"Мы - такие же сыны Твои, как и весь Твой великий православный народ..."

Обращения кряшен к Императору Николаю II и к Казанскому отделу "Русского Собрания" и комментарии к ним специалиста

Как показывает изучение архивных материалов, "кряшенский вопрос" отнюдь не является порождением современной нам действительности. Корни его уходят глубоко в прошлое русского православия и всего нашего государства и столь же переплетены и запутаны в нём, сколь переплетены и запутаны в силках коммунистической и многочисленных "постсоветских" идеологий нынешние представления об истории христианско-мусульманских взаимоотношений в Российской империи.

Расхожая большевистская идеологема, изображающая царскую Россию "тюрьмой народов", в которой Русская Православная Церковь играла роль главного "орудия религиозного и национального угнетения", автоматически означает, что "крещёным татарам" (к которым часто "оптом" относят как "новокрещенцев", так и "старокрещенцев" - то есть собственно кряшен) отводилось в ней привилегированное положение по сравнению с их вечно "гонимыми" и "бесправными" соплеменниками-мусульманами. И, естественно, в этой схеме, взятой сегодня, к сожалению, на вооружение многими татарскими историками, абсолютно нет места фактам противоположного свойства: в частности, свидетельствующим о том, что на "крещёных татар" в конце XIX - начале XX веков "братьями-мусульманами" с целью перехода в ислам нередко оказывалось такое сильное давление, нейтрализовать которое были не в силах даже самые опытные православные миссионеры. И тогда у оставшихся верными православию кряшен, попавших в эпицентр массовых "отпадений" в ислам, оставалась лишь одна надежда - на русского царя и его преданных слуг - правых монархистов.

Ниже приводятся два любопытные документа, датированные мартом - апрелем 1908 г., которые разрушают прежние идеологические стереотипы, касающиеся исторического прошлого "кряшенского вопроса".

Всеподданнейший адрес "мамадышских крещенцев" Императору Николаю II ко Дню Святой Пасхи

"Всемилостивейший, Благочестивейший наш Православный Царь-Самодержец!
Осмеливаемся мы, крещёные татары Казанской губернии, принести Тебе, возлюбленному Отцу и Царю нашему наше поздравление с Высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения и выразить наши сыновние верноподданнические чувства: да сохранит Тебя Господь, да укрепит Тебя Господь, да даст Тебе, Православному нашему Царю всероссийскому, мужество Давидово противу врагов Твоих и мудрость Соломонову на устроение великого Царства Твоего.

Мы, Твои верноподданные крещенцы, любим Тебя всем сердцем, готовы за Тебя положить души наши. Мы - дети и сыны Православного народа Твоего и любим святую Церковь Православную. Прими же нас, Отец наш, в Отеческую любовь Твою, утешь нас Царским словом Твоим.

Скорбим мы, скорбим великою скорбию: многие из народа нашего, братья наши по крови, приняв святое крещение, а потом наслушавшись разных неверных смутьянов, уходят из Церкви православной, перестают быть братьями нашими по духу и становимся мы в отношениях друг другу как бы умершие. Вот великое горе наше! И не знаем мы, как помочь горю нашему, только скорбим не переставая. И как любящие сыны Твои, нашего Православного Царя, нашей единой Утехи, со скорбию своею к Тебе и обращаемся: во имя воскресшего нашего Господа Иисуса Христа оживи нас, скажи нам слово утешения, укрепи Твоим Царским словом смущённых, ободри и подкрепи тех, кто в печали своей упал духом. А мы не перестанем во веки молиться за Тебя, за Твою всю Царскую Семью и Твоего Наследника; за Царскую же Твою к нам милость будем вечно радоваться, что мы не забыты любовию Твоею, что мы - такие же сыны Твои, как и весь Твой великий православный народ".[1]

Обращение "крещен" - участников схода в селе Большие Савруши (Елышевской волости Мамадышского уезда Казанской губернии) в Казанский отдел "Русского Собрания"

