Председатель правления Фонда, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Б.А.Лёвин, генеральный директор В.П.Егоров.
Однажды, для журнала, где некоторое время главредствовал, я придумал рубрику «Духовная экспертиза» и открыл её беседой с архиепископом Алексием. Мой вопрос был: «Какая из теорий, идей последнего времени представляется Вам наиболее опасной?».
И, честно говоря, я думал, что скорее всего Владыка «обрушится» на какую-нибудь из наиболее наглых сект, торговцев «концом света», или ударит по какому-нибудь телепроповеднику, модному шарлатану… Да мало ли псевдорелигий распространяются сегодня по законам «сетевого маркетинга»! В общем, ударит по «ближайшим неприятелям».
Но Владыка неожиданно затронул куда более глубокую тему, его ответ я позже включил в книгу «Апокалипсис в мировой истории» (изд-во «Алгоритм», 2012).
Вот что он сказал: «Самой опасной, по-моему, является «Теория Золотого Миллиарда», т.е. модель жизни выделенной части человечества из нескольких высокоразвитых стран, объединенной, как идеей, высоким уровнем потребления. Вся современная цивилизация построена на колоссальных успехах естественных наук и техники как их продолжения. Но очевидно, что даже просто на поддержание существующего уровня потребления «Золотого Миллиарда» уже в ближайшем будущем не хватит ресурсов, а экологическая катастрофа станет неминуемой.
Предложить же американцам или европейцам, или нашим новым русским, или нарождающемуся «среднему классу» - подтянуть пояса и умерить запросы не может ни одна власть. Вы представьте только, что начнется! До недавнего времени человеку в экологическом смысле казалось, что он до сих пор пребывает в раю. Для производства использовались силы природы, а для воспроизводства не делалось ничего. Но сегодня нам дано оценить все последствия своего изгнания из рая и понять масштаб проклятья: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 17). Сегодня обнаружилась вся ложность дерзания вернуть себе рай на земле вопреки Божественному промыслу.
И обычно выход предлагают примерно такой: «Раз наука ко всему этому привела - пусть она и выводит! Мы не имеем выбора, нам придется воздействовать на окружающую среду». И когда приблизился срок платить по всем счетам, оказалось, что современный цивилизованный человек не способен ни к аскезе потребительского самоограничения, ни к аскезе подлинного творчества.
При сохранении аскетической религиозной составляющей можно надеяться на движение в сторону внутренней самодисциплины. В этом случае и наука может развиваться в правильном направлении. Если же христианская аскеза иссякнет, то возобладает тип личности, не терпящий никаких ограничений в стремлении потреблять, не желающий отвечать перед будущим. Научные исследования и эксперименты для спасения существующего типа потребительской цивилизации, «Золотого Миллиарда» способны привести к уничтожению жизни на земле. Единственной альтернативой подобному развитию может стать аскетическая христианская цивилизация (…).
Интересно сравнить этот ответ архиепископа Алексия с тем, что примерно по этому же поводу пишет кумир интеллектуалов последних десятилетий Жан Бодрияр: «Обществом потребления является такое, где не только есть предметы и товары, которые можно купить, где само Потребление – потреблено в форме мифа».
Там, где знаменитый философ растерянно или может, заворожено констатирует наступление Эры Потребления, наш теолог и указывает путь выхода, и находит возможный источник силы для прохождения этого пути.
Упокой, Господи, душу раба Твоего Владыки Алексия.
Игорь Шумейко, писатель, член Академии геополитических проблем