Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд

Алексей  Дикарев, Русская народная линия

Русская цивилизация
Русская цивилизация и Ватикан / 15.02.2010


Доклад на международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» …

В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?»

В Юбилейном 2000 году, в то время как Католическая Церковь публикует известную декларацию Dominus Iesus, Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви принимает документ, озаглавленный: «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа, вышедшие в августе, являются достаточно значимыми, так как выражают желание двух Церквей прояснить, на пороге нового тысячелетия в истории христианства и после нескольких десятилетий участия в межхристианском диалоге, свое отношение к другим Церквам и христианским общинам. Кроме того, оба документа обладают официальным статусом: принимая «Основы», Архиерейский собор рекомендовал этот документ как основу для будущего развития отношений Русской Церкви с инославием.

Между Dominus Iesus и «Основами» можно провести содержательную параллель: как Католическая Церковь в Dominus Iesus, так и Русская Православная Церковь в своем документе, используя различную богословскую терминологию, рассматривают себя в качестве истинной Церкви Христовой, обладающей полнотой Божественной благодати и средств спасения. В то же время, ни Католическая Церковь, ни Русская Православная Церковь не отрицают присутствия элементов спасительной благодати в христианских некатолических или неправославных общинах. Вот что говорится по этому поводу в «Основах»: «общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались [Православной Церковью] как полностью лишенные благодати Божией... Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство» (Основы, 1.15). Это убеждение делает возможным для Православной Церкви участвовать в диалоге с инославными христианами как братьями во Христе.

Приложение к основному тексту документа описывает более конкретно отношение Русской Церкви к диалогу с Римско-Католической Церковью: «Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ Римско-Католической Церкви, нередко шедшего в разрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви. Богословский диалог с Римско-Католической Церковью должен развиваться параллельно с обсуждением наиболее насущных проблем двусторонних отношений. Важнейшей темой диалога сегодня остается тема унии и прозелитизма» (Основы, приложение).

Данный параграф важен в двух отношениях: с одной стороны он свидетельствует о современном состоянии диалога между двумя Церквами, с другой - определяет пути, по которым этот диалог развивался в последние почти 10 лет, прошедших с момента публикации документа. Поэтому полагаю полезным рассмотреть современное состояние отношений между двумя Церквами, следуя логике документа и тем самым разделяя тему на три подтемы: участие Русской Церкви в богословском диалоге между полнотой Православной Церкви и Римско-Католической Церковью; отношения с Католической Церковью на канонической территории Московского Патриархата; отношения с Католической Церковью на международном уровне, включая отношения с отдельными епархиями, организациями и другими католическими структурами.

1.                                          Богословский диалог с Римско-Католической Церковью

В отношениях с инославными Церквами Русская Церковь уделяет главное внимание богословскому диалогу. «Характерной особенностью проводимых Русской Православной Церковью диалогов с инославием является их богословский характер», подчеркивают «Основы» (4.2). При этом богословский диалог с Римско-Католической Церковью всегда рассматривался в качестве одного из самых важных в силу самой важности места, занимаемого Католической Церковью в христианском мире, а также ее близости, с точки зрения исторической и богословской, Церкви Православной. Поэтому вполне естественно, что в двусторонний богословский диалог с Римско-Католической Церковью Русская Церковь вступила в 1967 году и участвует в работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквами с самого ее основания в 1979 году.

С 2000 по 2005 годы работа Смешанной комиссии и сам православно-католический богословский диалог как таковой были фактически прерваны по инициативе Поместных Православных Церквей, которые не видели ни смысла, ни возможности продолжать дискуссии по богословским вопросам прежде разрешения практических вопросов, связанных, прежде всего, с возрождением Восточных Католических (униатских) Церквей в Восточной Европе и практикой католического прозелитизма на традиционно православных территориях. В первую очередь, данная ситуация затрагивала, конечно, Русскую Православную Церковь. Не случайно, одна из последних пленарных сессий Смешанной комиссии - в Баламанде (Ливан) в 1993 г. - по настоянию православных участников, особенно представителей Московского Патриархата, была целиком посвящена проблеме униатизма. Таким образом, с начала 90-х г.г. Смешанная комиссия не имела возможности продолжать обсуждение тех фундаментальных богословских тем, которые с самого начала работы комиссии были внесены в ее план.

