Участие в ней приняли около 250 - 300 человек, тогда как в 2004 году татарским националистом удалось вывести на улицы примерно на сто человек больше. А ведь в прежние - особенно в "суверенные" годы - счёт её участников, сотрясавших громогласными криками "Азатлык!" ("Свобода!") и "Аллах акбар!" казанский воздух и кабинеты пугливых столичных чиновников, шёл на тысячи. Если так будет продолжаться и дальше, через три - четыре года ритуальные политические "пляски на костях" рискуют и вовсе сойти на нет.
Одной из основных причин этого стала череда скандальных расколов в рядах татарских националистов, не обошедших стороной и их главную организацию - "Всетатарский общественный центр" (ВТОЦ), который ныне "представляют" две враждующие группировки - "официальная" во главе с Талгатом Бареевым и "неофициальная", возглавляемая Юнусом Камалутдиновым. Единственное, что их по-прежнему объединяет, так это - патологическая ненависть к России, всему русскому и православному, заставляющая два ВТОЦа и жалкие осколки прочих татарских националистических организаций каждый год 15 октября объединяться в злобствующую политическую стаю.
Подготовка к этому действу всегда начинается заранее - с громких политических заявлений и протестов, для которых у татарских националистов всегда находится повод. Так, например, принятая 8 октября сего года Пленумом "официального" ВТОЦ резолюции с амбициозным названием "Пятый век борьбы за свободу" начинается со следующего "юбилейного" пассажа: "В этом году, - говорится в ней, - 453-я годовщина утраты независимой государственности татарского народа совпадает со 100-летием организационного оформления татарского национального движения. Четыре с половиной столетия, прошедшие с трагических событий августа - октября 1552 года, татарский народ провёл в непрерывной борьбе за свободу и независимость, за возрождение национальной государственности. Важным этапом этой борьбы стали события 1905-07 годов, вызванные Первой русской революцией. Именно тогда татарское общество во всей полноте продемонстрировало культурную и политическую зрелость, став на путь борьбы за демократию, парламентаризм, национальные права и религиозные свободы народов России".
Благоразумно не договаривая, чем эта "борьба за демократию" обернулась для России, да и самого татарского народа, "тоцевцы" заявляют: "Опыт четырёх с половиной столетий колониальной зависимости татар показывает, что народ без государства - это несчастный народ. Мы видим, как колонизаторы отнимают 90 процентов его национального дохода, учат какими буквами писать, запрещают открывать национальные университеты, навязывают в правители своих наместников, лишая народ права выбора. Апофеозом возрождения нового империализма в России стало празднование "юбилея" так называемой Куликовской битвы. Таким образом, татар снова назначили внутренними врагами "державы". На этих примерах мы лишний раз убеждаемся в том, что национальные права татарского народа может обеспечить лишь собственное суверенное государство. Вот почему татарский народ вынужден продолжать борьбу за свободу и независимость, демократию и гражданское общество".
Ещё более откровенным в своём "праведном гневе" оказался лидер "неофициального" ВТОЦа Юнус Камалутдинов, выболтавший в помещённой в последнем номере местной газеты "Звезда Поволжья" статье под названием "Память народа" тайный смысл празднования казанского "миллениума", который стараются не замечать в Московском Кремле. "Торжественно празднуя 1000-летие Казани, - заявил он, - народ вспомнил, что это не только 1000-летний юбилей города, но и более чем тысячелетняя история нашей государственности. И вопреки всем недоброжелателям снова подтвердил, что Декларация о государственном суверенитете РТ - это вовсе не временное явление, парад суверенитетов, как это старается представить российская пропагандистская машина. А это наше священное и законное право на самоопределение. Возрождение подлинной государственности - это и есть цель нашего будущего". Однако после этих действительно настораживающих откровений Юнуса Камалутдинова вновь "занесло" в привычное русло: "злокозненная" Русская Православная Церковь, "виртуальная" Куликовская битва, не установленный до сих пор, несмотря на клятвенные обещания властей, памятник "павшим героям - защитникам Казани" и - на десерт - возмущение по поводу выступления во время празднования "миллениума" в небе над городом "российских стрижей", полёт которых, по его словам, "по-видимому, должен был показать, кто в доме хозяин". Делу "борьбы за независимость", судя по всему, должны были послужить и последние резкие заявления некоторых высокопоставленных лиц Татарстана и их "масс-медийных" подпевал против планов включения в Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации положения о "консолидирующей роли русского народа".
