[Аудио] «Это первая в России подобная конференция по католицизму» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

[Аудио] «Это первая в России подобная конференция по католицизму»

Русская цивилизация
Русская цивилизация и Ватикан
Аудио / 05.02.2010


В Петербурге обсудили взаимоотношения Русской цивилизации и Ватикана …

Вчера, 4 февраля, на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Конференция прошла по инициативе исторического факультета СПбГУ, общественной организации "Собор православной интеллигенции" и при информационной поддержке "Русской линии".

С приветственным словом к участникам конференции выступил руководитель Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Российского Института стратегических исследований при Президенте России, доктор философских наук, кандидат исторических наук Андрей Вассоевич. Он отметил, что православным необходимо осмыслить свои отношения с католиками, чтобы не повторить тот большой травматический опыт, который переживает Католическая церковь в результате Андрей Вассоевичрешений Второго Ватиканского собора. По мнению ученого, Западная Европа вошла в постхристианскую эпоху, и даже в конституции Европейского Союза нет упоминания о христианских корнях европейской цивилизации. Решения Второго Ватиканского собора, которые были направлены на привлечение людей в Католическую церковь, по словам Вассоевича, на деле оттолкнули их от нее. Христианство, по его мнению, стремительно теряет свои позиции в Европе, постепенно уступая свое место исламу. Ученый не исключил возможности наступления такого времени, когда Собор Парижской Богоматери превратиться в мечеть, так как Католическая церковь теряет свою паству даже в такой традиционно католической стране, как Франция. По словам Андрея Вассоевича, травматический опыт, пережитый католиками после Второго Ватиканского собора, представляет интерес не только для научного сообщества, но и для Православной Церкви.

Затем состоялись выступления докладчиков. Ведущий редактор редакции католицизма Церковно-научного центра "Православная Энциклопедия" Владимир Тюшагин выступил с докладом на тему "Католицизм эпохи Бенедикта XVI". Он отметил, что в России еще никогда не обсуждались на столь высоком научном уровне проблемы католицизма, вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и Католической церкви. «Это первая в России подобная конференция по католицизму», - отметил докладчик. Эпоха Бенедикта XVI, по его мнению, началась не в 2005 г., когда кардинал Йозеф Ратцингер стал папой Римским, а в 1981 г., когда он возглавил Конгрегацию доктрины веры. Дело в том, что с 1981 г. основные документы Иоанна Павла II разрабатывались при непосредственном участии кардинала Ратцингера. Иоанн Павел II регулярно обсуждал с кардиналом вопросы биоэтики, экуменического диалога.

Владимир ТюшагинПо словам В.Тюшагина, если Иоанн Павел II был «добрым папой», то Бенедикт XVI стал «папой скандалов», поскольку многие его действия, высказывания и решения вызывали резко негативную реакцию в СМИ, что, по его мнению, только отчасти связано с природой самих средств массовой информации. Высказывания Бенедикта XVI нередко становились проверкой западного общества на толерантность. 12 сентября 2006 г. Бенедикт XVI выступил в университете Регенсбурга с лекцией о роли разума в Христианстве и исламе, а также о концепции священной войны. Он процитировал слова византийского императора XIV века Мануила II, что Мухаммед принёс миру лишь «нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал». Его слова вызвали волну негодования в мусульманском мире. Возмущение вызвала позиция Католической церкви по контрацепции, главным образом, заявление о том, что контрацепция не уберегает от заражения СПИДом, и о необходимости вести целомудренный образ жизни. На эпоху Бенедикта XVI пришлись гомосексуальные скандалы, когда несколько католических епархий в США вынуждены были выплатить многомиллионные компенсации жертвам сексуального насилия со стороны католических священнослужителей. Бенедикт XVI, резко осуждая гомосексуализм, тем не менее, разрешил содомитам обучаться в семинарии при условии публичного осуждения своей нетрадиционной сексуальной ориентации, отметил докладчик.

Либеральные СМИ, по словам В.Тюшагина, представляют Бенедикта XVI консерватором, который не стремится осовременивать и обновлять Католическую церковь. Однако, консерватизм нынешнего понтифика, по мнению эксперта, носит двойственный характер. Это консерватизм в рамках либеральных реформ Второго Ватиканского собора, поскольку Бенедикт XVI старается законсервировать реформы собора. Папа придерживается либерального консерватизма, с помощью которого стремится сохранить стабильность внутри католицизма. Он периодически выступает в защиту традиционных христианских ценностей, основанных на традиционном католическом вероучении. Бенедикт XVI выступал за внесения в конституции стран Евросоюза упоминание о христианских корнях европейской цивилизации.

