Монастырь был огромный, он находился в самом центре города, на красивом взгорке. На фотографии, дошедшей до нашего времени, хорошо видны мощные стены монастыря, несколько храмов и колоколен.

Неожиданным образом монастырь оказался связанным с именем А.С.Пушкина. Во время своего приезда в Симбирск (Пушкин собирал в Поволжье материалы для своей истории Пугачевского бунта) поэт посещал эту обитель. Существует даже предположение, что судьба некоей Варвары Кравковой, которая стала насельницей этого монастыря, особо интересовала Пушкина: его просили узнать о ней столичные знакомые.

Вообще же известно очень мало имен и судеб тех, кто спасался в этой женской обители.
Духовной жемчужиной Спасского монастыря была одна из последних игумений его - Феофания, о которой и доныне хорошо помнят православные в Ульяновске. Сохранилась чудом уцелевшая фотография игумении Феофании. По свидетельству клиросной храма Неопалимой Купины - Зои Александровны, одна из ее знакомых получила благословение своей бабушки - постоянно навещать могилку игумении Феофании: "Она была не простая". Сначала игумению похоронили на кладбище возле реки Свияги. Когда монахини (очевидно после революционных потрясений) вернулись в город, - кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения своей игумении и нашли его.
Когда стали поднимать гроб, из него шло явное и сильное благоухание.

Неизвестно, кто же на самом деле являлся последней настоятельницей Спасского монастыря - игумения Феофания или игумения Амфия. Но известно, что именно последняя настоятельница монастыря была сослана при советской власти в тюрьму. Известен и один любопытный эпизод ее ссылочной жизни, о котором в свое время Тамаре Ивановне Беловой поведала ее тетка - одна из последних, если не последняя инокиня Спасского монастыря. После разгона обители матушку игумению сослали в тюрьму. В камере, где она находилась, сидело не менее 25 человек. И все они мучались из-за того, что одна заключенная (ее все звали "татарка") день и ночь икала не переставая. Все просили надзирателя: "Уберите ее, не дает спать, мешает своей икотой". Однажды ночью игумения помолилась об этой несчастной женщине, зачерпнула воды в стакан, опустила в него свой нательный крестик и подала той со словами: "Выпей, вот тебе лекарство". Та выпила и сразу перестала икать. Когда утром все проснулись, то подумали, что "татарку" убрали в другую камеру, так как в помещении стояла непривычная тишина. А потом увидели, что их сокамерница никуда не делась, только больше не икает. После ссылки сама игумения рассказала обо всем этом инокине Матроне.

Революция застала ее в иноческом звании. Начался разгон знаменитого и многонаселенного Спасского монастыря. Монахини и послушницы бежали, укрываясь от безбожных властей, кто куда. В основном уезжали в деревню к родным, некоторые вышли замуж. Инокиня Матрона жила по-монашески, ни в чем не отступая от правил монашеской жизни, в селе Вышки под Ульяновском.

Перед смертью говорила: "Все ушли, одна я осталась колосом на несжатой полосе". Умерла она 11 ноября 1984 г.
В настоящее время вновь образованный в Симбирской епархии женский Свято-Архангело-Михайловский монастырь возвратил Церкви территории Спасской обители, на которую претендуют могущественные финансовые организации. Как в малой капле отражается в этом общее состояние нашей сегодняшней действительности. Кто победит? От этого во многом будет зависеть духовная жизнь - наша и наших детей.
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук, профессор