В середине семидесятых годов прошедшего века, в печатных изданиях, была модная тема летаргического сна.
«Летарги́я (др.-греч. λήθη - «забвение», и ἀργία - «бездействие») - болезненное состояние, характеризующееся медлительностью, вялостью, усталостью. Летаргический сон в общепринятом его понимании является выдуманным состоянием и описан только в художественных произведениях. От комы якобы отличается тем, что организм больного поддерживает витальные функции органов и не находится под угрозой смерти».
В то же время появилась статья одного психиатра, в которой было написано, что нет никакого летаргического сна, а есть кататони́ческий синдро́м.
«Кататони́я (др.-греч. κατατείνω - натягивать, напрягать) - психопатологический синдром, основным клиническим проявлением которого являются двигательные расстройства. Впервые кататония описана Кальбаумом (1874) как самостоятельное психическое заболевание, впоследствии Крепелином и Блейлером отнесена к шизофрении, хотя далеко не все авторы того времени разделяли эту точку зрения. В структуре кататонического синдрома выделяют кататоническое возбуждение и кататонический ступор».
Приводя примеры кататоноческого состояния, автор статьи описал поведение кататоников, которое наблюдалось во время Великой Отечественно Войны в случае смертельной опасности. В экстремальной ситуации кататоники вели себя адекватно. Когда угроза жизни исчезала, они возвращались в исходное состояние.
Чтобы ловцов покемонов и любителей гаджетов вывести из «кататонического» состояния, необходима общемировая угроза и сила, способная организовать борьбу с этой угрозой. Угроза есть, она многократно озвучена. Техногенное изменение климата, грозящее мировым голодом. Формально, лидеры ведущих стран запада принимают усилия для борьбы с этой бедой. Но борьба один в один напоминает борьбу коалиции с ИГИЛ. То есть сначала проблему создали. Потом начали бороться, но чем «активнее» идёт борьба, тем сильнее проблема разрастается. Теракт в Германии. Снег в Эмиратах.
На мой взгляд, РПЦ может стать силой, способной возглавить борьбу с техногенным изменением климата и угрозой мирового голода. В качестве «усиления» я рассматривал использование Римско-Католической церкви, поэтому предложил создать «объединённый, независимый от мнения политиков институт под руководством Православной и Римско-католической церквей по разработке проектов для борьбы с голодом и техногенным изменением климата».
Но, прочитав комментарии, в очередной раз понял, что эволюция лучше революции. Прежде, чем создать объединённый институт, необходимо создать при РПЦ отдел, который подготовит материалы подтверждающие, то, что Россия единственная в мире страна, способная провести мероприятия для стабилизации климата, и обеспечения мировой продовольственной безопасности в ближайшие 150-200 лет. То есть в это должны поверить сначала лидеры России, а потом уже лидеры «золотого миллиарда».
Еще раз. Углекислый газ не имеет никакого отношения к техногенному изменению климата. Моего мнения явно недостаточно, поэтому приведу цитату из статьи «Что происходит с климатом Земли», опубликованной в 2012 году в журнале «Экологический вестник России». Авторы З.М.Гудкович, В.П.Карклин, В.М.Смоляницкий, И.Е.Фролов.
«Наиболее распространенным объяснением происходящих на Земле изменений климата до последнего времени служила «парниковая теория», согласно которой эти изменения вызываются в основном парниковыми газами антропогенного происхождения. Не соглашаться с «парниковой теорией» несколько лет назад было просто неприлично и даже равнозначно святотатству».
Даже по ощущениям климат Москвы изменился. Но виновником изменения является не углекислый газ, а тепловые электростанции и двигатели машин. В Тюмени всего две ТЭЦ. Разница температуры в центре города и на окраине зимой достигает трёх градусов. В Москве 34 ТЭЦ. По этому, разница температур в центре и на окраине доходит до 80С.
Теперь о собственном опыте. Машину ставлю в неотапливаемый гараж в 18-30. На работу выезжаю из гаража в 7-30. Если на улице -300С в гараже всего -200С. Не углекислый газ, а остывающий двигатель повышает температуру. Второй пример. В октябре 1983 года наша палатка стояла в лесу в 10 километрах от г. Пыть-Ях. На деревьях листвы уже не было. В километре от палатки был факел для сжигания попутного газа. Вокруг факела деревья были с зелёной листвой. На земле лежал снег, а деревья стояли зелёные. Ещё раз, не углекислый газ повышает температуру воздуха городов, а тепло ТЭЦ и двигателей.