По словам Тюшагина, реформы Второго Ватиканского собора сильно изменили облик Католической церкви. Сейчас внутри нее существуют две группировки - сторонники обновленного вероучения и сторонники традиционного вероучения. Бенедикт XVI пытается примирить эти крайние позиции, проводя политику, которая получила название «Собор в духе традиции». Понтифик, выдвигая тезис о необходимости различать дух и текст Второго Ватиканского собора, призывает рассматривать тексты собора, опираясь на традиционное католическое вероучение. Симпатии Бенедикта XVI, считает В.Тюшагин, на стороне традиции. Об этом свидетельствует его решение совершать мессу в двух формах: «ординарной», под которой имеется в виду Novus Ordo, и тридентской, а также начало диалога с Обществом Пия X, снятие отлучения от Католической церкви с лефевристов. Тем не менее, уверен Тюшагин, Бенедикт XVI до сих пор не разрешил проблему соотношения традиции и либерализма, хотя он и предпринимает шаги по возвращению к традиционному католическому вероучению. Понтифик, признавая тот факт, что европейское общество переживает постхристианскую эпоху, а также скептически относясь к возможности вернуть паству, решил вести политику «малого стада», работая не над количеством обращенных, а над их качественным уровнем.

Анастасия МитрофановаЗатем руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ, доктор политических наук Анастасия Митрофанова выступила с докладом "Католическая церковь на постсоветском пространстве". По ее данным, на сегодняшний день в России проживает от 500 тыс. до 1,5 млн. католиков. Различие в данных связано с использованием разных методик подсчета. По ее словам, отношения между РПЦ и Католической церковью омрачаются прозелитизмом со стороны католиков. Католики, не принимая понятия «каноническая территория» и настаивая на «свободе религиозного выбора», проводят активную политику по вовлечению населения России в католичество. Католическая церковь, по словам эксперта, имеет официальную программу экспансии, направленную на увеличение количества последователей католичества восточного обряда, то есть униатства в России. Эта программа активно проводилась во времена понтификата Иоанна Павла II, что было связано, по словам эксперта, с его польской национальностью и бывшей антикоммунистической подпольной работой.

А.Митрофанова отметила, что экспансия католиков в России имеет два направления: во-первых, через социальную деятельность (благотворительность, приюты и т.д.), которая осуществляется главным образом благотворительной организацией «Каритас», и, во-вторых, через прямое политическое влияние в основном через Опус Деи, который в 2007 году открыл свое представительство в России. Католики также внедряются в элиту России, работая в основном с отдельными ее представителями.

А.Митрофанова рассказала о взаимоотношениях католиков и православных не только в России, но и в других странах СНГ: Украине, Белоруссии, Казахстане, Азербайджане и др. Наиболее конфликтный характер эти отношения носят на Украине, где католики проводят агрессивную прозелитскую деятельность. По словам эксперта, Ватикан противится созданию единой поместной церкви на Украине с участием униатов, поскольку этот проект носит ярко выраженный националистический характер. Также на Украине сильно противостояние сторонников католицизма латинского и восточного обряда. В Белоруссии, отметила она, много сторонников латинского обряда, и мало - сторонников униатства. В последнее время между правительством Белоруссии и Католической церковью наблюдается улучшение отношений. В скором времени планируется заключение конкордата. Кроме того, Лукашенко во время своего визита в Ватикан предложил папе встретиться с Патриархом Кириллом на белорусской земле. По мнению Митрофановой, необходимо серьезно подумать над предложением Лукашенко. В Казахстане крупная католическая община, в этой стране работает «Каритас» и Опус Деи. В других странах СНГ католические общины небольшие. В Узбекистане прозелитизм законодательно запрещен. Грузия в 2008 году отказалась от заключения конкордата с Католической церковью, но нынешнее правительство страны заискивает перед Ватиканом с надеждой посредством этого добиться вступления в НАТО и ЕС.

Алексей ДикаревКатолическая церковь часто идет на антиконституционные действия, нарушающие национальный суверенитет государств, продолжила докладчица. По мнению А.Митрофановой, России не стоит испытывать чрезмерные страхи по поводу католического прозелитизма, которому не способствует, во-первых, кризис внутри Католической церкви, а, во-вторых, позиция Бенедикта XVI, чья политика не так агрессивна, как политика антикоммуниста Иоанна Павла II. Тем не менее, по ее словам, России реально угрожает деятельность Опус Деи. Одной из проблем является наличие в России большого числа криптокатоликов, особенно среди православного духовенства.

