Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, последний в истории России митрополит, удостоенный высшего Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, родился 26 июля 1840 года в городе Орел, в семье дворянина. На четвертом году от рождения лишился он отца, а на десятом - матери. Домашнее воспитание отрок Николай получил в доме тетки. Среднее образование - в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии Николай поступил в Московский Университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе Николай решил окончательно отдаться служению Христу и Святой Церкви, приняв иночество.
Уволившись с юридического курса, Николай пешком направился за 90 верст в Николо-Угрешский монастырь, где принят был в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной. 10 декабря 1863 года Николай поступил послушником в Московский ставропигиальный Симонов монастырь, а 23 декабря посвящен был в стихарь. С глубоким христианским смирением исполнял Николай сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был также следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор. В 1866 году поступил он частным секретарем к архимандриту Гурию, назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме. В том же году 17 февраля в 26-летнем возрасте Николай принял постриг с именем Флавиан, а 18 февраля рукоположен был во иеродиакона.
Вследствие перерыва сношений Русского правительства с Папским двором, архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в Казань, куда архимандрит Гурий назначен был на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенского монастыря. Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9 апреля рукоположен во иеромонаха.
15 февраля 1868 года перемещен он, по собственному желанию, в Симферополь в число братии Таврического Архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством. В 1871 году Флавиан исполнял обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию, и был духовником при Архиерейском доме. 16 апреля 1873 года определен он настоятелем Бахчисарайского Успенского скита, а 6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии.
С Апостольской ревностью в течение десяти лет проходил Флавиан в языческом Китае миссионерское служение. Прежде всего, с рвением он занялся изучением китайского языка как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиозно-нравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами. 2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в чин архимандрита. Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае увеличивалась с каждым годом.
В 1882 году Архимандрит Флавиан находился в Японии у епископа Николая (Касаткина) (1836-1912) для представления одного китайца к рукоположению в священнический чин. Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако, самоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха.
В 1884 году, по возвращении в Россию, Флавиан зачислен был в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, а 2 февраля 1885 года архимандрит Флавиан хиротонисан был во епископа Аксайского, викария Донской епархии. (В БЭС Т. I, С. 768, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1880-й).
С 29 июня 1885 года он занял кафедру епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. С 14 декабря 1891 года владыка пребывал в чине епископа Холмского и Варшавского. Здесь вел он борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа хоругвь Вселенского Православия. 15 мая 1892 года владыка Флавиан возведен был в чин архиепископа с оставлением Холмским и Варшавским. С 1892 по 1894 год владыка Флавиан присутствовал в Святейшем Синоде. 14 мая 1896 года он награжден панагией с украшениями, а 21 февраля 1898 года владыка Флавиан Высочайше утвержден архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. В том же году владыка Флавиан Высочайше пожалован бриллиантовым Крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Святейшего Синода.
В 1898-1899 владыка почетный член духовных Академий Казанской и Санкт-Петербургской. С 10 ноября 1901 года Государем Императором Николаем II Александровичем утвержден он архиепископом Харьковским и Ахтырским. На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это недолгое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Владыка Флавиан придавал особенное значение уставу Церкви, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб. Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение, о преподающих и обучающихся. Оказывал он внимание и Харьковскому Университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви Университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению в них учебного и воспитательного дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, упорядочил введение в них строгой отчетности. Часто и усердно совершал он в храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях духовно-учебных заведений. По его предложению открыто было Братство во имя Святой Великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища.
С 8 декабря 1902 года владыка Флавиан избран почетным членом Киевской Духовной Академии. 1 февраля 1903 года Государем возведен он в чин митрополита и награжден бриллиантовым Крестом для ношения на митре. С 1 февраля 1903 года Государь утвердил владыку митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской Успенской Лавры, а 29 августа 1911 года владыка награжден правом предношения Креста за богослужением.