"В виду того, что мусульманство сильно усилилось в нашем краю, и православие стали сильно унижать татары, мы, искренние ревнители православия и всегдашние защитники его в своих селениях, собравшись ныне 6 марта 1908 года в селе Б.[ольших] Саврушах из разных, склонных к отпадению, селений, разных волостей, смеем прибегнуть к "Союзу Русского Народа", чтобы он пришёл на помощь - заступиться за нас. Мусульмане часто стали, с делом и без дела, ходить в наши селения, выказывая на вид крещёным торжество своей религии пред христианством, по случаю свободы вероисповеданий, и приводя в ужасное уныние оставшихся в православии крещёных татар. Теперь и муллы, приезжая в наши селения и останавливаясь на въезжей[2] квартире, как чиновники, через православных десятских, стали собирать отпавших на сходку, и Оренбургское духовное мусульманское собрание стало присылать свои указы на открытие медресе в православных селениях, как, напр.[имер], в дер.[евне] Салтыган-Ключе. Открыто стали учить детей своих отпавшие в подпольных школах, выписывая шекирда-учителя из мусульманского селения. При общественных делах отпавшие стали обнаруживать очень беспокойный и дерзкий характер, чтобы перевес был всегда на их стороне, а в противном случае [они] готовы всегда учинить драку непременно. И детей своих отпавшие учат, чтобы и они всегда издевались над нами, над детьми нашими, то кидая камнями, то словом - "урыс" (русский), "кафир" (нечестивец).

Летом же всегда много бывает случаев, что всегда нарочно травят наши хлеба в поле ночью. Эти отпавшие до дня подачи своих прошений на отпадение исполняют все обряды православные и ходят все в церковь, а подают прошение, называя себя давно, с предков своих, отпавшими, и умерших и живых родителей православных называют в прошении давно отпавшими, хотя родитель его искренно православный человек. Между нами очень много случаев, что обращают своих жён и детей в мусульманство насильно, частенько продолжительное время учиняя тиранство над ними, а мусульмане открыто хвалят сей поступок отпавших, называя [его] великим спасительным делом. Мусульмане, если кто окрестится из них, такового они лишают всего по их закону и выгоняют из общества, а если же кто отпадёт от православия, мусульмане сильно заступаются за отпавших, нахально требуя от общества всего следуемого тому отпавшему, даже и с излишеством.

Просим покорнейше, нельзя ли будет "Русскому Православному Союзу" ходатайствовать пред правительством, чтобы оно сделало распоряжение, чтобы муллы не имели бы права ходить так торжественно в таковые селения, где есть, хотя [бы] и мало, православных, с делами религии мусульманской, как чиновники.

Оренбургское мусульманское собрание не присылало бы таковых распоряжений на постройку мечети и на открытие медресе в такие селения, где есть хотя [бы] шесть, семь домов православных (как в дер.[евне] Салтыган-Ключе), и не открывало бы в таких смешанных селениях ни мечети, ни медресе, особенно, где есть храм Божий, как в селе Елышеве. Ещё названное мусульманское общество не очень бы так спешило, всевозможно старалось приписывать новоотпавших к другим селениям мусульманским, так как из этих новоотпавших очень много везде сказывается желающих опять возвратиться в православие, вполне сознавая после свой необдуманный и гибельный поступок, но ныне уже [они] сильно боятся угроз татар, т.[ак] к.[ак] они уже числятся членами мусульманского общества. При том, нельзя ли будет ходатайствовать и о том, чтобы муллы дали бы слово не совращать уже более православных татар переходить в мусульманство, также они удерживали бы да и своих прихожан-татар от совращения крещен в мусульманство, под видом разных обманчивых благодеяний. Таких насильственных действий со стороны татар и отпавших в настоящее время так стало много, которых и перечислять не возможно".[3]

Оба вышеприведённых документа имеют временную привязку к марту - апрелю 1908 г. и территориальную привязку к Мамадышскому уезду Казанской губернии, что, вкупе с некоторыми другими обстоятельствами, позволяет предположить общий характер их происхождения.

Копия первого документа - всеподданнейшего адреса "мамадышских крещенцев" Императору Николаю II - была представлена 13 апреля 1908 г. (вместе с ответной телеграммой на него от обер-прокурора Святейшего Синода П.П.Извольского, датированной 11 апреля) Казанскому губернатору М.В.Стрижевскому известным миссионером, епископом Мамадышским Андреем (в миру - князем А.А.Ухтомским). "Его Императорское Величество, - говорилось в телеграмме П.П.Извольского, - милостиво приняв доставленный Вами Всеподданнейший адрес крещённых[4] татар Мамадышского уезда, изволил начертать: искренно благодарю верных сынов Православной церкви за их горячие чувства".

В своём обращении к Казанскому губернатору епископ Андрей покорнейше просил М.В.Стрижевского оказать помощь в "напечатании этих документов", указав, что "ответ Государя особенно дорог на Пасхе". Просьба была выполнена, и всеподданнейший адрес "мамадышских крещенцев" с ответом на него Императора Николая II был опубликован как в официальной столичной ("Правительственный Вестник" - N 110 от 21-го мая / 3-го июня 1908 г.), так и в местной ("Казанский Телеграф" - N 4567 от 25 мая 1908 г.) прессе.

