"Помни, что спасение
нашего народа - в верности
русской Державе во главе с Царем-
помазанником Божьим."
Из "Памятки молодому человеку.
Обращения Союза Русского Народа"
Когда я узнал, что в Москве, в день Михаила Архангела, будет проходить восстановительный съезд "Союза Русского Народа", и что он состоится в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, то я в это не поверил.
Однако через своих знакомых узнал, что съезд действительно состоится, и возглавлять его будет известный русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков.
Почему вначале информация вызвала у меня сомнения?
Прежде всего, оценивая обстановку в стране, я предпологал, что время для такого решительного и открытого выступления еще не настало. И тем более поразительно показалось то, что Съезд будет проводиться именно в Храме Христа Спасителя.
В течение последних пятнадцати лет я бывал практически на всех собраниях оппозиции, включая съезды Русского Национального собора и другие, более или менее представительные собрания. К сожалению (не так давно я об этом уже писал), все эти форумы, при самом, порою, ярком оформлении, на деле оказывались несостоятельны. Прежде всего потому, что люди, встававшие во главе многочисленных патриотических движений и собиравшие все эти съезды и соборы, были заведомыми провокаторами, ставившими целью разобщить русское движение, а отнюдь не объединить его. Самый яркий пример - генерал Стерлигов.
Думая об этом, я стал оценивать фигуру нынешнего организатора восстановительного съезда "Союза Русского Народа". Вячеслав Михайлович Клыков - выдающийся русский скульптор, создатель многих великолепных памятников: святому Сергию Радонежскому, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, маршалу Жукову, святому страстотерпцу государю-императору Николаю Второму, святому Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), и др.
В настоящее время готовится к установке созданный Клыковым памятник князю Святославу, уже вызвавший немало нападок.
Все эти памятники я действительно считаю выдающимися произведениями, достойным продолжением великого наследия русского изобразительного искусства.
Что же до организаторских способностей Вячеслава Михайловича, то о них я не могу судить, поскольку не имел возможности оценить их. Хотя уже то, что произведения Клыкова столь успешны (согласитесь, не всякий скульптор ставит свои памятники на центральных площадях столиц!), говорит о том, что у него есть и недюжинный дар художника, и должная гибкость в общении с властью, и настойчивость, и мудрость.
Мне доводилось видеть Вячеслава Михайловича Клыкова на патриотических собраниях, где он не раз говорил о своей приверженности православным, монархическим традициям. Однажды, это было 5 ноября 1996 года, на концерте, посвященном памяти Игоря Талькова, мы с ним познакомились и побеседовали. (Я собирался брать у него интервью для одного из русских изданий, но, к сожалению, эта публикация не состоялась). Он показался мне человеком серьезным, открытым и доступным.
В связи с этим, тот факт, что во главе восстановительного съезда "Союза Русского Народа" оказался именно Клыков, был для меня добрым знаком. Иной фигуры, достойной возглавить такое движения, сейчас, пожалуй, в России не найти. Тем более, что Вячеслав Михайлович до сих пор не был связан ни с какими политическими партиями.
И вот, 21 ноября я, приехав в Москву, в назначенное время подъехал к Храму Христа Спасителя. В пригласительном билете делегата Съезда было объявлено, что перед началом собрания состоится торжественный молебен. Однако в храме шла обычная утренняя служба, служилась Литургия. Двери зала Церковных Соборов были закрыты, а перед храмом стояло несколько автобусов, в которые приглашали делегатов. Тут же, в одном из автобусов, я увидел своих знакомых из Санкт-Петербурга.. Они объяснили, что назначенного в храме молебна не будет, и всех нас сейчас отвезут в Дом культуры имени Горбунова (в народе - "Горбушка"), в котором и начнется заседание Съезда.
По дороге многие высказывали свое разочарование. Так и говорили: "В храм Христа Спасителя нас не пустили!" Но у меня в душе никакого разочарования не было. Честно говоря, я с самого начала предполагал, что события именно так и будут развиваться. О внутрицерковной жизни я знаю не понаслышке, уже много лет являюсь членом церковно-приходского совета одного из петербургских храмов. И прекрасно представляю, в каких сложнейших условиях продолжает возрождаться Православная Церковь. Ей приходится жить и работать в окружении несметного количества врагов самого разного рода, от коммунистов, до оголтелых западников, от легиона проповедников-сектантов, до бдительных государственных служб, блюдущих "политкорректность". За день до отъезда в Москву я прочитал в интернете, что госдепартамент США представил очередной доклад о соблюдении свободы религий в мире. В числе прочего американские "аналитики" определили главным врагом свободы религий в России Русскую Православную Церковь!
