itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Интервью А.Е. Себенцова "Русской линии" 31.01.2002

Религия 
0
128
Время на чтение 8 минут

НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ

С.Григорьев: Кто конкретно от субъектов Федерации вносил предложения? Были ли запросы в судебные органы, органы прокуратуры о несовершенстве законодательства?

А.Себенцов: Чаще всего это ответы заместителей глав Администраций, в чьи обязанности входит курировать вопросы религиозной деятельности. Из прокуратуры и судов мы, естественно, ничего не запрашивали, но вопрос, связанный с судебной практикой время от времени возникает. Суды руководствуются законом и тем, как они его понимают, но запросы к ним не входят в компетенцию Правительства.

С.Григорьев: В отдельных публикациях говорилось, что группа, руководимая Вами, предполагает удалить понятие традиционной религии из преамбулы Закона о свободе совести или вообще удалить преамбулу. Так ли это?

А.Себенцов: Преамбулу мы вообще не предполагали трогать, может быть чуть-чуть коснуться, но не в коем случае не содержательных позиций, хотя некоторые из них внушают серьезные сомнения. Скажем, там Православие впереди, а христианство сзади, и их соотношение как-то не совсем понятно. Мы решили, что это болезненное место, а в цели нашей работы не входит трогать больные места, но должен сказать, что понятие традиционных религий в законе отсутствует, и мы его туда вносить не планируем.

С.Григорьев: Кто конкретно в Правительстве РФ поддерживает вашу позицию?

А.Себенцов: Этот вопрос не имеет смысла. Есть Председатель Правительства, есть его Заместитель, Валентина Ивановна Матвиенко, Председатель Комиссии по вопросам религиозных объединений, а мы действуем по поручению Комиссии. Здесь нет какой-то идеологической основы, наша задача иная. Это юридическая чистота, снятие неоправданных ущемлений, воплощение пожеланий религиозных организаций, которые не выходят за рамки достигнутого компромисса.

С.Григорьев: Руководимая Вами группа, да и Ваша личная деятельность на конференции в Администрации 25-го января была подвергнута острой критике, причем весьма консолидированной. После вполне единодушных по существу докладов Георгия Полтавченко, митрополита Кирилла и Виктора Зоркальцева, были солидарные с ними выступления представителей российских мусульман, иудеев, ученых и общественных деятелей. В чем Вы видите причину такого единодушия?

А.Себенцов: Я думаю, что причины две. Первая традиционна не только для нас, как мы думали раньше, но и для всего мира. Я имею в виду готовность поддержать ?руководящую линию?, как мы в свое время слышали некоторых возмущенных ?читателей? ?Августа 14-го?: ?Я, конечно, никогда не читал книг отщепенца Солженицина, но совершенно не согласен с тем, что он пишет, и ему нет места в нашей стране?. Если подобную волну поднять, то она распространяется далее уже сама, без всякого понимания, о чем идет речь. Это социально - политическое явление массового сознания, которое нельзя признать достойным уважаемых людей. Ему подвержены, как мы теперь видим, не только советские люди. Если вспомнить борьбу против закона 1997 года, тогда в этом качестве, к сожалению, выступили и Сенат США, и Папа Римский, которые в глаза не видели закона, но на весь мир возмущались, будто более недемократичного закона быть не может. Однако, когда Б.Н. Ельцин подписал его, и закон был опубликован, то спокойно прочитав текст, они успокоились, потому что ничего, против чего они боролись, там не оказалось. Поэтому, прежде чем подключиться к такой волне, всякий порядочный человек должен подумать, а стоит ли, достойно ли это сознательного человека, не окажется ли это пустышкой, массовым психозом?

Второй момент связан с действительной остротой проблем свободы совести. Решая эти проблемы, некоторые люди в запале борьбы за свои идеалы и интересы неосторожно забывают, что такое ложь и кто отец лжи. Я надеюсь, что некоторые участники конференции со временем переоценят свои позиции, как это случалось и прежде.

С.Григорьев: Все большее значение и в общественной, в политической жизни России играет религия, и, в первую очередь, конечно, традиционные религии. Действительно, в конституции такого понятия нет, но ведь это не значит, что его нельзя ввести в отдельном законе.

А.Себенцов: В том и дело, что нельзя. Следует либо оставить понятие традиционных религий там, где оно есть - в не имеющей юридического содержания литературе, либо внести его в основу юридических отношений, то есть в Конституцию. Если в Конституции будет конкретно указаны традиционные религии, исключено из нее положение о равенстве религиозных объединений перед законом, то появится возможность федеральным законом внести различия между традиционными и иными религиями, предоставить им различные условия для их деятельности. Эти изменения стали бы определять жизнь российского государства, каким оно станет в будущем.

Сейчас в преамбуле действующего Федерального закона православие и другие исторические для России религии выделены, но имеется в виду, конечно, прошлое. Ну, кто может отрицать, что православие лежит в основе нашей русской культуры, как специфического явления мирового характера. Кто может отрицать тот важнейший исторический факт, что, когда наши князья между собой не ладили, брат на брата шел войной, объединяла всю Русь Русская Православная Церковь. Ее роль в становлении государства громадна, и этот факт отражен в преамбуле закона. А вот каким будет влияние церкви в будущем - это другой вопрос, именно конституционный. Для того, чтобы строить предположения о будущем, неплохо вспомнить прошлое. В какой мере слияние Русской Православной Церкви с государством повлияло на крушение Российской империи, создало обстановку для дальнейшего коммунистического периода - это вопрос, требующий серьезного анализа. Почему ?призрак коммунизма?, рыскавший по Европе, закрепился только в России? Модель единства веры и государства к ХХ веку уже не была свойственна Европе. А у нас государственная подмена веры религиозной на ?научную?, к несчастью народа, удалась.

