С творчеством Марии Сухоруковой - моей землячки, знаком давно, с ранней молодости.
Хорошо помню, как формировался поэтический характер донской казачки - прямой, занозистый, искренний. Она никогда не работала на «ширпотреб» - ее собственное мнение было глубоко осознанным и неопровержимым, как естественная неброская природа родного придонья. Иногда оно шло вразрез с установившимися представлениями, но это никак не влияло на убеждения молодой поэтессы.
НАДО СКАЗАТЬ, что у Марии были хорошие учителя. Один муж - Федор Сухов, ярчайший поэт России чего стоил!
Вот и Мария, при всем своем женском обаянии и внешней покладистости, упрямо и сурово несла выстраданную ею правоту от первой до очередной книжки. Наперекор многому она штурмовала одну поэтическую высоту за другой, радовала читателей невыдуманностью сюжетов, взывала к сочувствию и внутреннему переосмыслению ломающейся эпохи.
И вот передо мной новая, вышедшая недавно (в этом году) в Нижнем Новгороде книга стихов Марии Сухоруковой «Малое стадо».
Залпом прочел от первого до последнего стихотворения. Задело, разворошило душу. И откровением, и суровым признанием, и горьким разочарованием. Да, это про нас с тобой, дорогой русский человек! Это мы - Христово «Малое стадо»... Со всеми своими слабостями и грехами, надеждой и Верой во спасение Отечества.
Какой свежестью и болью дохнула со страниц вечная проблема российской глубинки, ее забытых и затерянных на непроходимых пространствах хуторских баб и мужиков - истинных кормильцев уставшего от несчетного количества экспериментов родного края.
По-новому зазвучала на страницах Сухоруковой обветшалая тема российского казачества. Вслушайтесь в поэтическую мелодию этих строк:
«- Русь любили, Русью жили,
Нянчили ее зарю.
- Я недаром к вам духом тянусь!
- Илья Муромец - казачина!
Атаман Платов... «Белым лебедем летит»!
Немало стихотворений в книге посвящено верным служителям Православной церкви. Вот строчки о старце Григории Ефимовиче Распутине:
«... Он крестьянскую Россиюшку
Приподнял, вознес до Рая!...»
И рядом - до дрожи в теле, до кома в горле посвящения монахине Марии (Анне Танеевой), митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву) и многим тем, кто отдал свою жизнь возрождению Православия на родной земле.
Автор взывает к Творцу, словно вырывая боль из собственного сердца: Прости, Господи, казаков!
Без оглядки Мария Сухорукова воздает честь славным сыновьям Войска Донского - Деникину, Семёнову и многим другим, кто по капризу времени и велению новоявленных властей был предан забвению, или ошельмован, до конца своей жизни оставался верен присяге, данной Отечеству...
Как созвучно этой теме посвящение одной из славных Правительниц Великой Руси императрице Екатерине:
...О, Россия моя медвежья,
Среди инея, синиснежья
Ты повержена нищетой...
Она не скупится на слова восхищения этой Великой Женщиной, возвысившей свою Родину над мнимыми и явными недоброжелателями.
Заранее знаю, что, несмотря на иные взгляды определенной части читателей этой книги, автор до конца останется верен своей правоте.
Она не раз резко и бескомпромиссно всей своей сутью восстает против богатеев, ханжей и неучей всех времен.
«Никто из стран из мертвых не воскрес,
Когда б Россия не была распятой...»
Неправда ли, как созвучно Пушкинскому: «О чем шумите вы, народные витии?...».
И все-таки главной темой новой книги Марии Сухоруковой остается ее большая и малая родина.
Вот они, ее «острые звоны»:
...Ходит коса по траве. В сердце гул.
Я вся нагая, босая,
Что перепёлка в крови на лугу.
Луг мой - Россия родная.
Мне жить лишь в России и сладко, и лепо,
Раздолье и роздымь любя.
И росы, и силу, и синее небо
Вместила Россия в себя...
А сколько света и тепла вобрали её строки, посвященные великому певцу русской деревни Сергею Есенину: «Чувствую душой, что ты - казак!». Валентину Распутину и, конечно, своему мужу, поэту Федору Сухову:
«... Мы, что птицы две до крови бились.
Он - снегирь, и снегириха - я...»
Казачья кровь не покидает автора на страницах ее новой книги. Шолоховский «Тихий Дон» - это не просто земля ее предков, ее самой, это взывающая к правде и честному служению своему народу вечно не утихающая боль, совесть и судьба каждого из нас.
Заканчивается книга стихотворением «Остаюсь». «Остаюсь» с теми, кому дорога Россия... И в этой жизни, и в той, другой.
Дай Бог - долго жить этой книге! Будоражить светлыми чувствами читателя, вести его дорогой Правды, указанной Творцом.
А все остальное - на суд читателя!
Владимир Овчинцев, член Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации