Началась подготовка празднования 300-летия Усть-Каменогорска

Новости Москвы 
0
397
Время на чтение 13 минут

12 сентября этого года в Союзе писателей России (Москва, Комсомольский проспект, 13) состоится необычное мероприятие - первое заседание оргкомитета по подготовке празднования 300-летия Усть-Каменогорска. Открытое для всех неравнодушных, собрание начнётся в 19.00.

Уместным будет напомнить, что основанию этого города предшествовало чудесное событие, описанное в Сказании о знаменитой сибирской иконе:

«В 1720 году для основания Усть-Каменогорской крепости из Тобольска на судах вышел воинский отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева. Будучи человеком верующим и сознавая, какие опасности могут его подстерегать в дальнейшем пути, Лихарев, добравшись до Абалацкого монастыря под Тобольском, просил местное духовенство отслужить на его кораблях напутственный молебен пред чтимым образом Абалацкой Божией Матери. Для этого на его суда внесли список с чудотворного образа, который обычно носили по окрестным селениям...

Началось молебствие... Наступило время чтения Евангелия... Но лишь священник произнес начало евангельского чтения, положенного на молебном пении в честь Пресвятой Богородицы: во дни онывоставшиМариамь и идев горняя(Лк. 1:39), как все суда Лихарева невидимо всемогущею силою Божиею снялись с якорей и совершенно без всякой человеческой помощи поплыли вверх по Иртышу, и доныне отличающемуся очень быстрым течением...».

Тобольский дощаник уподобила Пречистая Святой горе Афон...

Прозревал ли сам Иван Михайлович духовный окоём событий, в которых участвовал? Он служил государю не духовным писателем и в отчёте своём Сенату события представил,как и положено лейб-гвардии майору:

«ИсТоболска пошли тремя лехкимидощениками. И шли до Тары днем и ночью полтретьи недели. А от Тары до Ямышевской крепости 2 недели и трои сутки. Из Ямышева пошли на лотках, и шли до Семиполатной крепости неделю и одни сутки» (Российский государственный архив древних актов. Ф. 248 (Сенат). Оп. 7. Д. 373. Л. 460-461 об. Копия, включённая в отчет И. М. Лихарева).

Впрочем, это уже перевод стряпчих Сената, сделанный ими слихаревской ведомости о пути, подлинник которой, должно быть, пылится на архивных полках.
Весь XVII век Русь двигалась на восток, к Тихому океану. И вот теперь разворачивалась всем фронтом на юг. В этом броске по Иртышу, а не в Северной разорительной войне и рождалась, по существу, русская империя. Новому веку нужна была не рухлядь (пушнина), а золото и металлы.

Территориально это была, если хотите, империя Чингисхана, но совершенно с новым содержанием.

Именным царским указом велено было Ивану Михайловичу разведать пути через далёкое озеро Зайсан к легендарному золоту Яркента. А если географические и иные обстоятельства будут способствовать - заложить на Зайсане крепость.

Среди обозначенных в лихаревскойведомости иртышских твердынь Тара, уже утратившая военное значение, упомянута, скорее всего, потому, что именно здесь гвардии майор и передал написанное под шум парусов письмо-рапорт:

«Опасаясь того, чтоб не упустить удобного времени к походу, сего мая 8 числа из Тобольска к Зайсану озеру и пошел на трех легких судах, а при мне штап, обер, унтер офицеров, солдат, артилерных служителей и неслужащих сто восемьдесят девять человек...» (РГАДА, ф.248, оп.7, д.373, л.242).

Как известно, чудотворная икона пожелала водвориться в Семипалатинске:

«Около этой крепости судно, на котором находилась Святая Икона, остановилось и, несмотря на все усилия команды, бывшей у Лихарева, сдвинуть его с места и тянуть вперед, не трогалось с места.

Видя в этом волю Божию и второе чудо от святой иконы, Лихарев приказал благоговейно снести Святую Икону с судна и поставить ее в крепостном храме Святых Антония и Феодосия Печерских. Как только это приказание было исполнено, судно легко снялось с места, и Лихарев со своими людьми отплыл дальше, а Святая Икона осталась в Семипалатинской крепости. Промыслом Божиим корабли Лихарева пристали практически к тому же месту, где впоследствии... возник Святоключевский православный монастырь».

