Непонимание, иногда возникающее между религиозной частью общества и так называемой светской, чувствуется и с ростом религиозного проникновения в общественную среду, скорее, будет нарастать. Грань между взаимоуважительным сосуществованием этих частей общества и возможным откровенным противостоянием тонка, и время перевести это направление в доброжелательное, созидательное русло еще есть. Но необходимость принятия решений государственными институтами в этом направлении давно назрела и может стать импульсом для дальнейшего развития гражданского общества.
Религия - духовная пища человека, и познание духовного, действия по его призыву должны только оживить общество. Гармония сосуществования религии и общества, религии как Закона Божьего и законов государства - залог и основа стабильности общества, его совершенствования для блага каждого. Две ипостаси человека, его сердца, его души – духовность, то есть связь с Господом своим и физическое стремление к материальному миру - одно целое, когда они дополняют друг друга, и тогда наступает благоденствие и умиротворение его души. И человек живет и творит ради Аллаха, для всех людей, и общественные интересы главенствуют в его мировоззренческой системе. Когда нет гармонии этих двух составляющих, то человек находится во внутреннем конфликте, он не видит истины и колеблется в своих намерениях, ибо материальный фактор этого мира довлеет над духовным и дает простор страстям. Общество, большинство которого состоит из таких индивидуумов, обречено на конфликтные и пограничные состояния. Оно также колеблется в своих межличностных, межнациональных и межконфессиональных отношениях.
Общество разделено, и временная стабилизация состояния разобщенных групп не создает основы для дальнейшей консолидации. Усилия власти в этом случае больше напоминают авральную систему погашения точек возбуждения проблемных ситуаций. То в одном регионе, то в другом, переходя от проблем социального характера к проблемам межнациональным. От межэтнического размежевания - к конфессиональным недоразумениям, то есть непониманию друг друга в любой сфере человеческих отношений. Ситуация обозначает отсутствие общего направления действий государственной власти в области идеологической программы развития общества. Все, что делается, а, надо признать, делается не мало, работает в холостую, не затрагивает основную часть общества и больше напоминает полумеры, ибо нет позиции, определяющей направление того, что же мы хотим видеть в результате наших действий. Пока все намерения и предложения не будут связаны общей парадигмой, движения в сторону консолидации общества не будет. Не всем ясное определение светского государства вносит в это аморфное и разногласное общество импульс разделения народа на «наших и ваших», а отчуждение влияния государства на эту ситуацию увеличивается.
Светское государство означает равноправие всех членов общества, повторюсь, равноправие. Равноправное присутствие религиозных конфессий и самое главное, возможность человека реализовать свои религиозные обязанности, не нарушая при этом интересов и свобод другого человека, в том числе и не религиозного. На деле мы видим обратное: многие трактуют понятие «светское государство» как антирелигиозное. Большие усилия для закрепления в сознании людей смысла, что светский - значит антирелигиозный, прилагают некоторые представители СМИ. Отсюда много проблем у верующих и, конечно, в первую очередь претензии к внешнему виду религиозных людей. Опять же, эти недоразумения усугубляются понятием «светский человек», то есть его неприятие вида верующих определяет и формирует мнение общества к ним. Призывая к толерантности, они почему-то не думают отнести этот призыв к себе, к своему невосприятию других. Мне думается, что светское общество - это общество светского государства, в котором все равны: и атеисты, и люди религиозные, а светский человек - член этого равноправного общества, и он может быть как верующим, так и не верующим. А лукавое понятие секулярности только добавляет в головы людей неразмышляющих возможность разночтения любого простого момента. Что же мы хотим? Чтобы положения Конституции распространялись на всех одинаково. Чтобы все члены общества строили свои отношения и исполняли свои обязанности, исходя из положений закона. Нарушение этих границ в сторону кого-то или чего-то - предтеча всех остальных проблем, начало недоверия, царящего сегодня в обществе.
Многие «религиоведы», не понимая сути религии и объясняя причины ее распространения, особенно ислама, главным фактором этого действия называют принципы справедливости и равенства, заложенные в религии. Тем самым, не задумываясь, подчеркивают неравенство в обществе и несправедливость по отношению к целым группам людей. Почему так происходит? Закон Божий утверждает справедливость и равенство между всеми, невзирая на нации и социальное положение. Но и законы государственные также говорят о справедливости и равенстве. Здесь нет конфронтации, она возникает при не исполнении этих законов, не соблюдении идеи, заложенной в них. Люди верующие, исполняя законы своего Творца, в большинстве законопослушны и в гражданской плоскости. Люди неверующие отрицают Закон Божий и ставят под сомнение государственные законы, гарантирующие верующим право на вероисповедание. Притеснение верующих и ограничение их прав есть прямое нарушение закона и одна из главных причин религиозной нестабильности сегодняшнего дня.
Задача общества, всех его субъектов – религиозных и не религиозных, осознать опасность нетерпимости как основы в юридическом, закононарушающем аспекте, так и в создании напряжения внутри общества. То и другое, как причина и следствие, создают возможность влияния третьих сил, заинтересованных в нарастании проблем и перманентного волнения Российского общества, в расшатывании ситуации в своих целях, пользуясь нашей разрозненностью. Это беда любого общества, приводящая его к размежеванию, к сложности воспитания не только члена общества, а целого поколения.
Лозунг всех времен и народов - единение. Он исходит из Закона Божьего - не разделяйтесь, принципа, объединяющего все системы взаимоотношений, начало общественного созидания во всем, где необходим коллективный разум и общее усилие. Отсюда берет начало коллективная ответственность и осознание этого, которая приведет к изменению положения людей и всего общества. Главный создатель такого общества - Государство, он же и ответчик за его эволюцию. Все его институты должны руководствоваться одной общей идеей, общей целью и сообща решать задачи достижения этой цели. Первые помощники на этом пути - религиозные сообщества как наиболее знающие и наиболее озабоченные в желании привести народ к моральному совершенству.
Такие формы сотрудничества, как государственно-конфессиональный и межконфессиональный диалоги, не отвечают требованиям времени. Выражение президента РФ Владимира Путина на эту тему: «Определение - государство отделено от религии - устарело и его необходимо наполнить новым смыслом», уместно именно в этих отношениях. Нужен не диалог, а совместная деятельность. Совместная - каждый час, каждый день на благо общего дела. С конкретной программой и ясным пониманием конечной цели. Нельзя бороться с религией или имитировать помощь религиозным общинам, с явным намерением ограничить поле их деятельности. Ничего, кроме вреда, в перспективе это не приносит. Примеров в истории достаточно. Наиболее близкий для нас и самый разрушительный - развал СССР. Громадную и, прямо скажем, великую страну, развалила не экономика, это последствие. Разрушение религиозных устоев в начальный период Советской власти привело в дальнейшем Великую страну к краху.
Это путь в никуда Богоборческих государств, вопрос только во времени, необходимом для духовного коллапса всего нескольких поколений. Фундамент, на котором должно основываться наше общество - нравственное воспитание молодежи и ее образование, в том числе и религиозное. Государство должно помочь религии стать моральным стержнем общества, а религия будет помогать государству в его стремлении консолидировать общество. Воспитание стоит первым, принципиальным пунктом: это основа человеческого нрава, который будет дополняться знаниями.
Отсутствие воспитания, дурной нрав – серьезная проблема и в дальнейшем этот фактор довершает разрушение личности. Возникает возможность для созревания экстремизма любой направленности. После уже никакое образование не может исправить положение этих людей, даже может ухудшить. Ибо образованность невоспитанного человека зачастую приводит его к гордыне, к нетерпимости, к желанию довлеть над другими, что при сопутствующих проблемных ситуациях религиозного, национального или социального характера может стать серьезной причиной радикализации.
У нас один общий дом и одна общая судьба. Принципиальное условие общего дома - доверие всех субъектов общества. Доверие и прозрачность намерений, доверие и искренность в делах и в отношениях. Говоря о светском государстве, мы акцентируем внимание на равноправии, то есть на равные возможности всех. Все это обязательно должно базироваться на доверии - доверии к человеку, к конфессиям, к обществу, к государству. Мотивация у всех должна быть одна - благо нашего народа.
Хаджимурат Гацалов, муфтий Республики Северная Осетия-Алания
1. Закон Божий - закон жизни…