itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Храм-памятник Спасо-Преображения в Тярлево

Здесь хранят память об алапаевских мучениках

0
264
Время на чтение 6 минут
В наши дни, когда внимание общественности привлечено к возможному переносу мощей алапаевских мучеников на Родину, а в Пекине уже установлено место их захоронения (к сожалению, пока, как показали последние события, нет оснований для оптимистических выводов - ред.), неплохо было бы почитателем Царского Рода в целом, и особенно почитателям алапаевских новомучеников, обратить внимание на один поруганный памятник их подвижничества и молитвы.
Я имею в виду храм Преображения Господня в поселке Тярлево.

В начале 1912 г., в преддверии приближающегося празднования 300-летия Дома Романовых, Великий Князь Константин Константинович пожертвовал на окраине Павловского парка, в дачном селении Тярлево, "участок земли мерою до 600 кв. сажень, а Ея Императорское Высочество Великая княгиня Мария Павловна оказала денежную помощь на сооружение церкви".

Первым ктитором храма был сын Константина Константиновича, князь Императорской крови Иоанн Константинович. Он вместе с братом, Игорем Константиновичем, руководил строительством.

Полностью храм был освящен в день рождения князя Иоанна, 6 июля 1914 г. викарным епископом Геннадием, в сослужении архимандрита Макария и причта Мариинской Придворной церкви.

Специально для этого храма Иоанном Константиновичем была написана духовная музыка - "Милость Мира", которую сейчас исполняет хор, восстанавливающегося храма.

Первоначально храм был приписным к Мариинской Придворной церкви, и вся документация шла через Придворное ведомство, которое возглавлял вплоть до своей кончины, 30 августа 1923 г., протопресвитер Александр Дернов (духовник Царской Семьи).

С 1917 г. храм в Тярлево был выделен в самостоятельную единицу и 7 января 1918 г. Приходской совет Мариинской Придворной церкви заявил о том, что прихожане готовы содержать причт и церковь и охранять святыни.

13 марта 1918 г., перед своим арестом, Его Высочество князь Игорь Константинович подал ходатайство о награждении причта Мариинской церкви г. Павловска и церкви Тярлево.

В 1918 г. последний владелец Павловска, Иоанн Константинович, вместе с братьями Игорем и Константином и Великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой Императрицы, приняли мученическую кончину в шахтах Алапаевска.

Белокаменный храм, выдержанный в лучших традициях древней Псковско-Новгородской архитектуры, был построен по проекту гражданского архитектора А.А.Захарова. Двухъярусный резной иконостас был изготовлен из темного дуба и украшен иконами, написанными в древнерусском стиле, без окладов. Алтарь храма украшал большой запрестольный образ Спасителя с крестом в одной руке и со знаменем в другой.

Особую ценность представляли, находившиеся в храме, древние афонские иконы, подаренные Государем Императором Николаем II (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).

За годы советской власти здание храма было доведено до аварийного состояния. В нем был устроен один из цехов закрытого военного завода. Кроме того, была застроена площадка вокруг храма, и теперь он стоит со всех сторон окруженный обветшавшими зданиями, еле теплящего свою жизнь, ОАО ПТГО "Север". Кроме того, все эти сгрудившиеся по нелепому плану постройки, с запертым им храмом внутри, обнесены кирпичным заводским забором.

Когда смотришь на старую фотографию Преображенского храма в Тярлево, куполами возвышающегося над зеленью Павловского парка, любовно обнесенного ажурной решеткой, отстоящей от храма на довольно-таки большом расстоянии, становится больно за поруганный Дом Божий и произведение архитектурного искусства. И задаешься вопросом: когда же мы, русские люди, научимся хранить и ценить свое достояние, и духовное, и культурное, и национальное?

Когда я стала спрашивать настоятеля храма - протоиерея Александра Покромовича о том, какие отношения у него сложились с заводом. Он ответил: "Никакие. Потому что руководство завода не хочет идти на контакт. С директором завода мне так ни разу и не удалось встретиться. Хотя у нас есть действительно общие проблемы. Например, в здании храма до сих пор находится электрощитовая всего завода. Сейчас у нас начинается реставрация, нужно убирать из храма все лишнее.

По благословению Благочинного Царскосельского округа мы подали иск в суд. Но, как известно, арбитражные суды дело долгое. Несколько лет может тянуться разбирательство, а нам нужно восстанавливать храм.

Обратились мы в Пушкинскую администрацию с просьбой о возвращении принадлежавшей храму земли. К нам приезжала комиссия, которая официально заявила, что они на нашей стороне. Что вообще в парковой зоне заводскому производству не место. Хотя до сих пор пока никаких решений у нас на руках нет.

И ситуация остается напряженной. У завода постоянно меняются владельцы. Так прежний директор отдал (на словах, без оформления документации) заброшенное и, извиняюсь, загаженное помещение, чтобы мы смогли там разметить какие-то подсобки для храма. Мы все привели в порядок, отремонтировали. А теперь слышим угрозы: мы от вас это отберем.
Кроме того, хотя и производство на "Севере" еле теплится, но оно по-прежнему вредное, в цехах стоит хлопковая пыль, очень легко возгораемая, а при том контингенте, который работает на заводе (часто в нетрезвом виде), опасность пожара велика.