Ну тут все понятно - что взять с американских "аналитиков"? Но если бы только они... Я вообще-то стараюсь не читать и даже не брать в руки всяких сомнительных изданий, но, к сожалению, они постоянно попадаются - то на сайтах (и, увы, нередко на православных!), то в киосках, среди патриотической периодики. Недавно пришлось открыть один "патриотический" журнальчик, а там... Не нужно никаких американцев! Чего только не выливают авторы статей на нашу церковь! И вся-то она "прожидовленная", и все ее иерарахи - просто чиновники в рясах, а цель их - обогащение и сытая жизнь, и преобладают среди них главным образом тайные иудеи, и ничего, кроме отторжения русских людей от Православия таким образом не происходит. Вот прочитает такую статью невоцерковленный человек, решающий, как жить, какие идеалы исповедовать, и уж точно в Православную Церковь не пойдет!
В нескольких своих статьях я уже писал о том, что несмотря на все разрушительное влияние пятнадцати лет перестройки, в эти годы произошли и очень важные положительные перемены, главная из которых - возрождение Русской Православной Церкви, восстановление из мерзости запустения православных святынь (возродилось уже около десяти тысяч храмов и несколько сотен монастырей), приход в храмы десятков тысяч русских людей.
Да, нестроения и нарушения в жизни церковной есть (а как может их не быть, если при советской власти церковь не жила, а выживала}. Но главное - то, что в тысячах православных церквей вновь служится Божественная Литургия и совершается Бескровная Жертва. Русские люди вновь идут к исповеди и причастию, снова крестят своих детей.
Тем же, кто так назойливо внушает нам, что возглавляют нашу Церковь недостойные люди, и она от этого утрачивает благодать, хотелось бы напомнить, что во главе Церкви на самом деле стоит Господь Наш Иисус Христос. И если внутри ее есть недостойные пастыри, то они вне сомнения будут за это наказаны, а благодатность Литургии не пострадает, потому что ее совершает Бог, и Он поругаем не бывает.
Я так много об этом говорю, чтобы дать представление обо всей сложности ситуации, в которой сейчас находится Русская Православная Церковь, и о той ответственности, которая лежит на ее руководителях. Не знаю, состоялся ли в канун Съезда диалог между Клыковым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, шла ли у них речь о молебне в Храме Христа Спасителя и о проведении заседания в зале Церковных Соборов. Но мысли Патриарха в данном случае легко прочитать. Да, Клыкова он несомненно знает и имеет основания ему доверять. Однако Съезд - это не один Клыков. А как поведут себя другие делегаты этого собрания, и как будут в дальнейшем развиваться события, пока никто не знает.
Сейчас оппозиция, которая имеет наглость называть себя "правой" (состоящая из хакамад, немцовых и им подобных) и охотно объединившиеся с ними коммунисты активно призывают к свержению существующей в России государственной власти. А теперь представим ситуацию: на Красной площади собирается нечто, подобное киевскому майдану, и "вожди" - те же Хакамада с Немцовым и товарищ Зюганов провозглашают свои революционные лозунги... С кем в этой ситуации окажутся представители Союза Русского Народа? К кому они примкнут? Что если голоса провокаторов окажутся громче голоса того же Клыкова и других разумных делегатов? И кому тогда, получится, давал свое благословение Предстоятель Русской Православной Церкви? Разрушителям России?
Доверие Союз Русского Народа сможет завоевать лишь тогда, когда твердо заявит, как заявлял и его предшественник, Союз, собранный столетие назад, что он против ЛЮБОЙ, какой угодно революции, потому что сама революционная идея начисто лишена созидания.
Итак, автобусы с делегатами остановились возле ДК Горбунова. Зал "горбушки", современный, хорошо оборудованный, свободно вместил всех собравшихся (вместе с приглашенными на Съезд гостями - более тысячи человек).
Представительство Съезда даже на первый взгляд вызывает уважение. В зале собрались не охочие покричать и поразмахивать руками юнцы, не ринувшиеся в политику "лишние люди". Пришли те, кто уже много поработал для России, накопил опыт, прошел "огонь, воду и медные трубы". Люди, проверившие свои силы в патриотическом движении.
Установленная на сцене большая икона Архистратига Михаила напоминала нам о мистическом значении происходящего. Произошло возрождение организации, которая сто лет назад сумела остановить первую русскую революцию и отдалить на двенадцать лет наступление кровавого хаоса. Членами первого Союза Русского Народа были Святой праведный Иоанн Кронштадский, Святейший Патриарх Тихон, многие другие лучшие, достойнейшие люди России. И, став членами той же самой, ныне возродившейся организации, мы объединились с ними, получили право надеяться и молится об их заступничестве перед Господом.