Второй документ - обращение "крещен" - участников схода в селе Большие Савруши в Казанский отдел "Русского Собрания" был заслушан 12 марта 1908 г. на заседании Совета этой организации и целиком вошёл в его протокол. Внимая обращению "крещёных татар", казанские "эрэсовцы" постановили послать протокол (с текстом письма и изложением соображений на данный счёт своего председателя А.Т.Соловьёва) председателю Главного Совета "Союза Русского Народа". По мнению А.Т.Соловьёва, в тех местностях, где заметны "отпадения", следовало бы назначать на жалованье "русских, знающих татарский язык, преданных делу православия" священников. "Следует, - добавлял он, - ходатайствовать, чтобы отпавшие от православия удалялись из общества в то общества, куда они отпали, лишались своих наделов и получали их в том обществе, к которому по вере они перешли; это будет соответствовать учению христианскому: извергните развращённых из среды вашей, и не должны христиане принимать в своё общество тех, кто не признаёт Христа. Улучшение состава духовенства и меры удаления из общины отпавших сразу прекратят отпадения в магометанство, так как татарам придётся присоединившихся к ним наделять своей землёй".

Некоторое время спустя - 10 июня 1908 г. - Святейший Синод получил представление Главного Совета "Союза Русского Народа" с приложением копии некоего протокола заседания "Казанского Собрания Союза" о "беспрепятственно производящейся в сёлах Казанской губернии пропаганде иноверцев" в ущерб православию, авторы которого настаивали на принятии решительных мер к её скорейшему прекращению. Делу был дан ход, и изложенная в протоколе информация, кочуя из документа в документ, начала двигаться по инстанциям и вскоре вновь вернулась в Казань. Весьма любопытно при этом, что тогда все действовавшие в Казанской губернии черносотенные организации отрицали свою причастность к данному документу. Однако изложенная в нём информация не оставляет никаких сомнений насчёт авторского первородства Казанского отдела "Русского Собрания".

Обстоятельства, указывавшие на то, что факты неприкрытого давления татар-мусульман на своих православных соплеменников действительно имели место, позволили Святейшему Синоду начать серьёзное разбирательство на высшем правительственном и церковном уровнях, в которое, в той или иной мере, оказались вовлечены председатель Совета министров П.А.Столыпин, директор Департамента духовных дел А.Н.Харузин, директор Департамента народного просвещения С.И.Анцыферов, архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (в миру - Н.Т.Каменский), а затем и его приемник - Иаков (в миру - И.А.Пятницкий), Казанский и Вятский губернаторы М.В.Стрижевский (а затем и его приемник - П.М.Боярский) и П.К.Камышанский, а также другие известные фигуры.

Усиленное новыми заявлениями казанских "союзников" и подхваченное правой и либеральной столичной прессой оно вскоре превратилось в одну из излюбленных тем газетных публикаций, стало поводом для нешуточных партийных и думских дебатов. Повсеместно заговорили о непомерно усилившейся панмусульманской и пантюркистской угрозе, о планах создания в самом сердце России исламского государства "Тюркистан" (или "Казанского царства"), о подрывной деятельности "наших младо-турок", мулл-новометодистов, о многотысячных "отпадениях" из православия в ислам и т.п.

Наконец, в начале 1910 г. было созвано "Особое Совещание по выработке мер для противодействия усилению татарско-магометанского влияния в Казанском крае" (по другим документам - "Особое Совещание для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае") под председательством А.Н.Харузина. Но существенных правоограничительных изменений в национальную и религиозную политику властей оно так и не внесло, главным образом, потому, что Казанскому губернатору и высшему епархиальному начальству удалось убедить столичные власти в полном контроле над ситуацией. Что же касается собственно "кряшенской проблемы", то она, к сожалению, оказалась в связи со всем этим оттеснена далеко на задний план и, несмотря на огромное количество поломанных вокруг неё "копий", так и не нашла тогда своего должного разрешения.

СНОСКИ:
1. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1128. Л. 36 и об.
2. В оригинале - "взъезжей".
3. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 661. Оп. 2. Д. 3. Л.л. 124 - 126.
4. Так в оригинале.
Л.В.Алексеева, историк (Казань)
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Кряшенский вопрос"
«Около 30% татар исповедует православное Христианство»
В рамках Рождественских чтений прошла конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России»
03.02.2020
«Большая потеря для всего кряшенского народа»
На 62-ом году жизни отошел ко Господу настоятель кряшенского прихода города Казани митрофорный протоиерей Павел Павлов
09.08.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-02 18:59
Если православный, должен проголосовать за поправки!
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 18:27
Кто и как должен любить Христа
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 18:05
Воцарение коронабеса
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 17:43