Мы, конечно же, несмотря ни на что будем вести ремонт и реставрацию храма. Но, представьте, если мы ее закончим, то наш белоснежный храм, признанный редчайшим памятником архитектуры (сочетание модерна и псково-новгородского стиля) окажется в окружении полуразвалившихся хибар и кирпичного забора, через который в храм можно попасть только " с черного хода". Это просто нелепо".

Конечно же, ситуация должна разрешится должна придти помощь свыше, ведь не даром столько святых молились в этом храме. Они не оставят его и сейчас. За каждым богослужением отец Александр поминает всех "Константиновичей".

"Когда мы молитвенно поминаем Великого Князя и его детей, - говорит батюшка, - "то в ответ всегда ощущаем их молитвенную отдачу: они за нас ходатайствуют, так же, как прп.Серафим Вырицкий и новомученики. Князья Константиновичи прославлены еще в 1981 году РПЦЗ в лике святых. Один мой знакомый дал очень характерное определение нашего храма: "Храм, который строили святые".

Последний настоятель нашего храма - протоиерей Сергий Червяковский, служил здесь с 1923 и вплоть до своего ареста в сентябре 1937 г. и снискал огромную любовь и уважение среди прихожан.

Принял мученическую кончину, был расстрелян в 1937 году. Житие новомученика составляет его сын - отец Валентин, дьякон нашего храма. Мы ищем архивные материалы так же о других новомучениках тярлевских. Потому что, как стало известно, протоиерей Сергий был арестован и расстрелян вместе с еще семнадцатью верующими и двумя священниками. Мы бы хотели один из приделов нашего храма, если будет на то благословение правящего архиерея, освятить в честь "новомучеников тярлевских".

Но и сейчас мы постоянно чувствуем, что они за нас молятся. Я в храме с апреля 2003 года, а ощущение, что был здесь всегда. Храм как-то особенно располагает к себе. Мне приходилось служить в разоренных храмах, это очень тяжело - враг на таком месте укореняется прочно. А здесь - наоборот. Молитвенное предстательство святых чувствуем постоянно, чудес столько не видел никогда. Постоянно приходят самые разные люди, предлагают помощь".

Я попросила рассказать отца Александра и о том, как связан с их храмом прп.Серафим Вырицкий.
"Я убежден, что он был одним из ктиторов храма. Потому что в документах говорится, что храм строился не только на пожертвования Иоанна Константиновича, но и "пожертвования местных жителей".

Василий Николаевич Муравьев, будущий св. прп. Серафим Вырицкий проживал в поселке Тярлево с 1906 по 1920 г., так что он конечно должен был жертвовать на наш храм. Ведь он был очень состоятельным человеком и всегда помогал храмам Божиим. Им был приобретен большой двухэтажный дом-дача в живописном месте, расположенном между Царским Селом и Павловском. До 1920 г. этот дом стал главным пристанищем семьи Муравьевых - оставаться в столице было крайне опасно. До сих пор прихожане бережно сохраняют в своих садах сирень, пересаженную из беседки преподобного. Несомненно прп. Серафим и все его семейство были и прихожанами нашего храма, потому что находился он неподалеку от их дома.

Сейчас на месте дома прп. Серафима футбольное поле местного ПТУ. Мы намереваемся установить на краю этого поля, примерно на том месте, где стоял дом, поклонный крест. Договоренность с администрацией училища у нас есть. Уже два года мы совершаем крестный ход к памятному "серафимовскому месту", 10 июля - в день освящения храма мы обходим крестным ходом весь поселок Тярлево. В прошлом году мы отмечали девяностолетие со дня освящения.

Нам предстоит огромная работа по возрождению храма.

Кроме того, что храм был приведен в полное запустение, в советское время была разобрана звонница и все пять глав. Конечно, их нужно восстанавливать.

Инициативная группа во главе с сыном протоиерея мученика Сергия Червяковского, диаконом Валентином, еще в 1994 году начала хлопоты по возвращению храма Русской Православной Церкви. Приход был создан 19 октября 1995 г., однако лишь 31 июля 1998 г. распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга церковь была официально передана верующим. Несмотря на это, администрация завода, хотя и освободила частично помещение храма, однако категорически отказывалась допустить верующих на его территорию и чинила им различные препятствия.

Лишь 19 августа 2002 г., в день Преображения Господня, в храме был отслужен первый молебен.

Печально, что отец Валентин (ему уже 83 года) иногда говорит: "Я не доживу до того, момента, когда все будет восстановлено, и завод покинет все помещения". Хотелось бы, чтобы при его жизни над храмом вознеслись купола, и с колокольни зазвучал благовест.

А вообще приход у нас очень хороший, очень дружный. Даже призывать никого не нужно придти и помочь. Иногда мы с матушкой и детьми (у отца Александра десять детей - Л.И.) приезжаем и видим, что все, что мы собирались делать - разбирать какие-то завалы, убирать грязь, до нас уже сделали прихожане.

Поэтому с такими людьми нам унывать не приходится".

Но, все-таки закончу эту статью тем, с чего начала: Спасо-Преображенскому храму в Тярлево требуется помощь. И молитвенная, и денежная, и физическая. И, если у вас есть возможность внесли свою, хотя бы малую лепту, в восстановление "храма, который строили святые"; если вы хотите проявить на деле свое почитание Царственных Мучеников, в том числе алапаевских новомучеников, то приезжайте в Тярлево, - сначала на богослужение (в воскресный или в праздничный день), чтобы ощутить сугубую благодать, которая присутствует в этом храме, а потом и дело для вас найдется.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09