"Байки из склепа" по-казански

Новые "откровения" официальных татарских историков о тысячелетии Казани

Василий Осипов 
0
06.10.2005 118
С того момента, как в июне 1999 года УчЈный совет Института истории Академии наук Татарстана (ИИ АНТ), руководимого государственным советником при президенте республики по политическим вопросам (а в прошлом - одним из главных идеологов местного "суверенитета") Рафаилем Хакимовым, постановил "признать аргументы и доводы исследователей о времени возникновения города Казани на рубеже X - XI вв. научно достоверными и подтверждЈнными целым рядом независимых экспертиз", "утвердив" "наиболее вероятной датой возникновения Казани" "границу 1004 - 1005 годов", не на день не смолкают споры об истинном возрасте "1000-летней Казани". Образумить многочисленных "маловеров", сомневающихся в подлинности сделанных в "установленные сроки" сенсационных открытий, не смог даже известный Указ президента России Бориса Ельцина от 1 сентября того же года "О праздновании 1000-летия основания города Казани", первым пунктом которого значилось: "Принять предложение органов государственной власти Республики Татарстан о праздновании 1000-летия основания г. Казани в августе 2005 г.". "Предложение", понимаешь, приняли, а сомнения всЈ равно остались.

Озаботившись тем, что не все ещЈ не только в целом по России, но и в самом Татарстане, прониклись сей "непреложной" истиной, местные идеологи "миллениума", (перековавшиеся, как правило, из бывших идеологов "суверенитета") всЈ это время не переставали "с лопатой в руках" доказывать правоту своих аргументов. Продолжают делать они это и сейчас, когда уже, казалось бы, "вся прогрессивная мировая общественность" признала Казань "городом-миллениумом", а выстроенный русскими зодчими из Пскова Казанский Кремль - единственной в мире сохранившейся "татарской крепостью". Видимо, столько местные "исследователи" по этому поводу нагородили "неопровержимых" истин, что и самим в них уже верится с трудом.

Так, в увидевшем недавно свет пухлом юбилейном номере "культурно-просветительной газеты" "Казанскiе Истории" (N 10 - 14 за 2005 год), выходящей под девизом "Пишем о том, что полезно вам будет и через месяц, и через год", оказались собраны "ответы" практически на все "каверзные" вопросы, возникающие "у противников тысячелетия". Как и следовало ожидать, сии виртуальные "злодеи" оказались позорно посрамлены, а идея казанского миллениума засияла ещЈ более ярким светом. Но лично меня в этом беспрестанно тиражируемом в Татарстане потоке "научных доказательств" привлекли не столько аргументы официальных татарских историков относительно подлинности найденных монет, бусинок, черепков и прочих артефактов, сколько их "откровения" по поводу политических аспектов празднования 1000-летия Казани. Вдумываясь в последние, начинаешь отчЈтливо понимать, что "монетки" и "бусики" здесь в общем-то и не причЈм, главное - идеология "тысячелетия", которая является по своей сути продолжением идеологии "суверенитета", приспособленной к непростым условиям "путинской" России.

Как бы не хотелось местным историкам свести разговор к "чистой истории", на поверхность то там, то сям пробивается та самая "суверенная" политика - политика противостояния с федеральным центром, политика бесконечных поисков злокозненных "русских шовинистов". Так, рассуждая о том, почему аргументы в пользу тысячелетнего возраста столицы Татарстана вызвали столь много рассуждений, директор ИИ АНТ Рафаиль Хакимов без обиняков ответил "клеветникам Казани" (подобно тому, как ещЈ совсем недавно отвечал "клеветникам суверенитета"): "Кому-то определЈнно хочется вернуться в 1977 год, чтобы вновь из Москвы указывали, какие события отмечать в регионах. Но времена изменились, и люди на местах сами в состоянии добраться до истины". Вот так вот, господа столичные учЈные: это для вас там в Москве "истина где-то рядом", а у нас здесь в Казани она, что называется, прямо под ногами - успевай только выкапывать. Вот и копают во всю сотрудники самого идеологически "подкованного" в республики института. Кто ещЈ не знает, в 2007 году в Татарстане будет отмечаться тысячелетие славного города Елабуги, а дальше, надо думать, "доберутся до истины" и в других городах и сЈлах республики. И Москва им в этом деле - не указ! Успевай только деньги выделять на празднование очередного "миллениума".

