Сестра Великого

1 августа - день памяти преподобной Макрины, сестры святителя Василия Кесарийского, Великого

Андрей Рогозянский 
0
01.08.2005 107
Преподобная МакринаСудьбы членов семьи св. Василия Великого (память 1/14 января, 30 января/12 февраля) - это живая история Церкви. Переход христианства от гонений первых веков к аскетическим традициям Византии символически отражается в них.

Дед и бабка св. Василия, прав. Макрина, в церковной традиции называемая Старшей (память 30 мая/12 июня), во время гонений скрывались с детьми в лесах Понтийской провинции. Сын их, Василий, после отмены преследований женился на девице Емилии (преподобная, память 1/14 января). Оба были счастливы вместе, имея общую веру и редкостное единодушие. Жизнеописатель говорит: "Чистая, глубокая вера, одинаково возвышенный ум и благородство чувств связали их... Они точно слились в одну душу в делах добра, которые стали главным делом их жизни".

У супругов, вместе с Василием Великим, родилось 9 детей: четыре сына и пять дочерей. Старшая, названная в честь бабки Макриной, имела удивительный нрав, соединявший в себе отцовскую твердость с материнскими трудолюбием и добротой. Для семьи она стала "ангелом дома". С благодарностью о годах, прошедших под влиянием старшей сестры, отзывались не только свт. Василий, но и его братья, свт. Григорий Нисский (память 10/23 января) и свт. Петр Севастийский (9/22 января).

Девушку многие сватали замуж. Однажды отец подобрал для нее хорошего жениха, и дело уже шло к свадьбе. Но неожиданно жених умер. Это событие сильно переменило Макрину. Когда ей опять предлагали замужество, девица отвечала: "Жених мой жив в надежде воскресения, и было бы нехорошо не сохранить ему верности".

Макрина сделалась строже и собранней. Во всей семье, в том числе в матери, ей удалось пробудить тягу к аскетическому труду над собой. Когда братья и сестры достигли совершеннолетия, Макрина убедила Емилию вместе идти в монастырь. Новую обитель они построили в Понте, на берегу реки Ириды, - в тех местах, где когда-то скрывались от гонений их предки. В общину, помимо обоих, вошли служанки и бедные церковные женщины, которые прежде питались их подаянием. Мать и дочь сделали их своими новыми сестрами и подругами. Обителью управляла Емилия, после ее кончины во главе встала Макрина.

Василий также пошел по монашескому пути. Несколько лет вместе с другом, будущим св. Григорием Богословом, он провел в пустыне близ Неокесарии. Оба с наслаждением вспоминали, как "роскошествовали в злостраданиях". В 364 г. Василий стал пресвитером, а после епископом на Кесарийской кафедре, отдавшись делам управления Церковью. Попечение о пастве и о церковном устройстве представлялись ему родом семейного попечения - благо, он с детства впитал образы христианского отношения к ближним. Всегда находясь в гуще забот, свт. Василий не забывал о родных, в частности, о монастыре старшей сестры. Близок к Василию и Макрине был и младший брат Петр, ставший епископом Севастии. Младшая сестра, праведная Феозевия, находилась при свт. Григории Нисском. Оставшись незамужней и приняв сан диакониссы, она посвятила себя помощи брату.

Все дети Емилии и Василия, не только принявшие иночество, но и оставшиеся в миру, достигли высот добродетели. В последующее время монашество приняли несколько внучек Емилии, начальствовавшие в Кесарийской обители. Григорий Богослов с восхищением отзывается об Емилии: "Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита, как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства, и прочие - лик небожителей. Изумляюсь тому, как богата семья Емилии! Благочестивая кровь - собственность Христа; таков корень! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания".

В 379 г. Василий Великий умер. Григорий Нисский поехал к Макрине, чтобы свиданием облегчить общее горе. Но сестра сама уже лежала смертельно больной. Приветствовав брата, она рассказала о том, как молилась, чтобы в предсмертный час они были вместе. Затем они много говорили о родных: вспоминали покойную мать и отца, только что отошедшего брата Василия. "Она воспользовалась этим, - пишет свт. Григорий, - чтоб перейти к глубочайшему умилению духа и, вся просветленная, стала говорить с такой возвышенностью о таинственном смотрении Божием (выраженном в человеческом родстве - А. Р.), что душа моя, казалось, увлеклась за ее душой и, будто отрешаясь от тела и всех земных чувств, воспаряла в небо!"

Удивительно, каким близким и теплым является образ этой подвижницы. Строгая аскеза ее, совершаемая во имя Христа, ничуть не препятствует проявлению человеческих чувств. Напротив, до последних минут своей жизни Макрина будет продолжать вспоминать о годах, проведенных в родительском доме. Ибо это было для нее самым явным свидетельством благости Божией: "Она начала пересказывать нам с чувством трогательного умиления и благодарности все случаи и события своей жизни с самого детства и говорила с такой последовательностью, будто читала в книге. Подробно исчисляя все благодеяния, которыми Бог взыскал нашего отца, мать, все семейство, прекрасная душа ее славословила Господа за эти щедроты..."

Долгое время, по крайней мере, в последние три столетия, православный агиографический жанр оставался в пленении у консервативного, охранительного стереотипа. В изображении портретов и окружающих обстоятельств жизни христианских святых в соответствии с ним преобладали типические, как бы искусственно затушеванные палитра и линии. Не то представляет собой христианская письменность предыдущего времени, которая почти всегда вмещает в себя характеры, экспрессивный сюжет, мизансцену. Полны самых живых подробностей и эмоциональных нюансов автобиографические заметки Василия Великого и Григория Богослова, характеристики членов семей, глубоко человечные их эпитафии над телами почивших друзей и близких. К выдающимся образцам совершенной и подлинной драмы, если с таковой сравнивать лучшие античные произведения, может быть отнесено и житие преподобной Макрины.

Христианская агиография является продолжением и лучшим продолжением жанра древнегреческой трагедии и героического эпоса. Ибо античность любила героев, и только не знала, во имя чего ей приносить жертвы и что таит за собою пугающая грань смерти. Христианство разрешает обе казавшиеся непреодолимыми жанровые проблемы, освещает истинными смыслом и пафосом то и другое. История семейства Василия Великого становится наглядным свидетельством того, когда самое искреннее и теплое расположение к миру и ближним органически и без противоречий соединяется со вниманием к непреходящему, к вечности - к аскетическому подвигу и преданному служению всей Церкви. Как говорит об этом вселенский учитель и святитель Григорий Богослов: "Благочестивая кровь (род) является собственностью Христовой".
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Рогозянский
Позволительное с полезным
Может ли христианин участвовать в протестах?
24.08.2020
Психология и психологи в духовной школе
Хабаровский эксперимент
10.08.2020
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Все статьи Андрей Рогозянский
Последние комментарии
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Советский недобиток
10.05.2021 16:40
Две гипотезы о литературном бессилии
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
10.05.2021 15:17
Сторонники бесконтрольной миграции снова активизировались
Новый комментарий от Калужанин
10.05.2021 15:08
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2021 15:03
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Елена Войт
10.05.2021 13:47
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Наблюдатель
10.05.2021 13:06