1. Для чего нужно ясное понимание национального вопроса в христианстве? Этот вопрос глубоко и обстоятельно рассмотрел прот.В.В.Зеньковский Он пишет: «Только с того момента, когда мы сознаем себя связанным с нашим народом и чувствуем свою принадлежность к определенной «нации», в нас открывается в полноте личность, открывается возможность жить новой, глубокой жизнью, унаследовать все, что открывается в языке, обогатиться тем материалом, который история накопила и закрепила в языке. В момент рождения национального сознания рождается, однако, не только простое сознание национального бытия: поднявшемуся до национального сознания открывается священный смысл национальности... Поскольку душа непререкаемо ощущает «священное» в национальном бытии, она, конечно, не ошибается, но как часто – особенно в эпохи религиозных сумерек – это чувство заслоняет живое восприятие Бога, как часто чувство священного начала в национальности является последней и высшей ступенью духовной жизни! Именно здесь зарождается то обожествление своего народа, которое вливает в душу яд язычества, превращает и религию в некий атрибут народности, вообще искажает всю духовную перспективу…Если для многих весь смысл жизни в том, чтобы жить для родины, любить её, отдать свою жизнь за неё, то именно это отношение к родине требует того, что бы мы до конца поняли всё, что сокрыто в начале национальности, чтобы мы не уклонились от несения креста, связанного с самим существом национальности» (В.В.Зеньковский. Собр. Соч. т.2. М., Русский путь. 2008, С.321-322). «Для некоторых ведь народов – например, для еврейства – факт нерасторжимой их связи со своей национальностью является таким крестом, которого они и нести не могут. Если национальное бытие для одних страдание, для других – бремя, то сохраняет ли – при христианском подходе – национальное бытие свою ценность С христианской точки зрения здесь надо помнить прежде всего ту истину, что факт нации – есть факт духовного бытия подобно тому как личность есть духовно-физическое бытие, так и нации обладают и физическим и духовным бытием. Но нация не есть просто духовное бытие, а факт, вписанный в данные конкретные условия, заключенный в данную историческую плоть, от которой нельзя оторвать дух. Нация, оторванная от исторической плоти, - подобна Вечному жиду с его неукротимой тоской о Сионе, неизбежная для нации, лишенной своей почвы, - свидетельство о неразрывной связи народа с «землей». Нация, таким образом, не есть только духовное бытие, но она стремится к территории, к государству, стремится стать государством или частью его (добиваясь национальной автономии)…Нужно отметить, что национальное бытие не является наперед данным в своих основных особенностях, не является преформированном, этнографический материал еще не есть историческое бытие – оно возникает лишь через историю. Вместе с тем – национальное бытие отчасти преформировано, как бы предзаключено в своем этнографическом материале. У народа есть своя странная «судьба» - одним дано дорастить до «исторического» бытия, другим не дано – они стоят только на грани исторического бытия. Это является источником мучительнейших переживаний для целого ряда народов – по отношению к ним обычно отвергается право на реальное национальное бытие…Подлинная проблематика национального бытия заключена в самом «существе» национальности, утверждающей себя независимо от высших ценностях. Национальность действительно открывается нам как ценность «сама по себе», - и разве не отсюда рождается одно из самых глубоких и творческих чувств, - то, что можно назвать «национальный эрос»? Мы любим свой народ, свою родину поистине «странною» любовью – не нуждающейся в рациональном или историческом основаниях. Из недр личности встает эта глубокая обращенность души к своему народу, - и в этом национальном эросе личность отрывается от эгоизма, от погруженности в свою маленькую жизнь, начинает жить более глубокой и творческой жизнью. Любовь к родине есть родник творческого вдохновения, источник лучших движений души, корень глубокого чувства нерасторжимой связи с народом, с родной землей, с историей. Героизм и творчество, самопожертвование и чувство родины, как два пути, как два светоча, стоят перед душой и окрыляют её, зажигают её подлинным вдохновением» (С.320, 320-321).
2. Национальное для нас означает русскость. А что такое русскость?. Русскость есть исповедывание своей причастности к Русской Нации. А что есть Русская Нация? Это творение Божие! И как всякое творение оно заключает в себе логос (семенной логос св.отцов), который раскрывается в истории. Двигателем истории является народный дух, для нас Русский дух. И значит, русскость - это есть и одухотворенность Русским духом, а русский это тот человек, который являет собой Русскую Нацию. Это, как правило, не осознанная русскость, стихийная, естественная, органическая. Когда возникает угроза своей национальной идентичности, когда человек ощущает (испытывает) противодействие, а то и осмеяние и отвержение своей истории, традиции, идеалов, образа жизни, наконец, самого своего существования, тогда возникает осознание своей русскости и зарождается защитный национализм. Зрелый национализм приходит с ясным пониманием того, что Нации созданы Творцом и что логос Русской Нации вечен, как и всё созданное Богом. Понимание богоустановленности Нации и являет национализм человека уже в самом первичном значении этого слова и означает принятие ответственности уже и перед Богом за свою Нацию, за исполнением ею своей роли в Божественном Домостроительстве, за исполнение задач поставленных перед ней Творцом.
Потому русский есть прилагательное, а не имя существительное (как итальянец, немец), ибо он и есть прилагательное к своей Нации. Русские осознали это раньше, чем другие народы и отразили это в языке. Итальянец как нация оформился лишь во второй половине XIX века, тоже и немцы. Кстати, отсюда и возникновение фашизма в этих странах, как попытка через эту идеологию осознать свое единство (фаши – связка, пучок). То есть это своего рода болезнь становления нации, которая не угрожает нам, как зрелому Народу, осознавшему свое единство много веков назад.
Продолжение следует…
6. Ответ на 3., Андрей Карпов:
5. Re: Русский вопрос
4. Ответ на 2., Лебядкин:
3. Ответ на 1., Владимир Иванович:
2. Ответ на 1., Владимир Иванович:
1. давайте спустимся на грешную землю