Ситуация изменилась с избранием на папский престол в апреле 2005 года Йозефа Ратцингера (Бенедикта XVI), который в бытность архиепископом Мюнхенским принимал активное участие в работе Смешанной комиссии с католической стороны. Благодаря достигнутым договоренностям, обе стороны диалога признали, что проблема униатизма не может быть разрешена в отрыве от богословской проблемы папского примата и его осуществления во Вселенской Церкви. Поэтому православные участники согласились возобновить обсуждение собственно богословских вопросов, и после 6-летнего перерыва Смешанная богословская комиссия вновь собралась на пленарную сессию, которая проходила в Белграде с 18 по 25 сентября 2006 года. Делегацию Русской Православной Церкви на этой встрече возглавлял епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), в настоящее время митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Сессия в Белграде приступила к изучению важнейшей для православно-католического диалога темы: «Экклезиологические и канонические следствия сакраментальной природы Церкви. Власть и соборность в Церкви». Схема документа на эту тему была подготовлена Координационным комитетом Смешанной комиссии еще в 1990 году в Москве.

Финальный совместный документ на указанную тему был принят на сессии в Равенне в октябре 2007 года. К сожалению, делегация Русской Православной Церкви не смогла принять участие ни в дискуссии, ни в разработке документа по причине присутствия на встрече, в составе Константинопольской делегации, представителей так называемой Эстонской Православной Апостольской Церкви, не признанной большинством Поместных Православных Церквей.

Приходится признать, что политические проблемы, возникшие в Восточной Европе вследствие падения коммунизма и начавшихся процессов дезинтеграции - сначала униатизм и прозелитизм, затем разделения среди самих православных, - зачастую оказывают негативное влияние на развитие диалога между Римско-Католической и Русской Православной Церквами на многостороннем уровне. Однако, благодаря общей воле к преодолению подобных отрицательных факторов и заинтересованности как со стороны Московского Патриархата, так и других Православных Церквей и Римско-Католической Церкви в том, чтобы Русская Церковь смогла возобновить свое участие в работе Смешанной богословской комиссии, Предстоятели Константинопольского Патриархата и Русской Церкви смогли придти к согласию. В результате, делегация Московского Патриархата во главе с председателем ОВЦС МП архиепископом Иларионом участвовала в работе очередной сессии Смешанной богословской комиссии, проходившей на Кипре 16-23 октября 2009 года. На ней православно-католический диалог приступил к обсуждению самой, пожалуй, острой богословской темы: «Роль Римского епископа в церковном общении первого тысячелетия». Именно из-за ее сложности для православно-католических отношений участники сессии смогли обсудить лишь часть документа, подготовленного Координационным комитетом. Необходимо при этом отметить, что позиция Московского Патриархата в дискуссии была наиболее аргументированной и основательной, в силу чего эта позиция фактически стала общей для представителей всех Православных Церквей. Обсуждение роли Римского епископа во Вселенской Церкви будет продолжено на следующей сессии Смешанной комиссии в Вене в сентябре 2010 года.

2. Отношения между Римско-Католической и Русской Православной Церквами на канонической территории Московского Патриархата

К сожалению, двусторонние отношения между нашими Церквами на российской и вообще постсоветской территории трудно назвать нормальными. Здесь ситуация является, пожалуй, наиболее сложной. Московский Патриархат продолжает выражать свою озабоченность политикой Греко-Католической Церкви на Украине и отдельными случаями католического прозелитизма в России. Несомненно, современная ситуация больше не является столь критичной, как еще 10 лет назад, и конфликт перестал носить столь острый характер. Однако до сих пор вышеуказанные проблемы не нашли удовлетворительного решения.

