Другая Россия

Есть те, кто предпочел жить вдалеке от больших городов, бизнеса и политики

Новости Москвы 
0
212
Время на чтение 5 минут
Зима 1999 г. Владимирская область. В гостях у Михаила Н. Крепенький дом на окраине села, тихая, морозная погода, неспешный разговор за чаем. На столе несколько банок с медом: ранний, липовый, разнотравье. В окно виднеется свежевыбеленная церквушка на пригорке, ярко-синие скаты крыши и купола.

Михаил перебрался во владимирскую глубинку из города. Было это лет десять назад. Перед тем преподавал в детской художественной школе, увлекался туризмом, рыбалкой. Общение с миром природы успокаивало, восстанавливало душевное равновесие, которого так не хватало дома, в семье. Когда дочь подросла и отправилась учиться в столицу, Михаил твердо решил, что уедет. Маленькое сельцо в полтора десятков дворов понравилось тем, что здесь была церковь. Вдвоем с местным жителем, Иваном, потихоньку начали восстанавливать здание, в котором располагался колхозный зерносклад. "Хорошо, - говорит, - что хоть крыша и окна все десятилетия были на месте. По округе-то - не храмы, сплошные развалины". Года через четыре приехал батюшка, началась служба. Сначала нарадоваться не могли, потом в отношениях тень пробежала: батюшка повел восстановление по-своему, спилил громадные березы и сосны у ограды погоста, на что мужики ответили глухим недовольством. Теперь Михаил из окна смотрит на церковь, отстроенную собственными руками, но к богослужениям ходит редко, по большим праздникам, впрочем, как и все здесь, за исключением нескольких ветхих старух.

В город выезжает с большой неохотой. В основном, по делам: везет на продажу на стареньком "Запорожце" мед с собственной пасеки. За десятилетие освоил премудрости ухода за пчелами. Хозяйство не велико, не мало: два с половиной десятка ульев. На жизнь хватает. В зимнее время выходит с маленькой озорной собачкой охотиться: опять-таки больше развеяться, на Божий мир посмотреть. Много читает, все философское. Признается в разговоре, что понемногу пишет, пока для себя. Скучает по общению. Сперва родной брат прожил рядом несколько лет, теперь перебрался в поселок в 30 километрах - стал священником и ремонтирует храм.

Супруга поначалу скептически восприняла желание Михаила уехать из города. Но поняв, что это всерьез и надолго, свое мнение переменила. А Михаил, обзаведясь домом, впервые почувствовал, что значит быть настоящим хозяином. Появились спокойствие и уверенность, позабылись прежние, "квартирные" препирательства, в которых и не поймешь, кто прав, а кто виноват. Вот уже несколько лет Марина (жена) исправно проводит выходные и отпуск в деревне, с увлечением занимается приусадебным хозяйством. Забыты размолвки, жалеют лишь, что в отношениях с дочерью много упущено. Приезжает редко, лишнего дня дома не проведет, от поклонников нету отбоя. Эх, молодость, молодость...

+ + +



Лето 2002. Новгородская область. На хуторке у бабушки Веры ребячий гомон, полно людей - дочерь и два сына с внуками приехали из Питера. Бабушка Вера сама почти полвека прожила на Литейном. Видела послевоенную трудную пору, работу с зари до зари. Здесь, в одной комнате коммунальной квартиры один за другим рождались четверо деток. Мужа схоронила рано, ребятню ставить на ноги приходилось одной. Хорошо еще, что в те времена государство о многодетных семьях заботилось, тем более о таких, без кормильца. "Коммуналка" в четыре комнаты и окна во двор-колодец постепенно отошла в пользование к их семье. Но дети выросли, и хлопот опять стало невпроворот. Двое старших пробовали снимать жилье, но все равно возвращались в родительский дом, на Литейный. У бабушки Веры к тому времени было уже шесть внуков, две невестки и зять. Молодая и бойкая компания, которую тем не менее не назовешь дружной. Ни сна, ни покоя, ни чтения, ни молитвы.

Подошла пенсия, и баба Вера засобиралась из города. Сперва говорила: "на лето", - но, прибыв на место, взялась не на шутку. Родом из этих мест, из самой далекой новгородской глубинки, подыскала брошенный хутор в три дома, с помощью мужиков залатала дырявые крыши, выхлопотала в сельсовете ремонт оборванной линии электропередач, обзавелась козой, курами. На следующее лето к бабе Вере приехал младший сын Коля, несемейный, - пособить по хозяйству. Пособил да и остался. Возвращаться к прежней городской жизни не захотелось. Взяли корову, после другую.