Съездом был принят Устав Союза. Устав, который не пришлось составлять заново - тот самый, что приняли сто лет назад. (Символично и то, что благодаря нынешней ситуации в стране, в нем не пришлось изменить ни строчки!). Делегаты единогласно проголосовали за этот Устав. И когда голосование совершилось, у меня за спиной прозвучал голос: "Ну прямо, как при коммунистах!" Я обернулся. Реплику пустил один из снимавших нас тележурналистов. Возражать ему я не стал. Но в душе подумал: "Да при чем здесь коммунисты? Их "единогласие" шло от того, что они были запрограммированы не возражать и не сомневаться. А здесь единогласие - от соборности мысли. От того, что каждый пришел в этот зал, думая и чувствуя то, что думали и чувствовали все остальные. Так и должно быть в России, где народ православный, и православным будет правительство!"
После перерыва Съезд приступил к выбору руководящего органа Союза Русского Народа - Высшего Совета, в который было избрано более шестидесяти известных патриотических деятелей. В.М.Клыков был избран председателем Союза Русского Народа. Было принято постановление съезда
"О чине всенародного и Соборного покаяния", где говорится: "о страшном грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди - в грехе бунтарства против самодержавной власти и невозбрания убийства нашего Царя Помазаника Божия..."
Прозвучал русский национальный гимн "Боже, Царя храни!"
Итак, восстановительный съезд Союза Русского Народа состоялся. Чего теперь ждать и чего пожелать всем вместе и каждому из тех, кто стал членами Союза?
У меня лично нет сомнений (и я не так давно об этом уже писал), что основой объединения русских людей вокруг любого действительно патриотического движения может быть только Православная Церковь. Пока Патриарх не дал благословения священникам вступать в Союз (по причинам, о которых выше уже было сказано), члены Союза могут все же действовать и работать в своих приходах. Ведь каждый приход - это объединение единомышленников, и в границах этого объединения нужно вести работу по созданию первичной организации Союза Русского Народа. В крупных городах это будут большие группы, где-то, в поселках и деревнях - маленькие представительства, но вовлечены в работу Союза окажутся все православные люди. Из первичных организаций должна в дальнейшем вырасти мощное политическое объединение, способное оказать влияние на расклад сил в стране и в дальнейшем придти к власти.
Начинать работу следует именно с крупных городов России, прежде всего потому, что это даст возможность создать широкую систему информации. Ведь нет сомнения в том, что наши "замечательные" СМИ постараются всячески мешать работе Союза. У них существует два метода для "борьбы с врагами": либо всячески охаять, либо просто умолчать о том, что то или иное событие произошло или происходит. (Кстати, о работе съезда в прессе почти не появилось сообщений, и это уже говорит о том, что наши идейные противники восприняли его серьезно - охаивают обычно то, чего не опасаются).
В каждом из городов должен появиться опорный пункт (офис) Союза русского народа, разумеется, с телефонной связью, интернетом, своим печатным изданием. В таких офисах должны работать люди, которые, с одной стороны, сумеют вести грамотную разъяснительную работу с населением, с другой стороны - корректно и правильно общаться с прессой.
А главное, чего мы должны пожелать и чего вправе от себя потребовать: Союз Русского Народа должен действительно представлять интересы русских людей везде, где им требуется помощь. Как в российских органах власти, так и, если понадобится, за рубежом.
Вернувшись в Санкт-Петербург после Съезда, я угодил "с корабля на бал", меня пригласили на юбилей одного спортивного общества. Гости праздника стали задавать вопросы о Съезде, и среди прочего спросили о том, кто может стать членом Союза Русского Народа. Услыхав, что таковыми членами не могут быть евреи, некоторые из гостей, представители этой самой национальности, возмутились: "А почему это?" На что я им вполне искренне ответил: "Да просто по причине человеколюбия! Нельзя же взваливать столько тягот на плечи одного народа! У вас уже есть ВААД, Российский еврейский конгресс, еврейское агентство в России и даже спортивное еврейское общество "Маккаби". А сколько вы трудитесь на нашем телевидении, почти на всех каналах, круглосуточно! Так разве можно заставлять вас пахать еще и на Союз Русского Народа? Придется нам, русским, самим с этим справиться."
А если серьезно, то хочется закончить словами из Постановления съезда:
"Воссоздав Союз Русского Народа, мы тем самым, объявляем всему христианскому миру о решимости русских патриотов и далее противостоять богоборческой революции и вывести многострадальный русский народ из ее плена. В этой священной крестоносной борьбе мы надеемся получить поддержку всех русских людей и соотечественников в России и мире, оставшихся верными Богу и Родине.
С нами Бог! Слава России!"
Статья готовится к печати в журнале "Имперский курьер" N12