1 (14) мая 1913 года митрополит Флавиан пожалован Святым Государем Императором Николаем II Многострадальным высшим Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. То было последнее в истории Русской Церкви награждение Митрополита высшим орденом России Святого Апостола Андрея Первозванного.
Скончался владыка Флавиан в разгар Великой войны (1914-1918) 4 (17) ноября 1915 года в Киево-Печерской Лавре от сердечной астмы.
Духовный отец владыки старец и подвижник Киево-ПечЈрской Лавры Алексий Голосеевский (1840-1917) за два дня до его кончины вызван был из Голосеевской пустыни в Лавру для предсмертной духовной беседы. Здесь старец исповедовал в последний раз своего Высокопреосвященного духовного сына и прочитал над ним отходную молитву. По словам отца Алексия, во время беседы с митрополитом Флавианом последний сказал батюшке: "Не надолго расстаЈмся: скоро опять увидимся". Отец Алексий понял эти слова владыки как предсказание о своей скорой кончине. И действительно, после смерти Высокопреосвященного митрополита Флавиана батюшка не прожил даже полутора лет.
По свидетельству современников, владыка Флавиан был истинным иерархом Русской Церкви. Он отличался необычайной добротой и милосердием. Помогал он всем, никому не отказывая в материальной помощи. В Киеве им назначены были определенные дни для приема неимущих: с утра до вечера стекался к нему народ, раздача денежных пособий была щедрая. В Петрограде не было определенных им дней для приема бедноты, а потому, когда день на неделе был свободный от заседаний в Святейшем Синоде, то Киевское подворье на Васильевском острове, где проживал Митрополит Флавиан, осаждалось беднотой. За свою праведную жизнь перед кончиной ему возвещено было в видении о грядущих судьбах Русской Православной Церкви, о чем в свое время напечатано было в Синодальной газете "Всероссийский церковно-общественный вестник", в ноябрьских номерах за 1915 год.
Владыка очень почитал Митрополита Тобольского Павла II (Конюскевича) (почил в 1770), издавна местно почитаемого в Киеве, о прославлении которого он тщетно возбуждал ходатайство пред Святейшим Синодом в 1914-1915 годы. Знаменательно то, что Митрополит Флавиан скончался в день преставления Митрополита Павла.
Труды владыки:
Речь при встрече его в Киево-Софийском кафедральном соборе, 25 февраля 1903 года, "ТКДА", 1903, март, С. 1; Речь в Киево-Печерской Лавре, 25 февраля 1907 года, "ТКДА", 1903, март, С. 5; "Послание пастырям Киевской епархии". "ТКДА", 1905, октябрь, с. 133; "Речи при вступлении Царей в Киево-Софийский собор 29 августа 1911 года". "Прибавление к "ЦВ". 1911, N 38, С. 1557; "Слово духовенству Киевской епархии", "Прибавление к "ЦВ", 1914, N 33, С. 1447; "Речь, сказанная при вручении жезла новохиротонисанному Епископу Каневскому Василию, первому викарию Киевской епархии, 6 августа 1914 года", "Прибавление к "ЦВ". 1914, N 34, С. 1499, "ТКДА", 1914, сентябрь-октябрь, С. 1; "Объяснение православного богослужения". Материалы для китайского словаря.
Переводы на китайский язык:
"Указания пути в Царство Небесное". Преосвященного Иннокентия; "Краткое изложение христианской веры". Составлено протоиереем Н.Волобуевым.
Составил Александр Рожинцев (Москва)
ФЛАВИАН (в миру ГОРОДЕЦКИЙ Николай Николаевич), митрополит Киевский и Галицкий (26.07.1840-4.11.1915), выдающийся русский архиерей, монархист.
