Кто есть кто: о «юбиляционной» статье Анатолия Байбородина, посвященной юбилею Владимира Крупина

Новости Москвы 
0
902
Время на чтение 8 минут

Пытаюсь понять, почему об одном из лучших наших прозаиков, а после Белова и Распутина лучшим из современников Владимире Крупине мало пишут критики? А ведь именно их троих называл лучшими писателями конца 20-го века Георгий Свиридов, именно о Крупине говорил Распутин, что «Крупин был решительнее большинства из нас, нет, даже самым решительным», (это о борьбе с демократами 90-х), именно Крупин был первым, сказавшим, что литература, не помогающая человеку войти в церковную ограду, безполезна, что только на путях воцерковления можно спасти Россию, именно он был приглашен преподавать в Московскую Духовную академию, и кто же, как не Крупин отказывался от всех премий, начиная с толстовской, но именно он стал первым лауреатом Патриаршей литературной премии...

В Российской Государственной библиотеке (в просторечии «ленинка») выставлены рукописи русских писателей, и кто же там из современников? Опять же Белов, Крупин, Распутин плюс Шукшин. Побывайте и прочитайте письмо Василия Белова Крупину о «Сороковом дне» (1981 г.).

У Владимира Николаевича была труднейшая писательская судьба. Первая книга в 33 года, потом долго ничего, потом выход в «Новом мире» сильно сокращённой повести «Живая вода» (1980 г.), затем «Сороковой день» (1981 г.) в «Нашем современнике». Уже тогда, 35 лет назад, в повести Останкинская башня сравнивалась с гигантским «шприцем, который вливает в эфир разврат, пошлость, насилие».

Владимир Крупин обладает несомненным пророческим даром. В самом начале 90-х он публикует работы «Мы без России - пыль придорожная», «До чего, христопродавцы, вы Россию довели?», «Глас вопиющего в пустыне гласности», другие, исследующие корни возникновения демократии, закабалившей Россию. «Демократия в аду» - слова преподобного Иоанна Кронштадтского - эпиграф к ним. В награду - глухоенепечатание, с 1991 года до 2001-го ни одной книги. Теперь-то, слава Богу, книги его выходят и расходятся.

Несомненно, многими прочитаны работы писателя, размещённые на сайтах «Российского писателя», «Русской народной линии», «Православие.ру»: «Дети, последнее время!», «Расстрел. Горе горькое», «Я в ваши игры не играю», «С высоты седин», «Как с цепи сорвались», «Диктатура воровства», «Царь хорош, бояре плохи», «Молодцы евреи», «Это вы, ребята, Толстого перечитали», «Что общего у света с тьмой?», многие другие, вошедшие позднее в книги «Житейское море», «Время горящей спички», «Железный почтальон», «Книга для своих», другие.

Так это только статьи. А многие и многие десятки рассказов, из которых сразу вспоминаются «Сталинская дача», «Отец, я ещё здесь», «Четыре немецких пишущих машинки», «Две доли», «Бумажные цепи», «Эти непонятные русские», «Толстый голубь Никита», «Незакатный свет», «Японский лифтёр», «Дунайское похмелье», «Балалайка», «Янки, гоухоум!», «По местам стоять!», последние - «Цветок с родинкой», «У бездны на краю»... И сотни и сотни «Крупинок» с глубочайшим содержанием вмалом объёме каждой.

В эти же годы написан роман «Спасение погибших», повести «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Как только, так сразу», «Арабское застолье», «Прости, прощай», «Дурдом», «Люби меня, как я тебя», «Прощай, Россия, встретимся в раю», «Скоро утро, но ещё ночь», «Во всю Ивановскую»...

И огромная часть писательской жизни Крупина - книги для детей: Рассказы о святых, «Детский церковный календарь», «Большая жизнь маленького Ванечки», «Дедушка, я помогу тебе найти дорогу», «Доставка пиццы», «Девочка и вампир», «В Дымковской слободе», рассказы о животных, книги «Подарок православному ребёнку», «Псалмы, избранные для детей»...

И неисчислимое количество работ о паломнических поездках по святым местам России и мира, особенно Ближнего востока.

