Прежде немного слов о технической стороне. Как кинопродукт, на мой взгляд, этот фильм сделан великолепно, по всем правилам настоящего киноискусства, киноиндустрии. Здесь и прекрасная операторская работа, и мастерский монтаж, и умелый подбор актеров с их неподдельной игрой. Фильм основан на реальных событиях. Сомалийские пираты захватывают вначале американский грузовой корабль Maersk-Alabama, а затем берут в заложники капитана судна (потрясающая работа Тома Хэнкса). И вся эта история заканчивается удачной и высокопрофессиональной операцией морского спецназа США («морские котики»). В общем-то, довольно прозаическую историю пресловутая Columbia показала настолько живо, динамично, красочно и привлекательно, что 2 с лишним часа пролетели «пулей». Все люди в ней показаны людьми (даже пираты), а не театральными манекенами.
Теперь о самом главном. Когда я, не скрою, с огромным увлечением смотрел это кино, то постоянно ловил себя на мысли: «А когда же я видел отечественный фильм на схожую тему?» И признаться, кроме советского ещё «Одиночного плавания», так ничего и не удалось извлечь из памяти. Я прекрасно помню, как будучи на военных сборах по школьной программе НВП, нас повели в местный кинотеатр для просмотра этого шедевра советского патриотического кино. И как весь зал в едином порыве кричал, свистел, подпрыгивал, хлопал в ладоши и, в конце концов, сорвался на «ура!!!». Это же была песня! Это же была просто магия!
А что сейчас? Ну, про «Сталинград» уже нет смысла повторяться. Ну, что ещё? Пьяные менты, какие-то фантастически крутые супермены из всевозможных служб безопасности, ужравшиеся дембеля, кто там ещё? Уж про всякие, по словам Путина, «социальные слои, агрессивно навязывающие свою точку зрения», и упоминать не хочется, - хочется только плюнуть.
Американцы просто красавцы. Про себя они снимают фильмы без сучка и задоринки. Они любят себя и свой народ. Почему мы себя не любим до такой степени, что экраны кинотеатров (не говоря про ТВ) заполонила в массе своей второсортная продукция? И снимают её не американские режиссёры. Почему у нас в бюджете нет средств на подобные фильмы? И самое главное, почему об этом так мало говорят? Неужели российское общество уже настолько зомбировалось и отупело, что запрос на подобные фильмы исчез?
Если «тупые» американцы так умеют любить свою Родину, то почему мы не умеем? Неужели число тех, «кому за державу обидно» скукожилось, как «шагреневая кожа»? Мне не хочется так думать и поэтому здравая реакция на схожие фильмы должна заключаться в том, чтобы не с унынием опустить голову, а пытаться делать всё возможное для возрождения своей Родины.
В «Капитане Филлипсе» во всей красе показана мощь и организованность ВМС США, картинка оснащения и навыков не может не завораживать. Может быть, это и не вполне соответствует действительности, но фильм-то на реальных событиях и завершение истории в жизни было точно такое же, как в кино. А сколько было красивых операций и советского, и российского спецназа! И где все эти истории? Кто и что о них знает?
Нам часто (с экрана ТВ, кстати) пытаются навязывать мнение, будто американцы «тупые», а русские - все сплошь разум да смекалка. Это не лучший и не главный способ поднять национальное самосознание. Надо не сучок в глазу другого искать, а бревно своё пытаться вынуть. Тогда, глядишь, и дело на лад пойдёт. Пусть они трижды будут «тупые», но нам-то от этого что? Как спрашивал незадачливый герой Евгения Миронова в михалковском «Предстоянии», «где же наше всё?».
Поэтому, безусловно, если изначально нет любви к России, то подобные фильмы будут работать в сознании против Родины и, соответственно, на привлекательность Запада. А если она изначально и неподдельно есть, то должно быть наоборот. Не сложно понять, что целевая аудитория здесь молодёжь. И если борьба за неё, в т.ч. и в киноиндустрии будет проиграна, то России не поможет ни Путин, ни Распутин.
Сергей Анатольевич Перимбаев, ректор РЕЖДУ (Рязанское епархиальное женское духовное училище)