Представитель старинного дворянского рода Симбирской губ. Отец, выйдя в отставку, поселился в Орловской губ. Будущий митрополит в 12 летнем возрасте остался круглым сиротой и воспитывался в доме глубоко религиозной тетки, получив хорошее домашнее образование. В 1853 г. он был зачислен сразу в IV класс Орловской гимназии, по окончании которой в 1857 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Религиозная настроенность и возвышенное стремление послужить просвещению народа побудили юного студента, при мысли о своем будущем, отдать преимущество иночеству перед мирской жизнью. В 1861 г. на последнем курсе университета неожиданно для многих Николай Городецкий оставил высшую школу и решил принять монашеский чин. В качестве послушника он поступил в Николаевский Песношский монастырь Московской епархии, а 10 декабря 1863 г. был принят в число штатных послушников Симонова монастыря Москвы, где выполнял все самые тяжелые работы. В 1866 г. архимандрит Симонова монастыря Гурий (Карпов) был назначен настоятелем Русской Посольской церкви в Риме и предложил послушнику Николаю сопровождать его в качестве частного секретаря. И 17 февраля 1866 г. он принял монашество с именем Флавиан, а на следующий день был рукоположен во иеродиаконы.
Через полтора месяца архимандрит Гурий был вызван в Россию и хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Вместе с ним в Казань отправился и Флавиан с причислением к братству Спасского Казанского монастыря, где 9 апреля 1867 г. был рукоположен во иеромонахи. В 1868 г. иеромонах Флавиан по желанию Преосвященного Гурия в связи с переводом последнего на Симферопольскую кафедру, был причислен к составу братства Таврического архиерейского дома, где он выполнял обязанности духовника, а затем эконома. Он также совершал богослужения и требы в Феодоро-Стратилатовской церкви Алушты, состоял инспектором классов и законоучителем Таврического епархиального женского училища (с 23 марта 1871 г.). 16 октября 1873 г. Флавиан получил в управление Бахчисарайский скит Таврической епархии.
6 июня 1873 г., он был включен в состав Православной Пекинской Духовной миссии. Деятельность Флавиана в Китае была весьма плодотворной. Он овладел не только устной речью, но и китайской письменностью. По поручению начальника миссии он занялся переводом на китайский язык книг религиозно-нравственного содержания, исполняя при этом обязанности священнослужителя Миссии. Иеромонах Флавиан перевел "Указание пути в Царство небесное" митрополита Московского Иннокентия, "Краткое изложение христианской веры" прот. Н.Волобуева и другие книги. Им было написано немало самостоятельных сочинений, в том числе "Объяснение православного богослужения для китайцев". Значительным его достижением было приведение в порядок материалов для китайско-русского словаря, подготовленных архимандритом Палладием (Кафаровым), для чего потребовался год кропотливой работы. Впоследствии словарь был издан. Успеху проповеди Флавиана содействовало отличное знание китайских верований, обычаев и нравов, продолжительные беседы с местными жителями. 2 октября 1879 г. по синодальному определению иеромонах Флавиан был назначен на должность начальника Пекинской миссии с возведением в сан архимандрита. Благодаря стараниям Флавиана богослужение стало совершаться на китайском языке. Для большего успеха миссионерской деятельности архимандрит хотел иметь в числе своих сотрудников духовных лиц из местных уроженцев, и в 1882 г. он отправился в Японию к Преосвященному Николаю (Касаткину) для представления китайца к рукоположению в сан. 25 октября 1883 г. в виду ослабленного здоровья Флавиан был уволен от службы с причислением в число братии Александро-Невской Лавры.
20 января 1885 г. состоялось наречение, 2 февраля хиротония Флавиана во епископа Аксайского, викария Донской епархии. 29 июня того же года Преосвященный Флавиан был перемещен на кафедру епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хорошо узнавший и по достоинству оценивший его член Святейшего Синода архиепископ Холмский и Варшавский Леонтий получил в лице епископа Флавиана деятельного и энергичного помощника. В 1891 г. архиепископ Леонтий был назначен митрополитом Московским, а 14 декабря того же года последовало назначение Флавиана епископом Холмским и Варшавским. Его архипастырские труды и личные качества обратили на себя внимание Верховной Власти. 15 мая 1892 г. Флавиан стал архиепископом, в 1895 г. награжден орденом Св. Владимира II степени, дважды он был почтен вызовом в Санкт-Петербург для присутствия в заседаниях Синода (в 1892 и 1894 гг.).
