Востребованность монашеского опыта

Итоговый документ Третьей ежегодной всероссийской научно-богословской конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России"

0
147
Время на чтение 10 минут

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Мф. 6:33



По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2006 года в Сергиевом Посаде и Сарове прошла Третья ежегодная всероссийская научно?богословская конференция "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России", посвященная трехсотлетней годовщине основания Саровской пустыни и обсуждавшая тему "Возрождение православных монастырей и будущее России".

Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Фонда "Фома Центр", Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ.

С приветственными посланиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко.

В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Курска, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Смоленской области.

По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее.


Православные монастыри - зримое свидетельство того, что у Российской земли есть не только политическая, военная, культурная, но и священная история. Образ монастырской обители, источающей свет, радость и покой, остается одним из фундаментальных устоев нашего общенационального самоощущения и самопонимания, является и неотъемлемой частью образа России в мире.

Сегодня, в отличие от недавних периодов нашей истории, каждый из нас имеет возможность не только изучать монастыри как культурное наследие, но и прикоснуться к живому опыту монашеской жизни. Возрождение монастырей дает нам надежду на возрождение России.

Суть православного монашества, заповеданная нам святыми отцами, это подвиг, обожение, прямое преемство пути апостольского и пути мученического. Веками в монашестве накапливался опыт того, как открыть себя Богу, дать благодати действовать в себе. История и сегодняшний день Православной Церкви полны свидетельств подлинного преображения на этом пути не только человеческого сознания, но и всего естества человека. В наши дни этот опыт предельно значим. Содержание и смысл монашеской жизни взывают не только к почитанию, но и к глубокому пониманию и осмыслению.

Грозные испытания ХХ столетия обратили русское общество к своим истокам. Политику "наведения мостов" сегодня можно отчетливо видеть как со стороны Церкви, так и со стороны лучших представителей светской культуры. Наше упование состоит в том, что монашеская молитва способна вновь, как и в прошедшие исторические эпохи, стать стержневым культурообразующим фактором.

Чтобы это стало возможным, нужны целенаправленные усилия по возрождению великой традиции русского ученого иночества. А в современной светской культуре необходимо восстановить ясное понимание содержания и смысла монашеского умного делания. Смелое и открытое свидетельствование всему миру о нашей традиции - историческая задача нынешнего поколения православных людей.

Монашеская жизнь способна дать образцы послушания, целомудрия, нестяжания, верности, столь необходимых миру вне монастырских стен. Присутствие этих идеалов в нашем национальном самосознании жизненно важно. Богатейшее монастырское наследие, хранимое в трудах святых отцов, - надежная опора в стяжании этих добродетелей. Ныне это наследие все больше востребуется обществом.

Монастыри преображают не только человека. Они представляют собой зримые образцы творимого с молитвой вдохновенного труда, преображающего данную нам Богом в управление природу. Созданные православными монахами произведения архитектуры, иконописи, прикладного, ландшафтного, инженерного искусства имеют огромную ценность и навечно вошли в сокровищницу мировой культуры.

На конференции был поднят вопрос о том, может ли мирянин обсуждать монастырскую жизнь и те проблемы, которые встают на пути возрождения монастырей. Итогом обсуждения явилось общее мнение, что это возрождение - дело всей Церкви Христовой, в том числе и мирян. Ожидания и надежды, которые миряне связывают с возрождением монастырей, большое доверие мира к монастырю - важные составляющие нынешней церковной жизни. Не менее важным следует считать и адекватное, приемлющее отношение монастыря к миру и мирянам.

В былые времена православные монастыри "шли в мир" и устанавливали свое влияние на огромных территориях, становились проводниками распространения русской цивилизации. Но это происходило после накопления духовных сил, которое длилось десятилетиями и веками. Образ этого делания - житие преподобного Серафима Саровского, который большую часть жизни был в молитвенном затворе и лишь под конец пути вышел на служение людям.

В наши дни монастырям возвращают их достояние, зачастую превращенное в руины. Монашеская община тратит много сил на то, чтобы обживать и восстанавливать это наследие. Не меньше сил уходит на то, чтобы ответить на духовную жажду мира. При этом необходимый для служения в миру духовный опыт еще не накоплен. Так что одна из главных опасностей на пути современного монашества - расходование сил не на созидание внутреннего сокровенного человека, а на хлопоты по хозяйству и прием неиссякаемого потока паломников.