Даже если между православными и греко-католиками на Украине больше не происходит кровавых столкновений, характерных для начала 90-х г.г., тем не менее конфликт продолжает оставаться неурегулированным. На Западной Украине православные, большинство которых принадлежит к Московскому Патриархату, ощущают себя ущемляемым в правах меньшинством. Не хватает церквей для совершения литургии, потому что большая часть из них была отобрана греко-католиками, а строительство новых храмов часто связано с непреодолимыми трудностями. В то же самое время Греко-Католическая Церковь распространяет свою миссию на традиционно православные территории Центральной и Восточной Украины. Греко-католические миссионерские амбиции нашли свое красноречивое выражение в 2005 году, когда глава Украинской Греко-Католической Церкви перенес свою резиденцию из Львова в Киев, древний центр русского Православия, и поменял свой титул с архиепископа Львовско-Галичского на Киево-Галичского. Кроме того, предстоятели этой Церкви давно добиваются от Ватикана признания за ними патриаршего титула, тем самым желая расширить чисто региональный статус своей Церкви до общенационального уровня. Только лишь резко отрицательная позиция по этому вопросу Поместных Православных Церквей останавливают Папу от требуемого с его стороны признания.

Во время своего визита на Украину, в том числе и ее западные области, в августе 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил убежденность в необходимости скорейшего урегулирования проблем, существующих между православными и греко-католиками. О том же самом говорил во время своих встреч с Папой Бенедиктом XVI и префектом Конгрегации по делам Восточных Церквей кардиналом Леонардо Сандри архиепископ Волоколамский Иларион в ходе своего официального визита в Рим в сентябре 2009 года. Однако пока мы не видим ни реальной заинтересованности в урегулировании ситуации со стороны Украинской Греко-Католической Церкви, ни каких-то практических шагов в данном направлении со стороны Святого Престола. Специальная смешанная комиссия, созданная именно с этой целью в начале 90-х г.г., к сожалению, больше не существует, в то время как могла бы быть чрезвычайно полезной в сложившихся условиях.

К примеру, Совместная рабочая группа по рассмотрению проблем, существующих между Русской православной и Римско-Католической Церквами в России, созданная в 2004 году, уже показала свою эффективность. Эта группа, включающая трех православных и трех католических официальных представителей, встречается, как правило, два раза в год для честного и открытого обсуждения конкретных случаев, вызывающих озабоченность с православной стороны, и для рассмотрения актуального положения дел в наших двусторонних отношениях. На своих двух последних встречах, проходивших в октябре и декабре 2009 года в Салезианских центрах под Москвой и в Гатчине, участники отметили положительную динамику, наметившуюся в развитии отношений между двумя Церквами в последние годы. Было даже принято решение о том, чтобы расширить компетенцию группы и обсуждать в ее рамках не только проблемы, но и возможные совместные проекты сотрудничества, в первую очередь в социальной и культурной областях. Вместе с тем, православные участники группы констатировали, что рекомендации, выработанные группой для детских приютов, руководимых монашествующими членами Католической Церкви, о поисках путей их сотрудничества с православными священнослужителями для духовного окормления воспитанников приютов, крещенных в Православии, не всегда осуществляются на практике.

Положительные сдвиги в решении проблем униатизма на Украине и прозелитизма в России всегда рассматривались Священноначалием Русской Православной Церкви в качестве необходимого условия для того, чтобы давно ожидаемая встреча между Патриархом и Папой стала возможной. Это в очередной раз было подтверждено архиепископом Иларионом в Риме в сентябре 2009 года. Определенный прогресс в данном направлении может также способствовать развитию плодотворного сотрудничества двух Церквей в деле совместного свидетельства об общей позиции по основным актуальным проблемам современности.

3.                                          Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами на международном уровне

Отношения между двумя Церквами во внешней сфере носят разнообразный характер и осуществляются на разных уровнях - от официальных отношений между административными структурами двух Церквей до отношений с конкретными епархиями, церковными организациями и учебными заведениями. В этой сфере две самые большие по количеству членов христианские Церкви мира, которые, и это очень важно, рассматривают себя как «Церкви Предания», осуществляют так называемое «стратегическое партнерство», основанное на защите традиционных христианских ценностей перед лицом секуляризации в современном обществе и возобладавшего в нравственной области релятивизма.