21 февраля 1898 г. Преосвященный Флавиан был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием Экзарха Грузии и члена Св. Синода. В Грузии владыка Флавиан проявил опытность в решении трудных вопросов епархиального управления, доступность и умение выслушать просителя. Высшей оценкой его деятельности в Грузии явилась Высочайшая грамота, пожалованная 6 мая 1900 г. вместе с орденом Св. Александра Невского. Позднее в 1910 г. Флавиан был награжден и высшей наградой России орденом Андрея Первозванного. Ранее по достоинству были оценены его ученые труды: в 1898-1899 гг. он был избран в почетные члены Казанской и Петербургской Духовных академий, а в 1902 г. Киевской. 10 ноября 1901 г. Флавиан был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским с оставлением в звании члена Св. Синода. Во главе Харьковской епархии Владыка находился всего 14 месяцев. 3 февраля 1903 г. последовало его назначение митрополитом Киевским и Галицким.
В Высокопреосвященном Флавиане гармонично сочетался образ крупного государственного деятеля и властного иерарха Церкви. Как один из старейших членов Синода, он твердой рукой направлял духовную жизнь страны. В дни смуты и анархии 1905 митрополит всю свою нравственную силу обратил на борьбу с разрушителями государственности. Он стал свидетелем той политической вакханалии, которая имела место на улицах Киева в октябрьские дни 1905 г. В это время к Владыке явились "общественные" деятели, желавшие узаконить эксцессы уличной жизни авторитетом Флавиана. "В этот же момент сердце Владыки мучилось проявлениями либеральных увлечений духовенства, обнаружившихся (под влиянием тех же "общественных" деятелей) на октябрьском съезде духовенства (в 1905 г.). Наряду с духовенством волновалась духовная академия, выражая свои увлечения в самой резкой форме, духовная семинария. Многие знают, как искренне, как глубоко печалилось сердце Владыки, который уже приходил к мысли об организации пастырской школы на собственные средства", так описывались те события в "Херсонских епархиальных ведомостях" 1 декабря 1915.
Чтобы вразумить духовенство, зачастую шедшее на поводу у бунтовщиков, Флавиан обнародовал свое знаменитое послание "Пастырям Киевской епархии", где писал: "Нужно и даже должно сказать, что для нашей нелицемерной преданности Церкви православной предстоит теперь испытание, равно как предстоит испытание и для всех православных в крепости их веры. Теперь нет преград, удерживающих немощных верою в ограде церковной, и нам, пастырям нельзя закрывать глаз своих от напряженной деятельности врагов Церкви православной. По местам они ведут уже против нее усиленную и открытую борьбу, стараясь путем воззваний, подговоров, угроз и даже насилий отторгнуть от нее возможно большее число ее чад... Пастыри Киевской Церкви! Исполняйтесь духом святой Христовой веры! Никогда не забывайте того, что внутренняя сила нашего православия велика и неисчерпаема. Этой силы достанет на все времена. Исполнившись сами духом и силою православия, вносите теплоту и свет его и в среду вверенной вам от Бога паствы. Больше теплоты, больше сердечности, больше убежденности в вере, пастыри!".
В телеграмме от духовенства Киева по случаю 25-летия служения Флавиана отмечалось: "Заколебались основы Руси и вместе Православной Церкви. Настало лихолетье. Смущение объяло умы и сердца людей. В это поистине трагическое время вы явились истинным пастырем своего словестного стада. В своем известном обращении к сопастырям Вы преподали мудрые руководственные указания образа действования, в своей же жизни дали пример деятельности. Как всегда Вы твердо стояли под знаменем: "за Веру, Царя и Отечество" и, выполняя то, что требовалось им, собрали вокруг него и подле себя своих сопастырей, и через них и всю свою паству. При этом не было места колебанию, путь указан был прямой, точный и верный".