Социальное служение монастырей иногда рассматривается как основной довод в пользу их восстановления. Действительно, в возрождаемых обителях делается во славу Божию много полезных дел. Однако православные люди понимают: внутренняя молитвенная жизнь монастыря шире и важнее его социального служения, которое не является самоцелью. Наоборот, лишь духовное созревание способно дать плоды и на ниве добрых дел.

Миряне знают, что всегда могут приехать в монастырь и получить там духовную помощь. Но сегодня мы сами должны помогать монастырям - трудиться для восстановления монастырских стен, налаживать жизнеобеспечение, а при необходимости - защищать свои святыни от посягательств. Монахи должны иметь возможность делать свое дело - молиться. Мирянам же надо создавать условия, чтобы монашеская молитва могла совершаться, не рассеиваясь на житейские попечения.

В сегодняшних монастырях востребованы не только простые послушания, но и самые современные, - юридические, экономические, организационные, проектные, информационные и иные, требующие высокопрофессиональной подготовки. Формой, в которую такое служение способно вылиться, могло бы стать создание у монастырских стен мирских братств, обществ, попечительских советов, берущих на себя, по слову апостола, бремя восстановления и обустройства монастыря: "Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов"(Гал. 6:2).

Защита возрождаемых монастырей как нашего общего достояния - особый вопрос. Сегодня перед монастырями стоит много проблем, среди которых недолжное использование церковного наследия, невозвращение земель, зданий, иного имущества, а в ряде мест - продолжающееся поругание святыни. В сегодняшнем правовом поле закреплено право государства вернуть монастырское имущество, но нет обязанности его вернуть. В тех же случаях, когда возвращение имущества происходит, оно, как правило, передается не в собственность, а в пользование.

Особую проблему представляют намерения использовать возрождаемые монастыри как высокорентабельные объекты индустрии туризма и развлечений. Растущая туристическая эксплуатация без должного уважения к церковным традициям разрушает наследие монастырей и окружающую природу, профанирует духовную атмосферу обителей. Так, тяжелая ситуация, о которой неоднократно говорил Святейший Патриарх Алексий II, сложилась сейчас на Соловках.

Участники конференции выразили серьезную обеспокоенность коммерциализацией Соловецкого наследия, идущей при активном участии ряда государственных учреждений и властных структур. На конференции были обсуждены планы создания Ассоциации мирян по защите Соловецкой святыни.

Общественная поддержка монастырей, информационная работа, решение имущественных вопросов должны вестись юридически квалифицированно. Помимо использования всех возможностей действующего законодательства здесь необходимы и законодательные инициативы, например, введение понятия "религиозной святыни" в правовое поле Российской Федерации. Прецеденты защиты святынь в мировой законодательной практике имеются.

Успешные инициативы монастырей, приходов, православной общественности по защите своих прав надо распространять. Для этого на общецерковном уровне было бы целесообразно создать соответствующее институциональное и методическое обеспечение. Было бы полезно создание и епархиальных правовых служб.

Защита монастырей важна для нашей гражданской самоорганизации. Научившись защищать свои святыни, мы, православные граждане Российской Федерации, научимся строить по духовным канонам и свою повседневную жизнь.

Мир нуждается в монастыре, как и монастырь нуждается в мире. Особую нужду в отношениях с монастырем испытывает современная российская школа. Познавательное и трудовое паломничество в монастырь может стать органической частью образовательной и воспитательной работы. Важная линия развития связана с созданием при монастырях приютов, детских домов и дающих полноценное современное образование школ, где традиции монастырского воспитания могут быть соединены с современными достижениями педагогики.

Мы уповаем на то, что желание молодежи потрудиться в монастыре во славу Божию и для собственной пользы со временем вновь станет признанной общественной нормой. Монастырь может, как и в былые века, соделаться настоящей школой труда и молитвы для молодого поколения новой России.

Все определеннее помимо ставшего уже привычным образа монастыря, братия которого пребывает в трудах на земле, вырисовывается образ городского монастыря - монашеской общины в центре современного города. Посреди городской жизни, в средоточии искушений, шума и беспокойства, труднее спасаться. Но именно в городах живет сейчас большая часть нуждающихся в окормлении верующих, именно городские монастыри успешно развивают просветительскую, педагогическую, издательскую, научно-богословскую деятельность.

Возможно, в сегодняшних условиях большее развитие могли бы получить малые братства и сестричества, небольшие монашеские общины. Ведь и Мельничная община батюшки Серафима до того, как дивеевские общины соединились в один монастырь, 15 лет была не монастырем, но трудовой молитвенной общиной со своим уставом.

