Драматические события на Юге России, признаемся, совершенно отвлекли нас от всего того, что связано с изгнанщиной, - и ее недавно прошедшим в Мансонвилле (Канада, Квебек) "архиерейским собором". Когда, перед самым началом мансонвилльских заседаний, нами писалась аналитическая заметка, посвященная этому таинственному событию (напомним, что никакого уведомления об открытии "собора" не было, - но у изгнанщины так всегда и происходит) - мы и не предполагали, насколько результаты "соборных обсуждений"
совпадут с нашими наиболее мрачными (или, если угодно - наиболее радужными) предположениями.
Судите сами: http://www.russianorthodoxchurchinexile.com/russian%20site/off200410.html
Поскольку все эти документы, пребывающие на официальном узле "РПЦЗ (В)", как всегда напечатаны желто-апельсиновым на "королевско-синем" фоне (словно изгнанский дизайнер с детства засматривался на бархатные футляры свитков Торы в синагогах) читать их - мучение для глаз. Щадя читателя, мы приводим отрывки важнейшего из них в традиционной черно-белой гамме:
Решения Архиерейского Собора РПЦЗ 2004-го года
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей состоялся с 5/18 ноября по 7/20 ноября 2004 г. в Мансонвилле (Канада) под председательством Митрополита Виталия, Первоиерарха РПЦЗ.
Из Протокола N1 Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 5/18 ноября 2004 г.
Присутствовали:
Митрополит Виталий, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, редседатель Архиерейского Собора,
Еп. Сергий Монреальский и Восточно-Канадский,
Еп. Владимир Сан-Францисский и Западно-Американский,
Еп. Варфоломей Эдмонтонский и Западно-Канадский,
Еп. Антоний Лос-Анжелосский и Южно-Американский,
Еп. Виктор Славянский и Южно-Российский
Митроф. Прот. Вениамин Жуков, Секретарь Архиерейского Синода,
Прот. Николай Семенов, помощник Митрополита Виталия по Западно-Европейской епархии.
Устав
Постановили:
- Отменить решение, принятое 23 октября/5 ноября 2001 г. относительно наименования Русской Православной Церкви Заграницей "Русской Православной Церковью в Изгнании".
Это - едва ли не самая существенная часть опубликованного. Итак, изгнанщина отрясает прах прошлого - и называется совсем по-новому: Русская Православная Церковь Заграницей. Она больше не изгнанщина, и даже не (В). Но ведь это наименование, т.е Русская Православная Церковь Заграницей как будто уже усвоено за иной, более известной нам, церковной организацией? Здесь мы вступаем в область как изгнанской (сохраним покуда это имя) морали, так и в пределы правового поля. Подхватывание чужих прозвищ в сетевых говорилках - или старинная метода сшибания деньги, выдавая себя за важную персону - все эти действия, часто влекущие за собой насмешки, а иногда и физические прикосновения к личности, для изгнанцев не помеха. Это все мораль, которую безуспешно пытаются им навязать еретики - сергиане и экуменисты. А в правовом поле самозванец оказывается лишь тогда, когда он официально, при обращении в те или иные организации и институции выдает себя (с какой угодно целью) за кого-то иного, чем он сам был, есть и будет. Поэтому Синоду РПЦЗ предстоит выяснить - под каким именем (в США и Канаде, прежде всего) зарегистрированы изгнанцы в качестве корпорации. В момент, когда пишутся эти строки, английский вариант цитируемых документов еще не появился в Сети, что само по себе чрезвычайно показательно. Но некоторые соображения уже вполне можно высказать - опубликованные деяния "собора" предоставляют нам такую возможность.