Владыка занимался общественной деятельностью и благотворительностью. На свои средства в Киево-Печерской Лавре он построил Благовещенскую церковь с тремя престолами, больничный комплекс, создал огромную братскую библиотеку-читальню и завещал ей свою книжную коллекцию. В Китаевской пустыни Флавиан построил больничный корпус с домовым храмом Прп. Серафима Саровского. Созданный в 1902 г. в Киеве Миссионерский Комитет, был преобразован Флавианом в Епархиальный Миссионерский Совет, который под его руководством содействовал приходскому духовенству путем издания и рассылки брошюр, листков религиозно-нравственного содержания. Совет содержался за счет личных средств митрополита. Флавиан являлся членом Предсоборного Присутствия в 1906 г., Комиссии по бракоразводному вопросу 1907 г., Комиссии по коренной реформе церковного управления в Грузинском Экзархате 1908 г., Комиссии по устройству внутренней миссии 1909 г.
Митрополит Флавиан, будучи сам по своим убеждениям твердым монархистам, оказывал содействие черносотенному движению. Он не только приветствовал открытие Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 г., но и лично совершил торжественный молебен перед его открытием, а также произнес напутственное слово: "Православные Русские Люди! Горячая любовь к дорогой нашей родине и искреннее желание прийти ей на помощь в переживаемую нами тяжелую годину, подвергли нас собраться со всех концов России, в наш богоспасаемый Киев, на Третий Всероссийский Съезд Русских Людей. Как предстоятель церкви Киевской, я сердечно приветствую собрание ваше и от всей души желаю, чтобы оно еще теснее объединило всех нас между собой и еще сильнее укрепило союз наш во благо единой неделимой России и православного Русского Народа с Самодержавным Царем. Господь да поможет вам в вашей деятельности, направленной на пользу Отечества и церкви Православной, и да увенчает полным успехом все благие намерения и стремления ваши".
В 1908 г. в дни юбилейных торжеств в честь Вмц. Варвары, всецело стараниями и влиянием митрополита был организован Всероссийский миссионерский съезд. Флавиан объединил для обсуждения церковных и богословских вопросов едва ли не всех выдающихся деятелей Русской Церкви. Владыка внимательно следил за расследованием обстоятельств убийства отрока Андрюши Ющинского и за ходом дела Бейлиса, оказывал поддержку монархистам, стремившимся довести дело до суда. Так 8 ноября 1913 г. он не устрашился присутствовать на торжественном обеде у Б.В.Никольского в честь героев Киевского процесса. В годы Первой мировой войны по инициативе Флавиана в Киево-Софийском митрополичьем доме был открыт госпиталь имени Церквей и духовенства Киевской епархии на 100 кроватей. Киево-Печерская Лавра отвела помещение в странноприимнице для 1000 раненых, 500 больных и 1000 человек, изготовлявших обмундирование, содержала на свои средства лазарет на 120 мест.
Осенью 1915 г. владыка Флавиан тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он обратился с письмом к архиепископу Харьковскому Антонию (Храповицкому) с просьбой приехать и совершить обряд погребения. Умирал митрополит в полном сознании. За два дня до смерти он созвал викарных епископов и сделал все распоряжения. Дата его кончины пришлась на день памяти Святителя Павла Тобольского, о канонизации которого он хлопотал в Синоде. Погребен в Крестовоздвиженской церкви Ближних Пещер Киево-Печерской Лавры в том месте, которое он сам выбрал для себя. Один из его почитателей писал: "В лице митрополита Флавиана Россия похоронила искреннего, благородного и горячего Патриота. Он всей своей душой любил Россию. Он искренне, безраздельно, по-детски радовался ее радостям и болел ее страданиями".
Литература:
25-летие Архипастырского Служения Высокопреосвященного Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого. Киев, 1910; Манова Н.Л. Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан // В¦ра ¦ Розум. 2000. N1; Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906.
Тимур Кальченко (Киев), из книги "Святая Русь. Большая энциклопедия русского наода. Русский патриотизм (М., 2003)