Духовное возрастание монастырей и расширение их влияния неминуемо приведут к возрастанию жизненной силы русского народа. Восстановление монастырей и возрождение крепкой русской семьи взаимосвязаны. Монах и семьянин - два образа благочестия. Вокруг монастырей будет формироваться нравственное общество, где редкостью станут разводы, аборты, семейное насилие, наркотики, пьянство, суицид, преступность. Мы убеждены, что уже по этим причинам государство и благонамеренное светское общество должны быть заинтересованы в поддержке православных монастырей.

На конференции обсуждались конкретные проекты, такие как устройство духовного училища для сестер и послушниц Дивеевского монастыря, придание возрождаемому Саровскому монастырю богословской, образовательной и книгоиздательской направленности, создание при Дивеевском монастыре общественной приемной, осуществляющей юридическое консультирование православных граждан.

Посреди всех искушений века сего мы уповаем на твердость в вере православного монашества, разного по внешним формам своей жизни, но неизменно и крепко святоотеческого по духу. Мы верим, что стремление к совместному житию во имя Христа будет присутствовать в Церкви до конца времен, а значит, до конца времен мир будет иметь наставление и живой образец, побуждающие к поискам спасения души, глубокому размышлению, созерцанию и молитве.

В трудах по устроению монастырской жизни как монашествующим, так и подвизающимся им в помощь мирянам нужны здравомыслие, терпение, духовная трезвость. Стремление не только заложить сад, но и вырастить его, чтобы насладиться плодами, по-человечески понятно. Но надо отчетливо сознавать, что исчерпывающее исполнение наших чаяний находится, скорее всего, за горизонтом нашей собственной земной жизни. Это, бесспорно, не умаляет повелительной необходимости прикладывать к делу возрождения монастырской жизни все свои силы, не умаляет и необходимости испрашивать новых сил у Господа.

Прославленные монастыри минувшего нельзя восстановить ныне в буквальном соответствии со старыми чертежами и уставами, как нельзя скопировать чудотворную икону. Но намоленный список с чудотворной иконы по горячей молитве праведников и по милости Божией может сам стать чудотворным. Глубоко верим, что так и будет с монастырями, появляющимися ныне на просторах России.

+ + +


Третьей всероссийской научно-богословской конференцией "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России" была принята резолюция "Реформа российской высшей школы и теологическое образование":

Мы, участники Третьей всероссийской научно?богословской конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России", организованной Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, считаем необходимым обратить внимание властей предержащих, научно-педагогических кругов, профессиональных сообществ, средств массовой информации и широкой общественности на круг актуальных общезначимых вопросов, связанных с преподаванием теологии в высшей школе.

В настоящее время Правительство Российской Федерации приняло план мероприятий по реформированию системы образования. Согласно этому плану осенью 2006 года должен быть утвержден новый классификатор образовательных специальностей и направлений, а также государственные стандарты высшего профессионального образования 3-го поколения по каждой специальности.

Мы считаем необходимым, чтобы в процессе этого реформирования классическое фундаментальное богословское образование не было упразднено или ущерблено. Сегодня это образование признано государством как полноценная и полноправная часть общенациональной образовательной системы. Это было достигнуто посредством утверждения стандартов по теологии 2-го поколения, действующих в настоящее время.

Классическая фундаментальная система наук, объединенных под именем теологии, должна получить дальнейшее развитие в российской высшей школе. Такова, в частности, позиция Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, чье авторитетное суждение по обсуждаемому вопросу пользуется нашим полным доверием и поддержкой.

Мы призываем представителей науки, культуры, государственной власти, ответственного предпринимательства, местного самоуправления, всех, искренне заинтересованных в укреплении духовной и культурной идентификации нашего народа, повышении творческого потенциала отечественной науки, культуры, образования, к всемерной поддержке преподавания теологии в высшей школе.

Мы считаем, что в высшей школе должны быть сохранены как базовая программа подготовки бакалавров по теологии, так и последующие ступени подготовки специалистов и магистров. Следует продолжать разработку и программ дополнительного образования по теологии, в том числе для работников образования, средств массовой информации, органов власти и управления.

Мы убеждены, что система теологического образования должна и дальше развиваться по конфессиональной модели, которая полностью соответствует лучшему мировому опыту и в нынешней ситуации духовного, культурного и экономического подъема России востребована нашей высшей школой, всем российским обществом.
30 июня 2006 года, Саров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от РомКа
10.05.2024 22:15
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от РомКа
10.05.2024 22:08
«Сталин был другим…»
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.05.2024 20:49
Аресты не изменят коррупционной системы
Новый комментарий от Могилев на Днепре
10.05.2024 19:33
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 19:04