В эти дни наши взоры обращены к многострадальному, огнедышащему Кавказу, к Осетии, к Беслану. Эта трагедия нас потрясла, очистила, Думаю, что у многих после того, что произошло в Беслане, изменились представления о мире, о человеке. Произошло величайшее злодеяние, которое невозможно было себе представить, немыслимое злодеяние. Монголо-татары не собирали специально детей на мучения, ни нацисты, ни большевики, при всей их сатанинской ненависти, не истребляли сотнями детей. Такого злодеяния, как в Беслане, не знала еще история человечества, и после него у нас раздвинулись представления о человеке.
Я признаюсь до этих дней думал, что на разные виды, проявления зла способен человек, но не думал, что человек способен на такое, на то, что произошло в Беслане.
В адрес этих бандитов мы слышим: "нелюди", "подонки". Но ведь они человеческого рода, их родили матери, они сами были детьми, более того, как оказалось у некоторых из них у самих есть дети. Поражает, как низко может пасть человек. Как он может совершать зло, направленное против самого беззащитного, святого - детей. Сейчас много пишут о подробностях бесланской трагедии, но, почему-то никто не пишет о первоистоках зла, откуда взялись эти нелюди, или в страшной степени падения находившиеся люди? Нам - христианам это открыто. Их "отец - сатана, дьявол", как сказано в Евангелии. В образе, в обличии этих бандитов явились, безусловно, сами демоны из преисподней, ада.
В эти трагические дни мне вспоминались слова прп. Серафима Саровского, когда его спросили видел ли он демонов, он ответил, что видел, но не дай Бог никому их видеть " они страшны, мерзки, ужасны. И движения ногтя этих духов зла способно уничтожить весь мир". Столь велика злоба сатанинская. И она явилась нам в эти дни.
Почему Осетия?
Трагедия, названная самым страшным террористическим актом за всю историю человечества, требует духовного осмысления. Нам необходимо ответить на вопросы: Почему она произошла? Почему ее попустил Господь? Почему это произошло именно в Осетии? Что мы должны увидеть, чему научиться из происшедшего?
Прежде расскажу об Осетии. Для меня лично это земля особенно близка. Я родом с Кавказа, бывал в Осетии, бывал в Беслане.
Осетия - это древняя Алания. Сами осетины называют себя аланами или иронами, а Осетия - это название грузинского происхождения. Осетины древний кавказский народ, который еще в VIII-XIX веках принял православие. Аланская епархия входила в состав Византийского Патриархта, причем по списку византийских епархий она шла сразу же после Русской. Осетины остались вплоть до нашего времени единственным горским народом, сохранившим православную веру среди мусульманского окружения. Этот народ стал исповедником православия на Кавказе, народом крестоносцем, народом страдальцем. Его судьба, его историческая роль во многом схожа с судьбой сербского народа. Как сербы являются свидетелями православия посреди Европы, в самом центре католического мира, так осетины - свидетельствуют о православии на Кавказе. Благодаря этому народу Кавказ оставался и остается уделом Божией Матери. Мы помним, что первым уделом Божией Матери была Иверия, ныне Иверия - это часть Грузии, а тогда это был весь Кавказ. Может быть? этим можно объяснить столь трагические судьбы Кавказа, столь мощную мусульманскую экспансию. Это борьба против Матери Божией, против Ее покрова. Сохранения православия осетинами - это подвиг целого народа.
Осетины - удивительно благородный народ, преданный верный России. Еще в XVIII веке они обратились к Императрице Елизавете Петровне принять Осетию в состав России. Россия защищала Осетию от набегов турков, татар. Нынешний год юбилейный - исполняется 230 лет со времени вхождения Осетии в состав России. Ни один осетин не ставил вопрос о правомочности исторического выбора своего народа, никогда Осетия не ставила вопроса о выходе из состава России. В отличие, к сожалению, от многих других народов, даже православных. Осетия всегда была форпостом России на Кавказе. И нам бы, конечно следовало 230 летнюю годовщину громче отметить, и прижать этот народ к груди поближе. Немного народов, которые сохранили братскую любовь к России, которые были верны ей и в старину, и в ХХ веке, в Великую Отечественную войну. Осетия не пропустила немцев, стала камнем преткновения их экспансии на Кавказе. К сожалению, некоторые народы переметнулись на службу фашистам, - те же чеченцы, балкарцы, карачаевцы, - за что потом они понесли наказание, были высланы со своих земель.
Икона Моздокской Божией Матери
Осетия - верная часть Святой России, верная часть святого Кавказа. Ее верность православию была засвидетельствована явлением иконы Моздокской Божией Матери. Эта икона была принесена в Осетию в ХII веке грузинской царицей Тамарой. Хотя мы ее и называем грузинской царицей, тем не менее, она была осетинкой, родилась в Осетии. И оттуда попала в Грузию. Царица Тамара для своей родины благословила написать икону Иверской Божией Матери - хранительницы Афона, в напоминание о том, что Кавказ - это первый земной удел Царицы Небесной.
Икона была принесена в Куртатинское ущелье, еще с языческих времен почитавшееся священным у аланов, и помещена в часовне, которая чудом сохранилась до наших дней. Этой часовне уже 800 лет. Здесь следует напомнить, что аланы приняли православие раньше, чем Русь. И теперь на территории России именно в Осетии сохранились самые древние храмы: храмы IХ-Х века. Здесь хранится как бы осколок Византии, вошедший в состав России.
Моздокская икона прославилась на весь Кавказ. В ХVIII веке она была перенесена в Моздок, - в это время осваивалась равнинная часть Осетии. Божия Матерь Сама выбрала этот город, - когда ее везли на арбе, запряженной быками, именно в Моздоке они остановились и не хотели сдвигаться с места. Нечто подобное чуду Владимирской Божией Матери.
Икону навсегда оставили в Моздоке, в честь нее был воздвигнут дивный Успенский храм. Празднование иконе совершается в преполовение Пасхи.
История Беслана
Куртатинское ущелье, где первоначально находилась икона, получившая позднее именование Моздокской, находится неподалеку от Беслана.
Сам Беслан - городок в 30 км от Владикавказа - место особого почитания Моздокской Божией Матери. Каждый год из Моздока во Владикавказ совершался крестный ход с почитаемой на Кавказе иконой, и обязательно делалась остановка в Беслане. В память этого был построен храм, а в недавнее время был основан монастырь. В 2000 году именно в Беслане был учрежден первый православный монастырь на Кавказе. Свято-Успенский Аланский мужской монастырь. Отсюда совершаются крестные ходы к древнейшей часовне, где первоначально хранилась Моздокская икона Божией Матери.
Моздоксакая Богоматерь всегда хранила Кавказ. Она защитила православную Осетию от войск Шамиля в ХIХ веке.
В Бесланском монастыре есть чтимая икона Успения Божией Матери, написанная на камне. Она вся украшена пожертвованиями: кольцами, цепочками, сережками. Эта икона - одна из наиболее чтимых икон на Кавказе и город Беслан, благодаря этому знают многие кавказцы, и не только кавказцы.
Сам город был основан в 1847 году и назван так по имени своего основателя. Беслан - очень распространенное имя в Осетии.
Название Беслана войдет в трагическую историю человечества: здесь в начале ХХI века произошло столкновение Креста и полумесяца. Бандиты напали на город, в котором стоит первый на Кавказе монастырь, сразу же после престольного праздника - Успения Божией Матери. Случайно ли это?
Кстати, школа, в которой были захвачены в заложники дети, находится в двух кварталах от монастыря.
Кавказские традиции
На Кавказе считается позорным воевать с женщинами и детьми. Когда хотели прекратить какой-то поединок, какую-то бессмысленную битву, всегда посылали женщину. Присутствие женщины останавливало кровопролитие, считалось верхом позора сражаться при той, кто была воплощением матери. Женщины-осетинки знали, что их никто не тронет, на женщин не распространялся закон кровной мести. Неслучайно единственный оставшийся в живых бандит просит не показывать его по телевидению. Он знает, что он нарушил все законы гор.
Мы стали свидетелями детской Голгофы. О целях своих бандиты говорят сами - это разжигание войны. Дети принесли себя в жертву, они по сути встали на пути возможной войны. И их можно назвать новомучениками. Хотелось бы их знать поименно. Надеемся, что мы получим эти имена для молитвенного поминовения. И для покаяния, потому что они погибли из-за того, что мы мало молились. Почему-то те дни, когда дети были захвачены бандитами, не были объявлены днями всенародной молитвы. Они там постились три дня, а мы не наложили на себя поста. И теперь мы будем молиться за них, просить у них прощения.
Записала Людмила Ильюнина, специально для Русской линии