О том, что представлял из себя Семипалатинск в то время, красноречиво говорит численность находящихся в нём воинских чинов - тысяча девятьсот девять человек - против ста четырёхв самом Тобольске! С Семипалатной не могут тягаться ни именитая Ямышевская, ни Омская твердыни, где, по ведомостям командиров, соответственно триста семьдесят и четыреста пятьдесят восемь служивых (Российский государственный архив древних актов. Ф. 248 (Сенат). Оп. 7. Д. 373. Л. 464-465. Подлинник). Эти последние иртышские фортификации - в ведомстве Сибирской губернии. Семипалатная же - крепость прямого подчинения. Она становится центром устремлений на юг. «Сиятельнеишие и превосходительнеишие господа» в Сенате забывают слово "нет", когда с просьбами к ним обращается командированный в Верх-Иртышье Лихарев.

Если положить три документа рядом - Сказание, ведомость и письмо, легко вычислить дату прибытия этого первого в Сибири водного крестного хода в Семипалатинск. Таким образом, православные Верхнего Прииртышья получают новый праздник - Сретение Абалацкого образа Богородицы, совершившееся 19 июня (2 июля) 1720 года.

Думается, это не последнее открытие, которыми обещает возблагодарить подготовка к памятному юбилею. Участникам оргкомитета, похоже, удалось уточнить и самый день основания Усть-Каменогорска. Впрочем, об этом в своё время.

А пока лихаревский отряд пересаживается на приготовленные для него лёгкие лодки, способные двигаться по мелководью. Ведомость:

«От Семиполатной крепости до камня утесу, и от камня до Нор Заисана пошли на 29 лотках гребных, и шли 4 недели и 5 сутки...

А шли вверх рекою Иртышем бечевою и парусом. А озером пошли по левую сторону до устья верхнего Иртыша, и шли 2 сутки».

Остановимся здесь, в устье Чёрного Иртыша, чтобы поблагодарить талантливого алтайского исследователя В.Б.Бородаева, обнародовавшего в 2010 году уникальную сибирскую ведомость. Благодаря ему мы и можем теперь почувствовать себя сидящими в одной лодке с Лихаревым.

«И в том месте кругом озера и при устье кочуют контаишинцы многое число, о которых взятой калмык с розыску сказал, что около Заисана озера и выше кочуют заисанов 5 человек. А под ведением их военных людей 6300 человек. А при нем, маеоре, в том походе военных людей было баталион, а в нем 400 человек».

Соотношение 1 к 16. Считай, как у Ермака и Кучума.

Лейб-гвардии майор не мог знать, что вчетвёртый день его движения по Чёрному Иртышу, 27 июля, состоялась последняя крупная битва в далёкой Северной войне. В тот день гребным русским флотом была одержана победа над парусным шведским флотом в сражении при Гренгаме. Здесь, на южном участке большой войны, гребцы Лихарева пробивались через заслоны невольных союзников шведов.

«И оные неприятелские люди, упредя их, засели в лесах и в займище в крепких местах и ударили з берега на флот их из огненного ружья.

И они(лихаревцы), приплавя к ним судами, вышед на берег, оных неприятелей ис тех мест выбили и пошли в путь свой.

А потом неприятелские люди, умножась великим людством и усмотря перед ними в пути вверх по реке уское место, и при том по берегам, в займищех и по многим пещаным горам и заразам изготовя себе крепкие места, августа 1 числа во 2-м часу дни, наждав их на себя, учали по ним из ружья палить, чтоб их не пропустить в путь их».

Но недаром лейб-гвардии майор Лихарев прошёл все крупные дела Северного фронта.

«И они(лихаревские морские пехотинцы) против их с правой стороны реки Иртыша з 2 шквадр как штап, так и обер и ундер офицеры и салдаты, а имянно от авангардии и арьиргардии, а с левой стороны реки от кордебаталии, на берег вышли и пошли по обеим сторонам на неприятелей. И ис тех крепких мест их выбили с немалым с их стороны уроном. И шли на них теми холмистыми местами и песками боем со многою стрелбою со 2 часа дни по полудни 3 часа...».