Всё это "недовольство", собранное воедино, и выплеснули из себя 15 октября участники "Дня памяти", проделавшие традиционный пеший маршрут от центральной площади Свободы до расположенной в Казанском Кремле мечети Кул Шариф. Помимо членов обоих ВТОЦ, участие в "траурных" мероприятиях приняли представители Набережночелнинского отделения "Татарского общественного центра" во главе с Рафисом Кашаповым, Союза мусульманских женщин Татарстана, "Татарского латинского фронта", а также их "соратники по борьбе" из Москвы, представлявшие Всероссийское движение "Российское исламское наследие", Республики Марий Эл и Башкирии. На плакатах и транспарантах, выставленных митингующими, красовались написанные на двух языках - татарском (латиницей и кириллицей) и русском - лозунги, в том числе: "Да здравствует свободный Татарстан!", "Татарское государство было и будет", "Нет колониальной вертикали!", "Россия - кому матушка, кому - мачеха", "На захваченных территориях - самоопределение", "Москва! Где наши нефтяные 500 000 000 $?", "Прекратить репрессии в отношении мусульман" и иже с ними.
Как и в прошлом году, перед началом митинга заведующий отделом пропаганды Духовного управления мусульман Татарстана Ильдус хазрат Фаизов совершил молитву и произнёс проповедь, приуроченную ко "Дню памяти". И понеслось... Подходившие вслед за ним к микрофону ораторы заново перебирали события более чем четырёхвековой и столетней давности, клеймя позором российских руководителей от Ивана IV Грозного до Владимира Путина. Однако было в этот раз и нечто такое, что отличало нынешнее действо от предыдущих митингов, а именно - костюмированное театрализованное представление артистов Татарского государственного академического театра им. Г.Камала, обратившихся к собравшимся в образах сейида Кул Шарифа, хана Улу-Мухаммада, царицы Сююмбике, Салавата Юлаева и прочих персонажей татарской и башкирской истории. В результате элементы политического "фольк-шоу", вперемешку с зазвучавшей бодрой музыкой превратили "траурный" митинг в некое подобие "весёлых поминок". Покончив со "скорбью", раздухарившиеся "вожди татарского народа" переключились на новый проект Концепции государственной национальной политики России, Куликовскую битву и современные события на Северном Кавказе. А так и не оправдавшая звание "татарской Жанны де Арк" писательница Фаузия Байрамова заявила, что спившийся и скатившийся в пучину наркомании и безнравственности русский народ сам нуждается в сочувствии, так как у него нет будущего.
Вдоволь нарезвившись у здания Кабинета Министров Татарстана, посочувствовав "вымирающему" русскому народу и назвав имена всех татарских "предателей", митингующие приняли резолюцию митинга и под лозунги и суры из Корана, лившиеся из звукоусилителей, двинулись к Казанскому Кремлю. Здесь они опять помолились у башни Сююмбике и разбрелись, кто куда: одни пошли в мечеть Кул Шариф, другие - к сиротливо лежащему на Ярмарочной площади "закладному" камню на месте предполагаемого возведения памятника защитникам Казани, часть - подалась на Ново-Слободское кладбище, где ранее были перезахоронены предполагаемые останки воинов "ханской гвардии". Всего же "траурные" "народные гуляния" продолжались в центре Казани примерно до половины третьего часа дня.
На второй день на интернет-сайте "Татары" (tatarlar.ru) появилась коротенькая заметка об этом событии под достаточно странным заголовком: "В Казани прошёл День памяти Татарского Народа". Оговорка, что называется, "по Фрейду". Радует лишь то, что сам татарский народ всё меньше покупается на призывы говорящих от его имени политических некрофилов, бездарно пытающихся взять реванш у самой истории".
1. Дела казанские.