Рядом с приводимыми "решениями" мы находим оригинал рукописного послания Митрополита Виталия, где он отрицает законность хиротоний, совершенных в свое время, по его прямому, также рукописному, разрешению и благословлению Архиеп. Лазарем и Еп. Вениамином. Это сам по себе знаменательный документ - свидетельство о том, что в изгнанщине окончательно победила группа Роснянской-Жукова в сотрудничестве с "канадцами" и г. Пивоваровым ("еп. Виктором"). Но нас сейчас интересует "самопальный" бланк, на котором начертано это послание. Учреждение, проставленное в "шапке" этой бумаги, зовется по-английски "Russian Orthodox Church Outside Russia". На чуть более привычном английском пишется "Russian Orthodox Church Outside of Russia". Именно под этим именем и зарегистрирована РПЦЗ (ROCOR). Не попыталась ли изгнанщина зарегистрироваться "без of"? Это вполне в еЈ традициях. Если мы правы, то обязуемся переименовать изгнанщину в отрепьевщину. В конце концов, должен наступить момент, когда кто-то спросит у членов (В): "Нельзя ли взглянуть на Ваш регистрационный формуляр?" Но пусть этим займутся адвокаты. Нам же думается, что все эти манипуляции с названием подтверждают полученные нами сведения о том, что изгнанщина будет каким-то образом пытаться "увести", отсудить, отобрать у РПЦЗ еЈ законное имя, надеясь таким образом упростить для себя последующий увод Церковного имущества РПЦЗ.
Хорошим показателем кристаллизации изгнанского ядра как тоталитарной секты, являются и перемены, произведенные "собором" в Уставе РПЦЗ, - применительно "к нуждам времени" :
- Отменить постановление относительно Устава, принятого 15/28 ноября 2003 г. в связи с практическими затруднениями применения его в церковной жизни возвратиться к прежнему уставу, принятому Архиерейским Собором РПЦЗ в 1964 г. с принципиальными изменениями его в параграфах 1 и 2.
Пр. 1 - Русская Православная Церковь Заграницей есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, самоуправляющаяся в соответствии с Постановлением Св. Патриарха Тихона, Св. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. за N362. Эти условия предусматривали физическую невозможность сношения с Высшей Церковной Властью в России, равно как и прекращение деятельности этой власти, уничтоженной впоследствии богоборцами.
Русская Православная Церковь Заграницей есть наследница тысячелетней Русской Православной Церкви.
Пр. 2 - Русская Православная Церковь Заграницей состоит из руководимых законным священноначалием епархий с их приходами, церковными общинами, духовными миссиями и монастырями с принадлежащими им святынями, как за границей, так и в России.
Для сравнения приводим эти же параграфы, как они существуют собственно в Положении о РПЦЗ:
Пар. 1. Русская Православная Церковь заграницей есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением Св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за N 362.
Пар. 2. Русская Православная Церковь заграницей состоит из находящихся за пределами России и руководимых законным священноначалием епархий с их приходами, церковными общинами, духовными миссиями и монастырями с принадлежащими им святынями.
(Попутно хотим обратить внимание, что старое, времен Вл. Филарета (Вознесенского), издание Положения, которым я пользуюсь - никаких таких больших букв в слове "заграницей" - не ставит, что сегодня изгнанцы рассматривают как "признак измены РПЦз" Удивительного мало. Авторы Положения знали русский язык)
Итак, изгнанцы удалили из первого параграфа ключевые слова: временно, на соборных началах (!!!) и, наконец, - до упразднения: Это означает, что "самоуправляться" они будут вечно, - да еще и на каких-то иных, постсоборных, началах.
Но и это не все. Нам пояснили, что какая бы то ни было законная церковная власть в России была уничтожена (в знаменитом Постановлении за ном. 362 об этом речи нет). Если так, то кто же теперь является законным наследником этой уничтоженной начисто Церковной Власти, всей Русской Церкви? - Ответ нам дается: этой единственной наследницей является некая корпорация в составе няньки престарелого Митрополита Виталия Л.Д. Роснянской, прот. В. Жукова из Парижа, архим. Сергия Киндякова, г.Виктора Пивоварова и еще каких-то лиц, нам ведомых и неведомых. Официальное название корпорации нам также неизвестно. И вся эта публика - она-то и есть наследница тысячелетней Русской Православной Церкви.
Это немалый скачок вперед. До сих пор мы знали, что упомянутые лица претендуют на часть имущества РПЦЗ, записанного в разное время на имя Митрополита Виталия, и намерены бороться за свое право на его "наследство". А выходит, что это только начало борьбы - и наследовать изгнанцы намерены все. И вся. И всюду. Ибо в пар. 2 мы видим красноречивейшее добавление: изгнанская зарубежная церковь простирает свои права и на Россию. Конечно, это помешательство. Но это как раз то самое помешательство, которое выводит на улицы матери городов Русских - Киева тысячи и тысячи претендентов на никогда и некем не завещанное им достояние.