С нашей стороны в том десанте убит один и ранено девять человек солдат.

Вас, дорогой читатель, не воодушевляет, что боевое крещение первых устькаменогорцев совершилось 1 августа? Напомним, что это случилось в день крещения Руси, в день крещения самого равноапостольного великого князя Владимира...

«А как стали на квартиру ночную, то на 1-м часу ночи от оных неприятелских людей начали требовать толмача, чтоб с ними видетца. И говорили, чтоб им в путь дале не ходить.

И августа 2 числа в оддачю ночных часов со оной квартиры он, маеор, в путь свой пошел».

Здесь позволим себе пропуск текста, излагающего дипломатические маневры обеих сторон. Для наших размышлений важно следующее:

«И того ж числа по половине дни во 2-м часу от них же, неприятелей, втретне требовали, чтоб с ними видетца...А по розговорех сказали, что они о приходе людей царского величества х контаише с ведомостью послали. И после тех розговоров от того места пошел он, маеор, в путь свой вперед и шел верст з 10.

И усмотря он, маеор, их неприятелских людей, что из улусов их умножилось и что он от Заисана озера зашел с малыми людми в дальность, от тех мест возвратились, опасаясь от них, чтоб от контаиши не прибыл сикурс».

Итак, вечер 2 августа - поворотный момент в движении отряда Лихарева. Для нас принципиальное значение имеет вставка, сделанная после последних строк теми же чернилами на поле архивного документа:

«Ходу было от Заисана озера до тех мест, откуда возвратились, 9 сутки».

Это уточнение, вписанное после слов о возвращении к озеру, однозначно свидетельствует: и на трудный путь до рубежной остановки в иртышских верховьях, и на дорогу обратно отряду потребовалось одинаковое количество времени - девять суток. Вечер 2 августа - контрольный срок, которым проверяются все временные раскладки Лихарева и утверждение Сказания о чудотворной иконе - отряд до Семипалатинской крепости двигался практически без задержек.

«Да и для того далее не пошел, что река Иртыш течет от оста(востока), от камней Алтая и Канкарагая, которые камни граничат китайского владения с мунгалы.А город Эркень по скаскам разных чинов людей стоит в зюйте(на юге)».

Если посмотреть на карту, можно увидеть, что есть только один участок, где Чёрный Иртыш достаточно долго течёт с востока (от оста) на запад - он приблизительно в трёхстах верстах от Зайсана. По всей видимости, Иван Михайлович дошёл как раз до этого места...

С этого времени у Лихарева есть чем оправдаться перед царём. Водных путей в Яркент нет, а все сухопутные пути измеряются неделями.

«А в камандеево умножилось болных и раненых салдат. А досталные при судах на бечевах и на пекетах за умалением людей были всегда беспеременно... А по возвращении от помянутого места шли тою ж рекою к Заисан озеру. И вошли другим устьем, и шли тем озером другою стороною, чтоб ево осмотреть: нет ли в то озеро или из него каких рек. А шол тою другою стороною 3 дни. И по следованию ево рек никаких не явилось».

По неподвижной воде Зайсана отряд давал 50-70 вёрст в сутки. Только представьте себе плеск сотен вёсел. Никогда, никогда, Нор-Зайсан, не увидеть тебе больше такой картины!

Но быть ли здесь крепости?

Ни удобных мест, ни нужных материалов для строительства крепости вкруг Зайсана не обнаружилось. Камыши да пески. И, думается, каждый человек в отряде Лихарева теперь понимал, где это самое удобное место.

Простой подсчёт показывает, что из озера Зайсан на живую иртышскую воду отряд Лихарева вышел аккурат в канун Успения. Перед ним были 230 вёрст ещё не захмелевшего бухтармой Иртыша (этот грубый замер сделали впоследствии пароходные компании) и 110 вёрст «бурной воды» в Камне.