Мы можем сказать, что это партнерство стало более интенсивным после избрания Бенедикта XVI, который недвусмысленно подчеркнул важность противостояния со стороны Церкви релятивизму в вопросах истины и морали. Последние годы были в особенности отмечены тесным сотрудничеством между двумя Церквами, нашедшим свое конкретное выражение в совместном действии на площадке таких международных организаций, как ООН, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другие, а также на совместно организованных форумах и конференциях, посвященных актуальным проблемам современности. Позволю себе упомянуть самые яркие моменты.

В июне 2006 года в Вене, в сотрудничестве между Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Папским советом по культуре и католической епархией Вены, была организована очень представительная конференция на тему: «Дать душу Европе», посвященная христианским ценностям в современной Европе и совместному действию двух Церквей перед лицом общих вызовов. Сопредседателем конференции с православной стороны был тогда председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в настоящее время Патриарх Московский и всея Руси.

В октябре 2007 года Патриарх Алексий II по приглашению Французской епископской конференции посетил с визитом Францию. Первый этап этого важного визита включал выступление Патриарха перед депутатами Совета Европы в Страсбурге, в котором он подчеркнул необходимость оставаться верными христианским корням европейской цивилизации при построении общего европейского дома. Затем Патриарх был тепло принят во французской столице кардиналом А. Вен-Труа, архиепископом Парижским. Алексий II присутствовал на православном молебне перед Терновым венцом Спасителя в соборе Парижской Богоматери и поклонился этой великой святыне для всего христианского мира. Этот визит имел огромный общественный резонанс как во самой Франции, так и вообще в Европе, в том числе и как событие первостепенного значения в истории отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. В свою очередь, кардинал А. Вен-Труа во главе представительной делегации Католической Церкви Франции совершил ответный визит в Россию, посетив Соловецкий монастырь и Москву, где был тепло принят Патриархом.

В декабре 2008 года по инициативе епископа Венского и Австрийского Илариона в тесном сотрудничестве с Советом европейских епископских конференций в итальянском городе Тренто прошел первый православно-католический форум на тему: «Семья», на котором православные и католические участники вместе обсуждали современные проблемы семьи и в совместной декларации предложили христианское видение путей разрешения этих проблем.

С удовлетворением следует отметить развитие отношений с отдельными католическими епархиями, особенно в Италии, Франции и Испании. В октябре 2007 года руководство Неаполитанской епархии предоставило в безвозмездное пользование целый комплекс зданий для организации там прихода Московского Патриархата. Этот жест был по достоинству отмечен Священноначалием нашей Церкви, и по приглашению Патриарха Алексия II в 2008 году делегация во главе с кардиналом Крещенцио Сепе, архиепископом Неаполитанским, посетила Москву. В ходе встречи Патриарха с кардиналом последний преподнес в дар нашей Церкви частицу мощей священномученика Ианнуария, святого неразделенной Церкви. Патриарх и кардинал обсудили также дальнейшие перспективы сотрудничества между Русской Православной Церковью и Неаполитанской епархией. Как конкретный пример такого сотрудничества, в настоящее время планируется организация выставки неаполитанских вертепов в Храме Христа Спасителя на Рождество 2011 года.

В начале 2009 года паломнический комплекс в г. Бари, до революции принадлежавший России, был передан Итальянским государством Российской Федерации. Тому, чтобы эта передача состоялась, в немалой степени способствовали Государственный секретариат Святого Престола и католическая епархия Бари. Открытие Духовной семинарии Русской Православной Церкви в Париже в ноябре 2009 года вряд ли могло состояться без самой деятельной поддержки этого проекта со стороны Французской епископской конференции и в особенности Парижской епархии и ее главы кардинала А. Вен-Труа.

В свою очередь, когда осенью 2009 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по делу Лаутси против Италии о недопустимости присутствия Распятий в итальянских школах, Священноначалие Русской Православной Церкви незамедлительно выразило свою солидарность с протестами против данного решения со стороны Римско-Католической Церкви и правительства Итальянской Республики. В настоящее время правительство Италии готовит апелляцию в «Большую палату» Европейского суда в Страсбурге, и по этому поводу Государственный секретариат Святого Престола ведет консультации с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Данный случай со всей очевидностью показал, что в условиях агрессивного секуляризма, направленного против европейской христианской традиции, мы действительно нуждаемся в помощи друг друга для того, чтобы дать решительный отпор подобным антихристианским демаршам.

