Озаботившись тем, что не все ещЈ не только в целом по России, но и в самом Татарстане, прониклись сей "непреложной" истиной, местные идеологи "миллениума", (перековавшиеся, как правило, из бывших идеологов "суверенитета") всЈ это время не переставали "с лопатой в руках" доказывать правоту своих аргументов. Продолжают делать они это и сейчас, когда уже, казалось бы, "вся прогрессивная мировая общественность" признала Казань "городом-миллениумом", а выстроенный русскими зодчими из Пскова Казанский Кремль - единственной в мире сохранившейся "татарской крепостью". Видимо, столько местные "исследователи" по этому поводу нагородили "неопровержимых" истин, что и самим в них уже верится с трудом.
Так, в увидевшем недавно свет пухлом юбилейном номере "культурно-просветительной газеты" "Казанскiе Истории" (N 10 - 14 за 2005 год), выходящей под девизом "Пишем о том, что полезно вам будет и через месяц, и через год", оказались собраны "ответы" практически на все "каверзные" вопросы, возникающие "у противников тысячелетия". Как и следовало ожидать, сии виртуальные "злодеи" оказались позорно посрамлены, а идея казанского миллениума засияла ещЈ более ярким светом. Но лично меня в этом беспрестанно тиражируемом в Татарстане потоке "научных доказательств" привлекли не столько аргументы официальных татарских историков относительно подлинности найденных монет, бусинок, черепков и прочих артефактов, сколько их "откровения" по поводу политических аспектов празднования 1000-летия Казани. Вдумываясь в последние, начинаешь отчЈтливо понимать, что "монетки" и "бусики" здесь в общем-то и не причЈм, главное - идеология "тысячелетия", которая является по своей сути продолжением идеологии "суверенитета", приспособленной к непростым условиям "путинской" России.
Как бы не хотелось местным историкам свести разговор к "чистой истории", на поверхность то там, то сям пробивается та самая "суверенная" политика - политика противостояния с федеральным центром, политика бесконечных поисков злокозненных "русских шовинистов". Так, рассуждая о том, почему аргументы в пользу тысячелетнего возраста столицы Татарстана вызвали столь много рассуждений, директор ИИ АНТ Рафаиль Хакимов без обиняков ответил "клеветникам Казани" (подобно тому, как ещЈ совсем недавно отвечал "клеветникам суверенитета"): "Кому-то определЈнно хочется вернуться в 1977 год, чтобы вновь из Москвы указывали, какие события отмечать в регионах. Но времена изменились, и люди на местах сами в состоянии добраться до истины". Вот так вот, господа столичные учЈные: это для вас там в Москве "истина где-то рядом", а у нас здесь в Казани она, что называется, прямо под ногами - успевай только выкапывать. Вот и копают во всю сотрудники самого идеологически "подкованного" в республики института. Кто ещЈ не знает, в 2007 году в Татарстане будет отмечаться тысячелетие славного города Елабуги, а дальше, надо думать, "доберутся до истины" и в других городах и сЈлах республики. И Москва им в этом деле - не указ! Успевай только деньги выделять на празднование очередного "миллениума".
Заместитель Рафаиля Хакимова на посту директора ИИ АНТ Рамиль Хайрутдинов в тех же "Казанскiх Историях", которые впору переименовать в "Казанскiе Байки", продолжая обозначенную своим шефом линию, ответил на вопрос о том, "откуда появилась конкретная дата" празднования тысячелетия Казани (а именно 2005 год), следующим образом: "Надо отчЈтливо осознавать, что 2005 год - это условная дата. Археологическими методами затруднительно обозначить конкретный год основания древнего города. Промежуток в 25 - 30 лет для археологии не имеет принципиального значения. Конечно, это было политическое решение". Наконец-то, один из "научных" застрельщиков казанского "миллениума" дал откровенный ответ на вопрос о том, о чЈм все "хотели знать, но боялись спросить". Если кто-то ещЈ не понял, "политическое решение" - это оформленный в виде ельцинского указа "О праздновании 1000-летия основания города Казани" баснословный финансовый "откат" за отказ руководства Татарстана от политики "суверенитета". "Откат", который последнее, как бы не старалась сегодня убедить себя в обратном федеральная власть, использовало для укрепления того же "суверенитета", но уже в более хитрой - отсроченной - форме.
Безусловно, на такую откровенность Рамиль Хайрутдинов, глубоко "убеждЈнный" в подлинности "миллениума", не решится никогда, но, видимо, его так и подмывает хотя бы издалека намекнуть на это. "Смысл праздника ведь, - подчЈркивает он в интервью под названием "Не хотим расставаться с нашим духовным наследием", - не просто отметить день города, а вступить в новое тысячелетие с какими-то достижениями. Теперь мы видим, что юбилей Казани помог в решении достаточно сложных и значимых, в том числе политических и социальных, проблем".
Действительно, "благословлЈнное" Москвой мнимое 1000-летие Казани предоставило местным националистически ориентированным политикам и "приданным" им официальным татарским историкам своего рода "карт бланш" в дальнейшей игре на общем историко-политическом поле. Не даром в последнее время участились резкие нападки со стороны татарских националистов на известные фигуры и события русской истории: "душитель татар" ПЈтр I, "несостоявшаяся" Куликовская битва... Ныне местными историками под сомнение окончательно ставится и без того неоднократно "битый" труд неизвестного автора XVI века "Казанская история", появление которого они активно вменяют в вину той же "злокозненной" Москве. "Казанской истории", - пишет, к примеру, в означенной газете Салям Алишев, - нужно было оправдать завоевание Казани Иваном Грозным. Агрессию и тогда стремились показать справедливой, чтобы утвердить свою правоту перед миром. Последующая историография, идя дальше, выдумала положение о "татарском иге", которое оправдывало уже всЈ: и завоевания, и собственную отсталость, и корыстную любовь к своей империи".
Интересно в связи с этим, а как нынешняя татарская историография будет оправдывать условность "конкретной" даты "основания" Казани, которую теперь, хочешь - не хочешь, придЈтся помещать в учебники истории и соответствующие им хронологические таблицы. Может быть, там появится такая "пояснительная" запись: "1005 год - основание Казани (согласно политическому решению руководства Татарстана, одобренному федеральным центром)"? Не в пору ли здесь официальным татарским историкам заранее задуматься об оправдании собственной отсталости, чем лить грязь на русскую историографию? И перестать лепить 68-страничные "газеты", наполненные сомнительными "откровениями" и историческими "байками из склепа".