Сегодня у бабы Веры жизнь бьет ключом. Домишки полны людей. Хуторок для большой семьи П-вых стал собственным царством-государством. Куда не кинь взгляд - холмистые дали, грибные и ягодные места. На километры вокруг ни души. Край этот полюбился привольем и ездят сюда не только дети и внуки, но и приятели с детьми, другая родня. Видавший виды УАЗик, в просторечье именуемый "буханкой", из Питера набивается пассажирами до отказа. Летом ли, весной или осенью баба Вера, заслышав издалека знакомое неровное урчание мотора, одолевающего глубокие рытвины, выходит из дома и закладывает баньку. Только на зимние пару месяцев сообщение с "большой землей" прерывается, да и то сыновья со старшими внуками под самый Новый год, бывает, придут на лыжах от большака, где проходит автобус. И вправду, чего на зимних каникулах сидеть в городе!..

+ + +



Лето 2004. Костромская область. За литургией в старинной сельской церквушке молодой мужчина, явно городской по виду, поет на клиросе, читает Апостол. К Причастию жена подводит двух малышей-погодок. После богослужения знакомлюсь и получаю приглашение отобедать вместе. Сергей и Татьяна С-кие - москвичи, немного за тридцать. Купили поблизости дом пять лет назад, приехали, когда только еще поженились. За это время родились две девочки, Варя и Саша. На зимние месяцы С-кие уезжают в Москву, оставшееся время проводят здесь, в ста с небольшим километрах от Костромы.

Татьяна до рождения детей работала бухгалтером; Сергей - специалист по компьютерам: сборка, настройка, программирование баз данных. Пока в столице, берется и за другие работы, например, за отделку, ремонт, грузоперевозки на отцовской "Газели"... Все, чтобы поднакопить денег и остаток года провести в деревне. Когда получается, работу по написанию компьютерных программ Сергей увозит в деревню на лето.

В столице своего жилья не имеют, живут вместе с бабушкой и дедушкой. Как и у многих, отношения складываются не слишком удачно. Деревенское житье помогло справиться с этой, казалось бы, трудноразрешимой для молодых семей проблемой: как в четырех стенах избежать споров и трений, вмешательства и неразумной опеки старшего поколения. Впервые желание обзавестись домом в деревне появилось после кризиса 1998-го. Тогда многие в Москве остались без работы, опустели магазины, возникла нехватка продуктов. Слава Богу, дело не дошло до голодного бунта, но впечатление хрупкости, ненадежности городской жизни осталось. Вообще, делится своими мыслями Сергей, если согласился постоянно жить в городе, оказываешься будто в капкане. Начинается все с того, что нужно место работы, а в конце оба супруга отсутствуют дома с утра и до вечера. Детей приходится вести в детский сад или сдавать на поруки бабушкам, которые их неминуемо балуют.

"В деревне житье не сахар, - добавляет Татьяна, - деревенскую жизнь надо любить: как-никак бытовые неудобства, труд на земле. Но по городской привычке жить - это только на первый взгляд проще. Из года в год бегаешь как белка в колесе, не останавливаясь ни на минуту. Такая уж она, городская жизнь, что все в ней ищут того, что повкусней, покрасивей и поудобней..."

Нет, совсем расставаться с городом супруги пока не намерены. Некоторые православные семьи в одночасье, опрометчиво перебрались на село и потом стали тонуть в общей депрессии, безделии, пьянстве. Деревня, считают Татьяна с Сергеем, должна помогать молодой семье справляться с задачами, а не добавлять новых противоречий и сложностей.

Надежды на будущее? Хозяева не возражали бы, чтобы со временем в этих местах обосновались еще несколько православных семей с детьми. Тогда можно будет какое-нибудь нехитрое производство открыть и общими силами школьный курс с ребятишками осваивать. Многие городские семьи, убеждены Сергей и Татьяна, могли бы делать свой собственный выбор, а не пассивно двигаться по общей инерции...

Такие вот встречи со "столичной глубинкой". Характеры, судьбы, в которых ясно отразилась бесприютность современного человека и желание жить более уравновешенной, целостной жизнью. Хотелось бы написать и о других православных: тех, кто перебрался и работает на селе - пашет землю, сажает сады, водит стада. Общими силами подымать надо Россию. Но нет, пока что-то с этим не складывается. Могучей природной силы Руси хватает разве на то, чтобы утешить мятущиеся души, которые угодили в маховики городского конвейера, но не разучились ценить простоту отношений и незамысловатый уклад жизни, неброскую красоту русских просторов.

Высказать мнение, обменяться соображениями по теме статьи Вы можете, написав на адрес: abrogoz@yandex.ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Человек
30.10.2024 18:49
Под покровом Калужской Иконы Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:55
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.10.2024 17:53
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 17:44
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:36
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Константин В.
30.10.2024 17:25
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Ленчик
30.10.2024 17:22