Лихарев понимал, что бурную воду ему лучше пройти днём, тогда ночью можно встать лагерем на месте будущей крепости. По сути, он должен был повторить то, что год назад сделал по его приказанию капитан Андрей Урезов, оставивший намофицерский дневник:

«Сентября 12 числа от речки Бухтармы пошли в полдни и плыли Каменем. Того ж числа вышли из Каменя[полудни] в 10-м часу и ночевали на острову. Сентября 13 числа пришли к малой речке» (ЦГАДА, ф.9, оп.3, д.41, л.349-349 об., 355-355 об).

Это малая речка - Ульба (ударение на последнем слоге), алтайская рифма северной Эльбе.

Итак, на движение бурной водой через камень - один день.

А теперь представьте себе состояние четырёхсот мужчин, которые не выходили из лодок уже несколько суток. Которыми ещё по дороге в верховья примечены два заветных места, пригожих для ночного лагеря, - будущая станица Баты и через 85 вёрст от неё - Гусиная пристань, рядышком с Бухтармой. Как тут не приналечь на вёсла?! Чтобы пройти другие 230 вёрст за двое суток.

А потому - по всей вероятности - в устье каменных гор отряд вышел к вечеру 17 августа. И, переночевав, 18 августа с утра взялся за топоры. 31 августа по новому стилю. День, о котором в ведомости сказано:

«А вышеди с того озера, прошед камень, при устье зделал[лейб-гвардии майор] крепость Устье каменных гор. И удоволствуя алтилериею и аммуницыею, и правианта на год оставил подполковника Ступина и при нем салдат и алтилерных служителей 363 человека».

...Подполковника Прокопия Ступина. Прокопий по-гречески - преуспевание, Такой вот наказ оставил Лихарев Усть-Каменогорску - преуспевать.

Кому хочется более ярких дат, скажем, что пора эта- утешительные дни Успения Пресвятой Владычицы. Да и разве не символично, что сам день закладки - как будто на устье? На устье Успенского поста. В день памяти двух константинопольских святителей - Иоанна и Георгия, подвизавшихся вVII веке. Но об это в другой раз.

Усть-Каменная - вторая из крепостей, в закладке которых участвовал Иван Лихарев. Первая - так же с камнем в названии - крепость святого Петра, будущий Петербург.

Для чего? Для чего совершался это поход? И завершился ли он?

Можно сказать, что русский царь не ошибся в своих ожиданиях - кладовые Рудного Алтая таки забиты несметными богатствами. Уже в советское время Усть-Каменогорск стал столицей цветной металлургии.

Но неужели тень яркентских басен так и будет тащиться за этим походом?

В житии чудотворной иконы (что мешает нам о явившей характер иконе сказать именно так - в житии) есть удивительный эпизод. Помните? Мы расстались с Абалацким образом в Семипалатинске...

«Прославленная столь явным чудом Божиим икона была окружена почитанием, и благоговейно хранилась в крепостной церкви, однако, как выяснилось, ей необходимо было еще более прославиться и освятить собою саму местность, где икона изволила оставаться.

В одну из ночей 1740г. икона Божией Матери скрылась. По рассказам, ее обрели в вечернее время, версты полторы далее крепости, стоящею около горного ключа, с зажженною перед нею свечою. Икона была снята и возвращена в церковь, а ключ получил название Святого.

Существует и более пространное предание, которое приводит священник Димитрий Алексинский. Согласной этому рассказу икону нашел заблудившийся в лесу татарин, который поехал в зимнее время за дровами, но сбился с пути и замерзал. Будучи человеком неправославным, но верующим в Бога, он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. Внезапно он увидел в чаще леса светящийся огонек, пойдя к которому он нашел икону, стоящую около тополя с возжженной свечой у подножья дерева и бьющим из-под корней тополя ключом воды. Узнав местность, путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священник, взяв несколько сибирских казаков, имея в проводниках татарина, спешно отправился к тому месту».

Затаим дыхание, уважаемый читатель. Возможно, в следующих строках - тот кроткий намёк, почти иносказание, которым и приоткрывается духовный смысл созидаемой здесь, вдали от петербургских фейерверков, империи. Последнее повторим: созидание империи совершалось не столько в Европе, как думал Пётр, как здесь, в самом сердце Азии, где Россия входила в соприкосновение с незнаемыми народами и обновляла их бытие своим присутствием.