Заместитель Рафаиля Хакимова на посту директора ИИ АНТ Рамиль Хайрутдинов в тех же "Казанскiх Историях", которые впору переименовать в "Казанскiе Байки", продолжая обозначенную своим шефом линию, ответил на вопрос о том, "откуда появилась конкретная дата" празднования тысячелетия Казани (а именно 2005 год), следующим образом: "Надо отчЈтливо осознавать, что 2005 год - это условная дата. Археологическими методами затруднительно обозначить конкретный год основания древнего города. Промежуток в 25 - 30 лет для археологии не имеет принципиального значения. Конечно, это было политическое решение". Наконец-то, один из "научных" застрельщиков казанского "миллениума" дал откровенный ответ на вопрос о том, о чЈм все "хотели знать, но боялись спросить". Если кто-то ещЈ не понял, "политическое решение" - это оформленный в виде ельцинского указа "О праздновании 1000-летия основания города Казани" баснословный финансовый "откат" за отказ руководства Татарстана от политики "суверенитета". "Откат", который последнее, как бы не старалась сегодня убедить себя в обратном федеральная власть, использовало для укрепления того же "суверенитета", но уже в более хитрой - отсроченной - форме.

Безусловно, на такую откровенность Рамиль Хайрутдинов, глубоко "убеждЈнный" в подлинности "миллениума", не решится никогда, но, видимо, его так и подмывает хотя бы издалека намекнуть на это. "Смысл праздника ведь, - подчЈркивает он в интервью под названием "Не хотим расставаться с нашим духовным наследием", - не просто отметить день города, а вступить в новое тысячелетие с какими-то достижениями. Теперь мы видим, что юбилей Казани помог в решении достаточно сложных и значимых, в том числе политических и социальных, проблем".

Действительно, "благословлЈнное" Москвой мнимое 1000-летие Казани предоставило местным националистически ориентированным политикам и "приданным" им официальным татарским историкам своего рода "карт бланш" в дальнейшей игре на общем историко-политическом поле. Не даром в последнее время участились резкие нападки со стороны татарских националистов на известные фигуры и события русской истории: "душитель татар" ПЈтр I, "несостоявшаяся" Куликовская битва... Ныне местными историками под сомнение окончательно ставится и без того неоднократно "битый" труд неизвестного автора XVI века "Казанская история", появление которого они активно вменяют в вину той же "злокозненной" Москве. "Казанской истории", - пишет, к примеру, в означенной газете Салям Алишев, - нужно было оправдать завоевание Казани Иваном Грозным. Агрессию и тогда стремились показать справедливой, чтобы утвердить свою правоту перед миром. Последующая историография, идя дальше, выдумала положение о "татарском иге", которое оправдывало уже всЈ: и завоевания, и собственную отсталость, и корыстную любовь к своей империи".

Интересно в связи с этим, а как нынешняя татарская историография будет оправдывать условность "конкретной" даты "основания" Казани, которую теперь, хочешь - не хочешь, придЈтся помещать в учебники истории и соответствующие им хронологические таблицы. Может быть, там появится такая "пояснительная" запись: "1005 год - основание Казани (согласно политическому решению руководства Татарстана, одобренному федеральным центром)"? Не в пору ли здесь официальным татарским историкам заранее задуматься об оправдании собственной отсталости, чем лить грязь на русскую историографию? И перестать лепить 68-страничные "газеты", наполненные сомнительными "откровениями" и историческими "байками из склепа".
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Василий Осипов
Айдар Халим как диагноз (реанимация)
Скандально известный татарский публицист требует от Патриарха Кирилла «покаяться перед Единым Богом за все грехи, совершённые перед татарско-мусульманским народом»
02.07.2012
Айдар Халим как диагноз
Скандально известный татарский публицист окончательно впал в "коллективное бессознательное"
06.07.2009
Нравственная антисанитария
Татарские националисты грозят самосудом священникам, освятившим родильный дом в Набережных Челнах
26.01.2008
Лабиринты "толерантности"
Зачем и кому понадобился в Татарстане новый школьный учебник "История религий"?
09.06.2007
Все статьи Василий Осипов
Последние комментарии
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Константин В.
09.05.2021 00:05
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Константин В.
08.05.2021 21:48
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Андрей Козлов
08.05.2021 20:38
Защитить мыслителей Русской Идеи!
Новый комментарий от А.М.Шарипов
08.05.2021 20:29
Как назовут эпоху Путина?
Новый комментарий от Алексей Юрьев
08.05.2021 19:44