СМИ сообщили о том, что Министерство юстиции РФ с начала этого года работает над созданием единого реестра населения, в котором будут храниться сведения обо всех гражданах России.
Комментирует инициативу эксперт, председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила Рябиченко:
- По словам чиновников из Минюста, создаваемый ими в рамках федеральной программы «Электронная Россия» госреестр граждан, объединит информацию о жителях на основании данных ЗАГСов начиная с 1926 года.
В него войдут сведения из налоговой службы, полиции и других ведомств по 19 пунктам: ФИО, пол, национальность, место жительства, родственные отношения, сведения о рождении и смерти и др., при этом каждому человеку будет присвоен уникальный неизменяемый номер;
Работу намечено завершить к началу 2020 года, в пилотном режиме в создании реестра уже участвуют 9 субъектов РФ; второй этап начнется с июля 2017 года и охватит все регионы страны.
Это - не первая инициатива определённых кругов по созданию единой базы данных на всё население страны. В 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия», в 2010 году в её рамках был принят закон № 210-ФЗ о госуслугах, переводящий обязанности государства в сферу электронных услуг, в 2016 - принят закон о создании межведомственной системы «Контингент», предусматривающий создание единой базы данных на всех жителей страны.
В рамках «Контингента» файл на гражданина должен открываться с момента его рождения, а закрываться после его смерти; единым идентификатором назван страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), данные должны стекаться из недр Минобра, Минздрава, ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Рособрнадзора и пр. и составлять всю полноту информации о гражданине, который тут именуется «персоной»; доступ к информации должен иметь определённый круг лиц за исключением самого гражданина.
Бурные протесты общественности привели к тому, что Президент отклонил уже принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон о создании системы «Контингент». По его мнению, «необходимо проработать перечень конкретных сведений, содержащихся в системе, а также определить тех, кому разрешено иметь доступ к таким данным, и их ответственность».
В Комитете Госдумы по образованию и науке позднее предложили создать комиссию для доработки отклоненного Путиным закона, но целесообразность этого вызывает вопросы: каждое ведомство и без того имеет свои базы данных, которые позволяют ему четко отслеживать процессы и тенденции в своей сфере, но незачем ее делать массивной и обширной.
Недавно член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Павлова заявила, что персональные данные каждого второго россиянина в опасности. По её мнению, «часть ответственности лежит на самих пострадавших, вместе с тем это и зона ответственности интернет-ресурсов, откуда из-за плохой защиты уплывают данные».
С этим трудно не согласиться, но при этом мы видим действия, направленные не на решение вопроса, а на увеличение рисков.
Так, Минэкономразвития и Минкомсвязь России готовят соответствующие изменения в законодательство, согласно которым банки возьмут на себя права и обязанности многофункциональных центров (МФЦ), начнут приём и выдачу документов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также они начнут осуществлять единую первичную очную идентификацию граждан, поскольку банковскую идентификацию, по сути, уже приравняли в госидентификации; в дальнейшем предполагается наделить банки правом выдачи паспортов гражданам.
В апреле был принят закон о выдаче больничного листа в электронном виде, который вступает в действие в июле 2017 года и позволит создать единую базу сведений такого характера по стране.
Информация о человеке - ключ доступа к нему, но при этом не предпринимается никаких мер по охране этой информации. Единые базы данных создаются без согласия самих граждан, в нарушение п.1 ст.23, п.1,2 ст.24 Конституции РФ.
Такая ситуация может ассоциироваться только с установлением принудительного информационного контроля над личностью, который приведёт к потере личностного суверенитета и даже к краже личности, прецеденты которой на Западе уже отмечались.
Это - не имеющая мировых аналогов ситуация по созданию зоны риска для безопасности граждан России, а следовательно, и для безопасности самого государства.
1. Государство втягивают в зону риска