Можно было бы долго продолжать подобные, на мой взгляд, очень показательные, примеры плодотворного сотрудничества между двумя Церквами. Они свидетельствуют, что сближение между Русской Православной и Римско-Католической Церквами возможно, а в некоторых областях оно уже становится реальностью. В связи со значительным улучшением отношений между нашими Церквами, Священноначалие Русской Православной Церкви приветствовало решение установить полноценные дипломатические отношения между Святым Престолом и Российской Федерацией, о котором было объявлено 3 декабря 2009 года на встрече Президента РФ Д. Медведева и Папы Римского Бенедикта XVI.

Положительная динамика, наметившаяся в данной области, дает основания надеяться, что проблемы, еще существующие на двустороннем уровне, смогут найти, наконец, свое разрешение. Вызовы современного мира требуют от христиан совместного и единодушного действия, и это касается в первую очередь Православной и Римско-Католической Церквей, позиции которых в социальной и нравственной области весьма близки. Мы должны отказаться от всякого духа соперничества и конкуренции, чтобы действовать сообща и чтобы наше совместное действие было по-настоящему эффективным. Этот тезис архиепископа Волоколамского Илариона ясно звучал во время его визита в Рим в прошлом году, и мы надеемся, что в ходе его предстоящего визита в Италию в мае этого года в отношениях между нашими Церквами наметятся новые позитивные сдвиги.

Алексей Викторович Дикарев, представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, доктор миссиологии



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 14

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. Свечкодуй : Никак не могу понять, почему в данном случае такое значение придается факту апостольского преемства?
2010-02-23 в 21:57

Мы привыкли считать бОльшими из апостолов Первоверховных Петра и Павла, которые освятили своей кровью римскую землю. Именно на этом утверждении основана Католическая церковь. Но если задуматся, кто в храме бОльший после Настоятеля, то пожалуй, что Казначей. А кто из апостолов был казначеем? Тот, кто лишился "апостольского достоинства".

Вот и католики, возомнили себя бОльшими, а по сути "двор их пуст", потому что возлюбили "неправедную мзду". А достоинство их "восприняла" Русская Православная Церковь. По времени совпадает. Но не гордиться надо, а помнить, что не ветвь корень держит, а корень нас. Кто знает, может ещё привьется "отломленная" ветвь?
13. Агапит : 1. Александр Н
2010-02-23 в 20:53

"... чтобы делать добро нам нужно действовать сообща со всеми людьми - и с крещеными в православии, и с называющими себя христианами, и с называющими себя мусульманами - со всеми. Молясь при этом о спасении этих людей и зная, что истинная Церковь Христова - только одна, православная. Ведь и Тело Божие, Тело Христово, из христиан состоящее - только одно, ЕДИНО, СВЯТО, СОБОРНО."
----------------------------------------
Невозможно не согласиться с Александром.
Всякие же богословские диалоги абсолютно неприемлемы из-за ПОВРЕЖДЁННОСТИ еретической теологии.
"Частичная" благодать-это вроде как "наполовину беременность" (простите).
Речь может идти только о поэтапном отказе папистов от своих еретических заблуждений.
Став православным, Римский Архиерей займёт свое подобающее место в диптихе православных церквей.
Да только вряд ли это случится.
12. Агапит : 11. Славянка
2010-02-23 в 20:40

"Объясните мне кто-нибудь!"

