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена "Пляска смерти" - парафраз на Dies Irae для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Особо отмечают плетнёвские транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского. Его сравнивают с Горовицем и Микеланджели. "Главное для Плетнева - идея, мысль, - считает музыкальный критик Ф. Фахми, - мыслить для него - значит творить. Сильной конструктивной логике этот пианист подчиняет всё. И даже его блистательная техника как бы отходит на второй план..."

Трактовки исполняемых Плетневым произведений покоряют своей глубиной и эмоциональной духовностью, яркой индивидуальностью и совершенством.

Яркая творческая натура Михаила Плетнева гармонично проявляется и в его композиторской деятельности. Он - автор Триптиха для симфонического оркестра, Фортепианного квинтета, Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, Транскрипции фрагментов балета "Анна Каренина" Родиона Щедрина. "Пролог" и "Скачки" из этого балета он включил в свою программу на конкурсе имени П.И. Чайковского и с успехом исполняет в концертах. Плетнев переоркестровал I и II фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов "Щелкунчик" и "Спящая красавица".

Плетнёв известен в мире не только как пианист, лауреат международных конкурсов, в том числе - обладатель Гран-при конкурса им. П.И. Чайковского, но и как дирижёр. С момента основания и до 1999 г. Плетнев являлся художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда Российского национального оркестра. Этот коллектив Плетнев вывел в разряд лучших симфонических оркестров мира. Теперь его приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры.

На пике славы и успеха Михаил Плетнев принял решение в начале сезона 1999/2000 года сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского Национального оркестра, мотивируя столь серьезный шаг тем, что исполнение административных функций создает определенный дефицит времени, и тем, что он хотел бы полностью сосредоточиться на своей творческой деятельности - композитора, пианиста, дирижера... Коллектив учредил для него звание - "Почетный дирижер Российского Национального оркестра".

За большие заслуги перед российской музыкальной культурой М. Плетнёв награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997), удостоен высоких званий: Народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии имени Ленинского комсомола (1978), Заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнёв - лауреат премии Award (1996) - "Лучший пианист года" (своего рода музыкальный "Оскар"), лауреат Премии президента РФ, Государственной премии РФ (2006), независимой российской премии "Триумф", а также Европейской культурной премии.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минаков:
Все статьи автора
Последние комментарии
Пожалуйста, проснись, товарищ Сталин
Новый комментарий от Vladislav
2020-09-29 23:16
«Колонизация России приведёт к катастрофе всего мира»
Новый комментарий от электрик
2020-09-29 22:21
О духовном устроении Сергея Есенина — Поэта и человека
Новый комментарий от электрик
2020-09-29 22:15
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Туляк
2020-09-29 21:29
Таблетки алчности
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-09-29 20:59
Россия должна вмешаться в конфликт в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-09-29 19:14
Великому сыну России, российскому Победоносцу
Новый комментарий от учитель
2020-09-29 18:11