Сегодня, когда некоторые представители Церкви предлагают вернуть ту ситуацию, когда Церковь была обладателем особого государственного статуса, я вижу - опять нам навязывают 6-ю статью Конституции СССР, с которой боролись в конце существования Советского Союза. Это слишком близко к тому плохому, чего очень бы не хотелось получить заново. Как чиновник, я готов, служа государству, выполнять то, что написано в Конституции. Как гражданин я против того, чтобы в Основном законе была выделена особая роль православия, как религии, и Православной Церкви, как организации, потому что это опасно и для Православия, и для государства, и тому примеры мы уже дважды видели в нашей истории. Только, к сожалению, история нас учит тому, что уроки из нее мы не извлекаем.

С.Григорьев: Если во главу угла становится стабильность государства, то следует признать, что пресловутая 6-я статья в определенной степени стимулировала такую стабильность.

А.Себенцов: Закрепление в Конституции ведущей роли КПСС, конечно, способствовало удержанию стабильности теряющей силы идеократической власти (статью ввели только в 1977 году), но оно же способствовало стагнации, результатом которой стал развал нашей страны и страдания многих миллионов людей. А зачем нам нужно опять на те же грабли?

С.Григорьев: На днях депутат Александр Чуев внес в Государственную Думу законопроект о традиционных религиозных организациях в Российской Федерации. Вы считаете, что предложенный проект вступает в противоречие с Конституцией? Но, может быть, он действительно назрел?

А.Себенцов: У Вас по сути два вопроса. Я действительно полагаю, что законопроект А. Чуева, как он есть, не соответствует Конституции. Это мое личное мнение. Второй вопрос - не назрело ли изменение Конституции. Потому что формально постановка этого вопроса должна начинаться с Конституции. Можно изменить Конституцию? Можно! Нужно? Мое мнение, как гражданина - не нужно. От этого не будет пользы ни государству, ни нашей уважаемой, крупнейшей, наиболее влиятельной религиозной организации, какой является Русская Православная Церковь.


Приложения

1. Протокол заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ от 29 мая 2001 г.

2. Протокол заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ 20 июня 2001 г.

3. Письма от религиозных объединений о направлении своих представителей в рабочую группу.

+ + +

КОНСТИТУЦИЯ РФ (принята всенародным голосованием в 1993 г.)
Статья 14.
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

+ + +

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ 1997 г. (действующая редакция)
Статья 14. Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.
1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:
по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
2. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
создание вооруженных формирований;
пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
3. Органы прокуратуры Российской Федерации, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.
4. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

+ + +

ЗАКОНОПРОЕКТ (вариант Минюста) ?О БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ?
Статья 14. Некоторые особенности признания общественных объединений экстремистскими.
Общественное объединение может быть запрещено по решению суда, если в отношении хотя бы одного из его структурных подразделений имеются предусмотренные настоящим федеральным законом основания для запрещения общественного объединения.
В случае, если руководитель или член общественного объединения допустит публичные призывы либо высказывания о возможности и желательности насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, насильственного захвата либо удержания власти, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, создания незаконных вооруженных формирований, а также возбуждающие национальную, расовую или религиозную вражду, не заявив при этом, что он высказывает личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление, совершенное им в политических целях, общественное объединение, в котором состоит это лицо, обязано незамедлительно публично заявить о своем несогласии с его высказываниями или действиями. В противном случае такое общественное объединение может быть запрещено по решению суда.

+ + +

КОНСТИТУЦИЯ СССР (ред. 1977 года)
Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Григорьев
Империя зла или добра?
Был ли советский период явлением, хоть отчасти положительным, или его надо считать раковой опухолью русской жизни?<BR>К вопросу о том, как должно относиться русским православным христианам к советскому периоду истории нашего отечества
02.07.2009
Русофильская партия в австрийской Галиции
Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции «Прикарпатская Русь и Русская цивилизация»</a>
25.06.2009
Все статьи Сергей Григорьев
Религия
«Нельзя плевать в то, что свято для другого человека»
Лидер правоэкстремистской партии Швеции «Жёсткий курс» Палудан совершил публичное сожжение Корана перед посольством Турции
23.01.2023
Израиль шатает
Новости Храмовой горы
18.01.2023
Знание религий своей страны и борьба с расчеловечиванием
Ученые и священнослужители в Петербурге обсудили темы курса «История религий России»
18.01.2023
«Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества»
В Казани прошла конференция «Религиозное многоголосие и национальное единство»
25.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
29.01.2023 21:23
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 21:02
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 20:48
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 20:37
Спастись или погибнуть: скоро год с начала СВО
Новый комментарий от Валерий
29.01.2023 19:36
Пора излечиться от политической неопределенности
Новый комментарий от Адриан Послушник
29.01.2023 19:09
Когда мы победим?
Новый комментарий от Адриан Послушник
29.01.2023 18:44