Экуменисты от православия считают, что существует "частичная благодать", а посему "апостольское преемство" у католиков уважается, ergo, епископская кафедра в Риме не пуста.
Как следствие, наши иерархи, несущие своё служение в Европе,зачастую носят географически несоответствующие титулы: "епископ Сурожский", "епископ Корсунский" и т. д.
11. Славянка : Искренне не могу понять
2010-02-23 в 18:39

Искренне не могу понять: если православные (как сказал Дикарев) действительно считают папу епископом города Рима, то есть кафедра Рима не пуста, то в чем отличие католицизма от православия? Если папа - законный епископ, значит он - православный епископ города Рима, и второго епископа там быть не может. Значит ли это, что католики - те же православные? Армянская церковь посадила в Константинополе своего патриарха, хотя там уже сидит наш, православный патриарх Варфоломей. Но они честно сказали: мы его не признаем, кафедра пуста. Объясните мне кто-нибудь!
10. Вера. : "Вызовы современного мира"
2010-02-18 в 00:26

Возможно, эти "вызовы" создаются намеренно.

http://sibcatholic.ru/
В Ватикане обсуждают дальнейшие шаги на пути экуменического диалога

http://sibcatholic.r...a-duchovnaya-rodina/
Еще одно доказательство возможности православно-католического диалога

Сибирская католическая газета:
“«Встреча должна иметь символический характер и не может быть просто протокольной встречей», — сказал представитель РПЦ МП 12 сентября на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай» из 16 стран, проводимого под эгидой РИА «Новости» и Совета по внешней и оборонной политике РФ. По его мнению, встреча состоится, «когда будет реальный потенциал для прорыва в наших отношениях».
По словам архиепископа Илариона, нынешний Патриарх Кирилл уже встречался с Папой до своего избрания Патриархом. Иларион считает, что общие задачи должны объединить Православную и Католическую Церкви. «Мы должны, не дожидаясь решения всех проблем, научиться действовать как единое целое, как единая структура, не будучи административной единой структурой, перейти от отношений соперничества к отношениям союзничества», — заявил он. Кроме того, архиепископ отметил, что диалог не может сводиться к выяснению исторических и богословских вопросов. «Православные и католики представляют то традиционное христианство, которое мы можем только совместными усилиями сохранить», — считает он.
С 15 по 18 сентября председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ МП архиепископ Илларион совершил визит в Рим, целью которого было поддержание рабочих контактов с руководством Римско-Католической Церкви. В ходе визита Иларион встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI, государственным секретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне, провел переговоры с главами ряда подразделений Римской курии. Все встречи и беседы проходили в атмосфере взаимопонимания и благожелательности.”
9. Александр Н. : Re: Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд
2010-02-17 в 19:42

"куда толкает нас новое церковное руководство?"..

Звучит почти как - долой новое церковное руководство. Кто будет радостно потирать лапки, если верные Христиане будут так относиться к церковной иерархии? Понятно кто. А посему предлагаю не доставлять тангалашке этой радости и при обсуждении сомнительных и неправильных с нашей точки зрения тезисов не переходить на осуждение личностей, тем более иерархов, о обсуждать сами тезисы.

В конце концов - каждый верный Христианин свободен стоять непоколебимо в духе и истине - молиться за себя грешного, за заблудших крещеных братьев и сестер, возвращение в Истинную Церковь наших заблудших братьев латинян, протестантов, мусульман, атеистов.

Да поможет нам грешным Господь наш Иисус Христос, Единый и Нераздельный.
8. Другая Наталия : Куда толкает нас новое церковное руководство?
2010-02-16 в 21:34

7. Natalie : Re: Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд
2010-02-16 в 20:26

Диалог с римо-католиками будет возможен лишь, когда они откажутся от ересей. А до тих пор он - душевреден. Куда толкает нас новое церковное руководство?
6. Татьяна : Вопросы и сомнения - в комиссию Межсоборного присутствия РПЦ
2010-02-16 в 16:31

Комиссия по вопросам отношения к инославию и другим религиям:
оценка современного состояния межхристианского диалога;
допустимые формы общения представителей Церкви с инославными;
правила и практики присоединения инославных к Церкви;
проблематика двустороннего диалога с древневосточными Церквами, католиками и протестантами;
концепция участия Русской Православной Церкви в межрелигиозных и межхристианских организациях, в многосторонних и двусторонних диалогах с инославными церквами;
вопрос смешанных браков;
разработка концепции Pусской Православной Церкви в отношении других религий;
вопрос рецепции документов, которые Церковь обсуждает или принимает на межхристианских и межрелигиозных диалогах.
5. Священник Михаил Немнонов : Неплохо было бы уточнить
2010-02-16 в 13:22