В конференции принял участие представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата доктор миссиологии Алексей Дикарев, который выступил с докладом «Современное состояние отношений между Римско-католической церковью и Русской Православной Церковью: официальный взгляд». Алексей Дикарев приветствовал участников конференции от имени ОВЦС МП. Он выразил надежду, что конференция внесет существенный вклад в рассмотрение сложной и неоднозначной темы отношений России и Католической церкви. По его словам, с избранием Патриарха Кирилла и с возглавлением ОВЦС митрополитом Иларионом вопрос о взаимоотношениях с католиками приобрел в Московской Патриархии приоритетное значение. Он отметил, что РПЦ не отрицает наличия в Католической церкви спасительного начала. По его словам, РПЦ входит в неполное общение с католиками. Он отметил, что в документе «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви» говорится, что Католическая церковь «является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений». Отношения с Католической церковью омрачаются, по его словам, прозелитской деятельностью католиков и их поддержкой униатства. Диалог с Католической церковью имеет три формы: богословский диалог, отношения с Католической церковью на канонической территории Московского Патриархата и на мировой арене, в частности, на площадке ООН, Совета Европы и т.д. Во внешней сфере осуществляется стратегическое партнерство по защите традиционных христианских нравственных ценностей. Он напомнил, что и РПЦ, и Ватикан выступают за внесение в конституцию Евросоюза упоминание о христианских корнях европейской цивилизации.

Представитель ОВЦС отметил, что ни Патриарх Алексий II, ни Патриарх Кирилл принципиально не отрицали возможной встречи с папой римским. Основным условием для этой встречи является решение вопроса с католическим прозелитизмом и униатством на канонической территории Русской Церкви. А.Дикарев также заявил, что РПЦ приветствовала решение Бенедикта XVI и Президента России Дмитрия Медведева повысить дипломатический уровень отношений РФ и Ватикана. По его словам, в отношениях между Русской Православной Церковью и Католической церковью наблюдается положительная динамика.

Владимир СеменкоЗатем старший научный сотрудник Института религиозно-социальных исследований РАН, публицист Владимир Семенко выступил с докладом "Второй Ватиканский собор, как модель модернистских преобразований церкви". В.Семенко рассказал о реформах Второго Ватиканского собора и их влиянии на развитие католицизма. Результатом собора должна была стать открытая миру церковь. Пафос собора заключался в том, что для того чтобы завоевать мир, надо к нему приспособиться. Именно эта модернистская идея, по мнению В.Семенко, привела к неожиданным для католиков результатам. Открытость Католической церкви привела к антимиссионерскому эффекту. Семенко, подробно рассказав о литургической реформе Второго Ватиканского собора, заявил, что именно она стала причиной оттока верующих из Католической церкви. Реформы собора привели к кризису авторитета Католической церкви, так как католики в результате богослужебной реформы стали походить на протестантов. Докладчик подробно рассказал о том, как либеральному меньшинству удалось взять рычаги принятия решений на Втором Ватиканском соборе. Опыт Второго Ватиканского собора, по его словам, ясно показал, что открытость миру оборачивается против Церкви, что приспособление к миру не приводит в нее людей. И только возгревание живой веры, живого ощущения Церкви может служить основой для миссионерской деятельности.

Ольга ЧетвериковаЗатем доцент МГИМО МИД России, кандидат исторических наук Ольга Четверикова выступила с докладом "Идеология и политика Ватикана в условиях перехода к глобализированному мировому порядку". Она рассказала о мировоззренческих основах католицизма. По ее мнению, Католическая церковь отступает под натиском иудаизма, который произвел переворот внутри католицизма. Иудеи вынудили католиков признать холокост как гонение против евреев со стороны христиан. Иудеи успешно навязали католикам мысль о необоснованности обвинения евреев в богоубийстве. В данное время происходит тотальное переосмысление отношений между католиками и иудеями. При этом стороны не равны, иудеи заняли наступательную позицию и не готовы идти на уступки. Под воздействием иудеев происходит ревизия Священного Писания. Иудеи пытаются доказать, что христианин - это младший брат иудея. Иудеи призывают католиков к совместной встрече перед Богом, для молитвы и созерцания. Иудеи настаивают на том, что они и католики верят в одного Бога. Процесс сближения католиков с иудеями зашел так далеко, что в 1986 г. папа впервые посетил синагогу. Ольга Четверикова призвала к осознанию того, что сближение с католиками - это, прежде всего, сближение с иудаизмом, а значит отказ от Христа.