«Икона по-прежнему стояла около дерева. Помолившись, священник пытался снять икону с дерева, но ни он сам, ни кто из сопровождавших его казаков не смогли этого сделать. Лишь когда священник обратился с просьбой снять икону к татарину, тот, помолившись и умыв руки в ключе, смог снять икону с дерева. Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а ключ стал местом паломничества многих православных людей. Неслучайно, наверное, что именно татарину, человеку неправославной веры, довелось обрести чудотворную икону, так каквозникший тут впоследствии женский монастырь проводил большую миротворческую, миссионерскую работу среди местного мусульманского населения».

Через двадцать лет икона скрылась... Зимой...

Не было ли то давнее удаление иконы прообразом будущего великого её ухода? И нового обретения?..

Через двести лет чудотворный Семипалатинско-Абалацкий образ Божией Матери скрывается во второй раз...

Задача! Которой не решить в одиночестве ни священникам, ни казакам, ни даже их объединёнными усилиями. И если речь зашла о миссионерстве... Не Она ли Сама - Пречистая - и явит Свою милость соседним народам?
Исповедание Девы Марии Богородицей, почитание Её святых икон не уживается ни с какой другой верой кроме православной. Там, где Пренепорочная, нет и тени экуменизма. Что же это за милость? Что за бескомпромиссное миссионерство?..

Удивительным образом оправдали себя в истории верх-иртышские фортификации. В 1941 году в Восточном Казахстане была сформирована 238 стрелковая дивизия, ставшая несокрушимой крепостью на пути фашистских полчищ к Москве. В мае 1942 года переименована она в 30-ю гвардейскую стрелковую дивизию, а за бои в Прибалтике получает наименование Рижской.

Честь и слава героям этой дивизии! Но, быть может, ещё необыкновеннее судьбы воинов не столь знаменитой 391-й стрелковой дивизии. Судьбы её 1024 стрелкового полка, получившего боевое крещение в наступательном бою под городом Холм, что на Новгородчине. Имена тех, кто лёг в братской могиле у деревни Сутоки: Карымов Айткали, Каилбанов Мухамед, Абдылданов Салтай, Устигенов Рамазан, Джумабаев Гатдул, Смагулов Акут... Семипалатинская, Алма-Атинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская область...

Глубина глубин - судьбы Божии! Это крещение огнём казахских воинов - павших на поле брани и уцелевших в огне - совершилось в новгородских землях, где и просиялпервородный образ Знамение, явившийся в Абалаке с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской....

Ближайшие годы, предшествующие юбилею, и сам праздничный 2020-й полны знаменательных дат, преломляющих в себе полноту верх-иртышской истории. Сто лет со дня мученической кончины священномучеников Александра Дагаева, Зиновия Сутормина... Сто лет со дня рождения Касыма Кайсенова... девяносто - Анатолия Иванова... Шестьдесят лет Бухтарминскому водохранилищу... Всего не перечислишь.

А как тут не вспомнить Семипалатинскс его великими юбилеями?

Наверное, правильным было бы праздновать день рождения Усть-Каменогорска в первое воскресенье сентября. Думается, когда-нибудь так и будет. Но поскольку в самом Усть-Каменогорске в настоящее время его отмечают во второе сентябрьское воскресенье, энтузиасты упомянутого в самом начале оргкомитета решили насколько возможно приблизить своё собрание к усть-каменогорскому торжеству.

В памятном 2020 году исполнится 80 лет покойному усть-каменогорскомупоэту Евгению Курдакову, который, возможно, полнее других ощутил надвременное бытие Усть-Каменогорска:

Мой берег вечный, река без края, волна и ветер!
Как мало надо, чтоб быть счастливым на белом свете!

На белом свете, под этим небом, на этих пашнях.
Простим заблудших, претерпим властных, поднимем падших!

Нагих оденем, обуем босых, напоим жаждых,
Накормим алчных, проводим мёртвых и тихо скажем:

Мой берег вечный, река без края, волна и ветер,
Что ещё надо, чтоб быть счастливым на белом свете?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Федор Черепанов
Все статьи Федор Черепанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17