Снова про углекислый газ. Из учебника астрономии известно, что атмосфера Венеры состоит на 97% из углекислого газа и средняя температура на поверхности планеты + 4800С. Атмосфера Марса на 95% состоит из углекислого газа, но в отличие от Венеры, средняя температура на Марсе не положительная, а отрицательная и составляет - 400С. В атмосфере Земли углекислый газ составляет всего 0,0387%, зато средняя температура в 150С довольно комфортная для жизни. Получается, что нет прямой зависимости между наличием в атмосфере углекислого газа и климатом.
В период экономического кризиса 2008-2010 годов, когда был спад в мировом производстве, погода была аномально сумасшедшей.
Теперь о парниковом эффекте. В основных европейских языках нет термина парниковый эффект. В русском языке, корнем слова парниковый является пар. Поэтому всё понятно. Почему же весь «цивилизованный мир» называет виновником климатических изменений углекислый газ? Чтобы это выяснить, с помощью Интернета сделал двойной перевод. Сначала с русского на основные европейские языки, а потом с них на русский.
По-немецки парниковый эффект Treibhauseffekt
По-английски greenhouse effect
По-французски l'effet de serre
По-испански el efecto invernadero
Ни в одном варианте нет упоминания о паре. В переводе на русский язык получается оранжерейный эффект. Про оранжерейный эффект говорить можно всё, что угодно, в зависимости от политических целей.
В одной из своих передач на радио, Владимир Соловьёв, говоря о замечательном советском образовании, упомянул учебник по физике академика Ландсберга. Есть у меня этот учебник. В нём Ландсберг пишет о том, что парниковый эффект - это свойство водяного пара пропускать к Земле космическое излучение и задерживать отражённое инфракрасное излучение. Вторым важным свойством этого эффекта является то, что он выравнивает разницу между дневными и ночными температурами. Почему президенту об этом не доложили, непонятно.
Наука начинается там, где появляется возможность измерения, сказал в своё время Д.И.Менделеев. Чтобы судить о глобальных климатических изменениях, необходимо создать сеть метеостанций, с одинаковым интервалом, покрывающей всю планету. Одновременно фиксировать показания всех термометров. В интернете, без указания авторства, есть информация о том, что «документальное фиксирование температуры ведётся в течение 150 лет. За последний век, она увеличилась в среднем на 0,5°С. Резкое потепление климата произошло в 1970 годах, когда усилилась индустриальная деятельность. Увеличилась не только температура воздуха, но и воды».
Как можно делать утверждения о повышении температуры на всей планете на 0.50С, если только в 1937 году появилась первая метеостанция в районе северного полюса, и только в 1956 году появилась первая метеостанция в глубине Антарктиды. Сплошной сети метеостанций нет до сих пор.
Теперь о потеплении. В августе 2016г в Тюмени температура была на 5.40С выше среднестатистической. В декабре на 60С ниже среднестатистической температуры, и это не в первый раз. На среднегодовую температуру эти отклонения не повлияют, а для жизни эти аномалии весьма неприятны. По логике на планете происходит не потепление, а экстремализация климата. Углекислый газ к этой проблеме не имеет никакого отношения, а вот сокращение площади лесов самое прямое.
Про проблемы с вечной мерзлотой ничего не скажу, но таяние европейских ледников, льдов в Арктике напрямую связано с пылью и сажей угольных электростанций, которая из Евросоюза летит в эти края. Публикации на эту тему есть.
В Советском Союзе проводились эксперименты по повышению водоотдачи ледников. С АН-2 рассыпался сухой торф на ледник, изменялась отражательная способность льда, воды в реке становилось больше. Об этом по третьей московской программе телевидения, в своё время, был показан научно-популярный фильм.
Информации для того, чтобы доказать исключительную роль России в сохранении цивилизации от гибели в климатических катастрофах достаточно. Нужен авторитетный организатор. Судя по выступлению на парижской климатической конференции, В.В.Путин по этому вопросу не имеет чёткого мнения, про премьера сказать нечего, а без этих товарищей только РПЦ может иметь своё мнение.