Следующим выступил ведущий научный сотрудник Института сейсмологии Казахстана, кандидат геолого-минералогических наук, методолог науки Игорь Непомнящих с докладом "О католической и православной науке". По его мнению, истоки любой науки коренятся в богословии: истоки католической науки - в католическом богословии, православной - в православном. Рассказав о преимуществах православной науки, он призвал к ее созданию в России.

Заведующий кафедрой славянских литератур Белорусского госуниверситета, профессор, доктор филологических наук Иван Чарота выступил с докладом "Уния и национальное самосознание белорусов", в котором привел статистические данные о соотношение католиков, православных и униатов в Белоруссии.

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета радио и телевидения доктор философских наук Александр Казин в докладе "Православие и католичество в контексте теории цивилизаций" рассказал о цивилизационном аспекте взаимоотношений католиков и православных.

Протоиерей Николай ГоловкинКоротким, но ярким было выступление настоятеля храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректора некоммерческого Института русской культуры протоиерея Николая Головкина. По его словам, спасение должно носить исповедальный характер. Он призвал не употреблять двусмысленных понятий, вроде «Святой престол». Священник отметил, что католики имеют апостольское преемство, но поскольку они еретики, надо добавлять, что это - "неблагодатное апостольское преемство". В этом сочетании отец Николай увидел противоречие, поэтому призвал задаться вопросом, а являются ли рукоположения католиков благодатными?

Затем, перед обеденным перерывом, состоялась небольшая, но крайне оживленная дискуссия. В частности, представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Алексей Дикарев заявил, что не видит ничего плохого в термине «Святой престол», поскольку данное понятие носит исключительно технических характер и обозначает субъект международного права - власть Католической церкви. Также он призвал не оценивать реформы Второго Ватиканского собора только негативно, по его мнению, собор имел и положительные результаты. Кроме того, он считает понятие «разделение Церкви» - фактом, а понятие «отпадение католиков от Церкви» - всего лишь интерпретацией факта. Суждения представителя ОВЦС МП вызвали жаркие споры. Во время дискуссии были подняты и другие проблемы.

Анатолий СтепановПосле обеденного перерыва продолжились выступления докладчиков. С докладами выступили: известный общественный деятель Василий Бидолах, который рассказал о влиянии Ватикана на мировые политические процессы; доцент исторического факультета СПбГУ, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик ("Русь и Ватикан в XIII-XV веках"); профессор Харьковского университета доктор исторических наук Александр Каплин ("Русская православная мысль об иезуитах и их отношении к России"); публицист, историк Павел Тихомиров изложил основные идеи доклада профессора белградского Института политических исследований доктора социологических наук Зорана Милошевича ("Уния и православные славяне"), а затем выступил со своим сообщением на тему попытки Югославии заключить конкордат с Ватиканом; той же теме последствий конкордата был посвящен доклад настоятеля сербского монастыря "Рукумия" игумена Симеона (Станчетича), которой озвучил его представитель сербский публицист Ранко Гойкович (игумен Симеон и профессор Зоран Милошевич не смогли приехать на конференцию). Затем с докладом "Патриарх Кирилл и идея Русской цивилизации" выступил главный редактор "Русской линии" Анатолий Степанов.

Формат конференции предполагал возможность заочного участия в форуме. В наш адрес поступило несколько докладов от ученых и публицистов, которые не смогли участвовать в этот день в дискуссии на историческом факультете. Среди них: доктор социологии, профессор белградского Института политических исследований Зоран Милошевич; доктор церковной истории, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко; доктор экономических наук, профессор, член Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН Сергей Дятлов и другие.

После окончания работы конференции состоялся круглый стол на тему "Ватикан в системе международных отношений". Во время оживленной и весьма интересной дискуссии были подняты острые вопросы. Участники международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» единогласно признали, что конференция оказалась весьма плодотворной.

Гиперссылки на аудиофайлы выступлений участников конференции 04.02.2010:

 

Игорь Непомнящих Иван Чарота

Ранко Гойкович Александр Казин

Александр Каплин Павел Тихомиров

диакон Владимир Василик Василий Бидолах




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме