Моё личное отношение к Олимпиадам с юности было отрицательным. Так было во второй половине 1970-х годов, когда уютную историческую Москву, например в районе старинных Самотёки и Мещанской части, на некоторых частях Садового кольца (к слову, — левую сторону Оружейного), стали рушить целыми кварталами и даже улицами. В детстве был «фанатом» московских древностей и болезненно относился к исчезновению остатков Столицы Царского времени и уникумов 1920-х годов вроде последнего конструктивистского жилища М.А.Булгакова на улочке Фурманова (в 1990-м ей вернули исторического название — Нащокинский переулок, снос булгаковского дома в 1978 году даже заснял на любительскую кинокамеру).
Перед нынешней Олимпиадой с момента объявления того, что Олимпиада пройдет в России, моя отрицательная позиция была вызвана уже вероисповедными мотивами в связи с нарочито языческими корнями античного олимпийского движения. Особенно меня, как и многих православных, раздражала недавняя вакханалия с олимпийским огнем, зажженным в ходе оккультного ритуала в древнегреческой Олимпии и потом таскаемого по городам и весям Российской Федерации. Тогда молил Бога о том, чтобы Олимпиада для духовно истерзанной России прошла быстрее, с минимальными искушениями и потерями.
Но человек предполагает, а Господь располагает… Своё мнение и голос «против» старался публично почти не возвышать, чтобы не слиться с политическим сводным хороводиком болотных ненавистников современной России. И был благодарен Богу за своевременное вразумление на этот счет, что прилюдно не опозорился перед православными соратниками.
Когда же сами олимпийские состязания проходили, я вместе с родной страной старался от души «болеть» за российских спортсменов и огорчался нашим первоначальным поражением. А потом со всеми сердечно радовался их многозначительным победам, ликовал и во время заключительного триумфа. Рассказал обо всем этом дорогим читателям «Русской Народной Линии» только потому, чтобы однозначно указать на то, что я не являюсь «фанатом» именно олимпийского спорта и моё предложение никак не связано с какой-либо моей личной предвзятостью.
В античной древности победа в Олимпиаде являла славу не только самого победителя, но была великим торжеством для города-полиса, который олипионик представлял. Память об олимпийских триумфах сохранялась веками. Выдающуюся волю к победе знаменитых древних олипиоников молодым христианам из своей паствы ставил в пример Святитель Василий Великий: «Полидам… пред олимпийским подвигом останавливал… на бегу колесницы и тем укреплял свои силы. И Милон не сходил с намазанного маслом щита, когда стаскивали его, противился не меньше, чем статуи, припаянные свинцом. Вообще у них упражнения были приготовлением к подвигам» (Святитель Василий Великий «Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений». Полидам из Скотусс (408 г. до н.э.) – олимпионик, выиграл панкратион – вид рукопашного боя. О его огромной силе ходили легенды: однажды он убил льва голыми руками, останавливал колесницы на полном ходу. Милон Кротонский (ок. 520 г. до н.э.) – знаменитый греческий атлет, шесть раз становился победителем Олимпийских игр. Изобрел оригинальный способ тренировки: намазывал круглый щит маслом и вставал на него и таким образом тренировался держаться устойчивей на ногах. По материалам статьи: Пономарёв Ф. Христианство и спорт: размышления на тему. Христианские авторы I–IV веков о спорте.
Сейчас я твердо убежден в том, что олимпийские и паралимпийские подвиги и победы российских спортсменов 2014 года необходимо увековечить созданием специальной Олимпийской площади или Олимпийского сквера в Столице с возведением там двух монументов, на которых золотом, серебром и бронзой должны быть начертаны имена каждого российского спортсмена-победителя. Возможно, в таком мемориале был бы уместен и третий монумент — с именами всех советских спортсменов-призеров Олимпиады-80. Поскольку увековечивание памятниками героев Олимпиад, которых чествовали на протяжении многих веков, было характерно и для античного мiра, в этом смысле мы бы продолжили достойный древний обычай, продолжили бы тысячелетнюю традицию.
Такие Олимпийская площадь или Олимпийский сквер можно было бы разместить либо одном из спальных районов Москвы, бедных на достопримечательности, либо в строящейся Новой Москве. Такая Олимпийская площадь была бы уместна в любом из московских парков культуры и отдыха или же, например, на территории спортивного комплекса Лужники, а может быть, и на исторически восстанавливаемой Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ).
Хорошо бы создать инициативную общественную группу из авторитетных представителей российских культуры и спорта, которая могла бы обратиться с таким патриотическим предложением к президенту РФ В.В.Путину и к московскому градоначальнику С.С.Собянину. Где могут быть устроены в современной Москве такие площадь или сквер, конечно же, решать московским властям, Московской городской думе и мэру Столицы. Но было бы важно, чтобы это мемориальное городское пространство не было связано с проезжими частями. Ведь там можно было бы тогда проводить многолюдные мероприятия с чествованием новых поколений российских профессиональных спортсменов или же победителей любительского спорта в рамках возрождаемого движения «Готов к труду и обороне!»
Сейчас, в пору напряженной — не на жизнь, а на смерть — информационно-психологической войны, которую ведет Запад против Российской цивилизации, нам особенно необходимы духоподъемные чествования различных российских побед и достижений. В нынешний период нового исторически традиционного для России мобилизационного рывка чрезвычайно важны каждодневные усилия и будничный труд ради воссоздания нашего Отечества. Но в этих напряженных условиях душам наших соотечественников, которым со времен Чернобыля Западом внушался только дух уныния и поражений, необходимо снова духовно учиться по достойным поводам упраздняться и ликовать. Только так! И мы обязательно победим в этом великом противостоянии. Бог с нами!
Леонид Болотин, историк, журналист, общественный деятель
Полководец Алкивиад. 450 — 404 год до н.э. Победитель в колесничих бегах на Немейских, Олимпийских, Панафинейских, Пифийских играх. |
Милон Кротонский. Жак-Эдм Дюмон, 1719-1775; бронза |
Дискобол. Римская копия греческой статуи V века до н.э. |