Если этот господин из ОВЦС считает, что в 1054 г. произошло не отпадение Запада, а "Разделение Церквей", то, по видимому, произнося Символ Веры, он подразумевает под единой Церковью и православных, и римокатоликов вкупе. В таком случае неплохо было бы уточнить, что он верит в единую разделенную Церковь... Причем лучше публично.
4. Артур : Re: Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд
2010-02-16 в 10:54

«Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений…»


Никак не могу понять, почему в данном случае такое значение придается факту апостольского преемства? На мой взгляд, тут есть риск впасть в латинское понимание благодати – как тварной и, т.о. отчужденной от Бога – как некоего продукта, который Бог произвел в мир, и теперь им распоряжается кто и как хочет.

Если же мы настаиваем, что благодать, хоть и не будучи совершенно отождествляема с Сущностью, от нее, тем не менее, не отделима, то латинский разрыв с Церковью, а значит и с Христом, а, значит и с Богом-Троицей, Источником благодати, означает, что апостольское преемство в этой организации более не носит мистического, благодатного характера, сохраняя лишь чисто символическое значение.

3. Nikolaj : Re: Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд
2010-02-16 в 07:57

Думаю правильно развивать диалог,именно диалог а не разговоры об объединение или что то подобное. А ужасами экуменизма уже никого не испугать,надоело уже людям пугаться.
2. Антидот : Re: Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд
2010-02-15 в 16:38

- На ней православно-католический диалог приступил к обсуждению самой, пожалуй, острой богословской темы: «Роль Римского епископа в церковном общении первого тысячелетия». Именно из-за ее сложности для православно-католических отношений участники сессии смогли обсудить лишь часть документа, подготовленного Координационным комитетом.

Даа, ну оочень сложная проблема! Святой Престол с большой буквы...

- Мы должны отказаться от всякого духа соперничества и конкуренции, чтобы действовать сообща и чтобы наше совместное действие было по-настоящему эффективным. Этот тезис архиепископа Волоколамского Илариона ясно звучал во время его визита в Рим в прошлом году, и мы надеемся, что в ходе его предстоящего визита в Италию в мае этого года в отношениях между нашими Церквами наметятся новые позитивные сдвиги.

Вот такие сдвиги, пашимашь...
1. Александр Н. : Сомнение
2010-02-15 в 16:12

"Вызовы современного мира требуют от христиан совместного и единодушного действия, и это касается в первую очередь Православной и Римско-Католической Церквей, позиции которых в социальной и нравственной области весьма близки. Мы должны отказаться от всякого духа соперничества и конкуренции, чтобы действовать сообща и чтобы наше совместное действие было по-настоящему эффективным."

Сомнение вот в чем:
1) если мы веруем ВО ЕДИНУ СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ, т.е. что истинная вера и что истинная Церковь только одна - и это Церковь, признающая установления семи Вселенских Соборов, то мы не можем называть в одном ряду с Истинной (православной) Церковью другие "христианские" сообщества. Ариане тоже были "христиане", только Христа они понимали по своему. Если мы говорим "между Церквами" имея в виду латинян и православных, то ВЕРУЕМ ЛИ МЫ ВО ЕДИНУ СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ? Сомнение...

2) Мы веруем, что Святой Престол - это Святая Святых, алтарь Храма, место особого присутствия Христа. А если мы называем так что-либо иное, то веруем ли мы в это? Сомнение...

3) Мы веруем, что верные Христиане должны прежде всего искать Царствия Божьего. А если наша цель "действовать сообща с иными, называющими себя христианами людьми, то для чего? Чтобы наследовать Царство Небесное? Или чтобы отвечать на вызовы современного мира? Сомнение...

Верно, чтобы делать добро нам нужно действовать сообща со всеми людьми - и с крещеными в православии, и с называющими себя христианами, и с называющими себя мусульманами - со всеми. Молясь при этом о спасении этих людей и зная, что истинная Церковь Христова - только одна, православная. Ведь и Тело Божие, Тело Христово, из христиан состоящее - только одно, ЕДИНО, СВЯТО, СОБОРНО.

С постом всех благоприятным!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме