Г-ну C. М. Григорьеву
Уважаемый Сергей Михайлович!
Я хотел бы высказать Вам некоторые мои соображения относительно двух недавно появившихся на Вашем сайте материалов: интервью, которое Людмила Ильюнина взяла у архимандрита Августина Никитина, и распечатки круглого стола, прошедшего у Вас в редакции.
Не касаясь основного содержания этих материалов, не оценивая высказанных авторами взглядов и не вступая в полемику, я хотел бы отметить некоторые вещи.
Во-первых, меня поразила та настойчивость, с которой г-жа Ильюнина пыталась добиться от отца Августина хоть каких-то негативных высказываний в мой адрес. К чести отца архимандрита, должен отметить, что он не поддался на такое "выкручивание рук", и все же не сказал того, что столь старалась вложить в его уста настойчивая дама.
Во-вторых, естественно, она вольна как ей угодно оценивать мою позицию и высказывать любые мнения относительно моих взглядов. Но искажать при этом факты все же не следует.
Так, например, г-жа Ильюнина упрекает меня в том, что я, дескать ничего не писал о сектантских тенденциях в общине свящ. Георгия Кочеткова, а вот зато обрушился на невинного свящ. Анатолия Гармаева.
Отметим некорректность самой постановки - упрекать человека не за то, что он сделал, а за то что он не сделал.
Но главное даже не в этом. Г-жа Ильюнина либо страдает весьма странной забывчивостью, любо сознательно лукавит. О свящ. Георгие Кочеткове и об его общине я высказывался достаточно давно и достаточно обширно. Помимо выступлений по радио, дискуссий в интернете, ответе на вопросы людей на моих многочисленных лекциях, я могу назвать целый ряд моих газетных статей о сектантских тенденциях в общине Кочеткова (в "Радонеже", "Православной Москве" и т. д.) и две больших аналитических статьи в сборниках "Единство Церкви" (критика учений свящ. Александра Борисова и Георгия Кочеткова) и "Суд им давно готов" (подробный разбор сектантских тенденций в общине свящ. Георгия Кочеткова на основе их собственных публикаций). Именно эти мои статьи вызвали наибольший гнев кочетковцев и в подконтрольной им прессе на меня обрушился целый шквал их гневных отповедей, ругани и клеветы. Думаю, что мне "досталось" куда больше, чем всем остальным авторам этих сборников. Очень странно, что г-жа Ильюнина могла так быстро все это "забыть".
А вот о свящ. Анатолии Гармаеве, помимо нескольких кратких ответов на вопросы на моих устных выступлениях я не публиковал ничего. Однако, некоторое мнение о его трудах и деятельности, у меня все же имеется. Я знаю целый ряд бывших "гармаевцев", крайне негативно высказывающихся о своем бывшем учителе и прямо называющие его главой секты. Книги его я несколько раз пытался просматривать, но эти тексты вызывали у меня такое отторжение своей непрофессиональностью, претенциозностью и явными оккультными тенденциями, что я сразу же откладывал их в сторону. Естественно, личные ощущения сами по себе - критерий весьма ненадежный. Однако, целый ряд уважаемых мною педагогов и пастырей, читавших книги и знающих Гармаева лично, говорят о его неправославии, оккультизме и сектантских тенденциях. У меня нет оснований не доверять мнению этих людей. Именно по просьбе целого ряда лиц я решил посвятить часть Первых Иринеевских чтений обсуждению книг свящ. Анатолия Гармаева. Вновь подчеркну, что сам я о нем на Чтениях ничего не говорил, не ощущая себя достаточно компетентным. Однако яркие и аргументированные доклады диакона Михаила Першина, прот. Алексея Уминского и прот. Дмитрия Смирнова показали всем присутствующим, что проблемы есть и проблемы весьма серьезные.
Если у г-жи Селюниной есть претензии к выступлениям отца диакона и двух протоиереев, она смело может высказать их им лично. Думаю, это будет честнее, чем обвинять меня неизвестно в чем. И также это больше соответствовало бы тому лозунгу, который был провозглашен участниками Вашего круглого стола: "Открытость, но не резкость, прямота, но не грубость. Такой должна быть полемика между православными".
Надеюсь, Вы опубликуете эти мои краткие заметки.
С уважением, А. Л. Дворкин