Кто же будет оплачивать борьбу за осуществление преимущественного права изгнанщины-отрепьевщины на это наследство? Те, кто оплачивает "оранжевую революцию" в Киеве.
"Соборяне", как мы и предполагали, "сняли сан" с Вл. Варнавы, показав тем самым, что мало заинтересованы в тех приходах в России и в Западной Европе, которые сегодня признают над собою архипастырскую власть этого архиерея, - и не намерены переходить под духовную опеку настойчивого толкователя Апокалипсиса г. Пивоварова ("архиерея", которому "вверена" вся Европейская часть России).
Заодно "соборяне" лишили сана знаменитого радикального духовного публициста - о. протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого, принадлежащего к "варнавитам". При этом следует помнить, что число сторонников Вл. Варнавы возрастает, и этого "лишения сана" не признает не только сам "лишенный", но и его паства. Об отсечении епископов РИПЦ мы уже сказали выше. Добавим только, что и Вл. Варнава и Вл. Лазарь со своим Синодом изо всех сил старались показать "мансонвиллю" свои преданность и миролюбие. Они не только не позволяли себе никакой полемики с окружением "пожизненного Старца" в своих сетевых изданиях, но смирились до того, что превратили их чуть ли не в филиалы основных изгнанских рупоров: "мыслей о России" П.Н. Будзиловича, "Листка" Паисия Малыхина и даже "Меча с тростью" экстравагантного В.Г. Черкасова, - причем последний неустанно поносил (с ударением на И) "варнавитов" и "лазаритов" в своих пламенных памфлетах. Но ничего не помогло. Канадско-парижские наследники (и примкнувший к ним апокалиптик г. Пивоваров) не допустили их к наследству. Впрочем, в "соборном послании" ни "варнавиты" ни "лазариты" в перечень еретиков и раскольников не попали: из ныне сушествующих супостатов там упоминаются только "валентиновцы" и, разумеется, РПЦЗ ("раскол архиепископа Лавра"). Так что у "лазаритов" с "лавритами" есть еще возможность покаяться - и тогда им отстегнут часть наследства (уж не Софийский ли собор в Киеве после победы п. Ющенка?).
Из существенных деталей следует упомянуть назначение Сергия Киндякова ("епископа Монреальского и Восточно-Канадского") на пост "заместителя Первоиерарха". Но о том, что по плану "канадских" и "парижских" - Митрополита Виталия должен будет заменить именно С. Киндяков мы уже писали не раз.
Все остальное в документах "собора", включая анафематствование "сергианства", подготовку к прославлению митроп. Филарета (Вознесенского) я оставляю для психиатров и сектоведов. Упомяну только об одном:
Из Протокола N3 Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 7/20 ноября 2004 г.
Подписание протокола заседания Архиерейского Собора N 2
Почтение Митрополита Виталия званием "Блаженнейший"
РЕШЕНИЕ
За многолетнее возглавление Русской Православной Церкви Заграницей и более чем пятидесятилетнее служение в архиерейском сане, Архиерейский Собор решил почтить Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия званием "Блаженнейший".
Для тех, кому известна история РПЦЗ ясно, что с присвоением этого титула - история Владыки Виталия как "Пероиерарха РПЦЗ (В)" завершилась. Видимо, все необходимые документы он уже подписал. (В) исчезает. Начинается новый этап - когда "наследником тысячелетней Русской Церкви" становится приверженный известным слабостям, безвольный, упрямый и самолюбивый 72-летний Сергий Киндаков, бывший архимандрит РПЦЗ, окруженный агрессивными и наглыми братками-исповедничками, скандалистами, психопатами и - само собой разумеется - израильскими бизнесменами. Изгнанщина становится более компактной, более гомогенной, более "отмороженной" - и потому в чем-то более опасной. И мы не знаем, какие задачи уготовали для нее кураторы.