К чему такое, кстати, совсем краткое, перечисление заслуг писателя перед читателями? Почему, я задал в начале вопрос, Крупин признанный, любимый читателями, не учитывается критиками при анализе современной литературы? Ответ прост - не могут (или не хотят?) подняться до его уровня.

В 2013 году состоялся Алтайский пленум Союза писателей России. В «Литгазете» издевались над ним. В том числе над выступлением Крупина. Но его не было на пленуме. Не выступал. И вынужден был написать в «Литгазету» опровержение. Его не напечатали. Оно было процитировано в статье С.Куняева в «Нашем современнике». Приводим отрывок, нисколько не устаревший, более того, постоянно подтверждаемый ходом российской жизни:

«... читаю цитирование своих слов в своём якобы выступлении на этом пленуме. Двойника у меня нет, какой же это тогда призрак выступал?

Но слова, которые в статье издевательски критикуются, действительно принадлежат мне. Я не только от них не отказываюсь, но их повторяю: да, я утверждаю: где гуманизм, там безбожие, а где человек во главе угла, там будет фашизм. Разве не так? Я продолжу этот ряд: где Конституция, там диктатура воровства, проституция, наркота, вконец охамевшее чиновничество, убийство образования, безправие, где не наследственная власть, а выборная, там склоки, подкупы, там вхождение во власть мафиозных структур, где упование на деньги, там кровь... Вообще демократия для России как корове седло. Вот её базисные ценности: низведение культуры до кормушки, её серость и пошлость, цинизм телеэкрана, разнузданность театра, продолжать. Находятся люди (люди ли?), оправдывающие содомский грех.

Куда ещё? Надо быть толерантным? А толерантность в переводе терпимость. А терпимость в доме терпимости. Надо быть политкоректным в высказываниях? А политкорректность это трусость. То есть надо помалкивать или блудливо называть, например, мерзость разврата свободой личности? А войны локальными конфликтами? Политики и дипломаты политкорректны, вот спасибо им от матерей погибших солдат».

Такие давние уже слова Крупина. Разве доселе всё не так?

Я бы, может, не стал всё это писать, если бы не очередной выпад «Литературки», на сей раз с помощью иркутского писателя. Статья, издевательски названная «От зари до зари толковал о Руси» (конечно, намёк на токование глухаря), написанная таким искусственно-народным фальшивым языком и так внутренне направлена на очернение и Крупина и Распутина, что будто это не их, а меня глубоко оскорбили.

Кто же он - этот писатель?

«...Анатолий Байбородин в литературе не новичок. Им немало написано, немало напечатано - и в Сибири, где он живет, и в Москве, и за дальними рубежами России. Он работоспособен и в хорошем смысле слова плодовит...» (Валентин Распутин «Каких героев рождает время» «Сибирская горница», 1999 г., №1).

В новом опусе, посвящённом Крупину, плодовитый Байбородин сообщает, как трудно ему «толковать о русском писателе, когда русский - не племя и кровь, а народность и православность писательского духа, и толковать честно, без своекорыстной лести...». И начинает: «Изрядно похлебал я винца с хлебцем на писательских сабантуях, - вышивает он словесной гладью, - а посему ведаю, что писатели, покинув письменные столы, словно шаткие челны... очутившись в гостиничных номерах, тут же сплачиваются вокруг братчинных застолий, где... звенят заздравные кубки, витии плетут вдохновенные речи, балагуры и баешники травят писательские байки...»

Видно, не так уж много почерпнул там автор «юбиляционной» статьи, ибо признаётся: «...вознамерившись молвить слово о творчестве Владимира Крупина, мне посильно лишь вспомнить мимолётные встречи да выразить свой взгляд на некие идейные основы его творческого мира». И ниже: «...Встречи мои с Владимиром Крупиным были случайные, мимолётные, по сей день робко ученические и обычно прилюдные...».

Так где же посильный взгляд на идейные основы?

А вот: «Писательское счастье Владимира Крупина в том, что его приметил, приветил и полюбил Валентин Распутин...». Байбородин твёрдо знает, что «ближе всех Распутину был Владимир Крупин; а Валентин Григорьевич коли уж заводил дружбу, то уж за другисвоя не щадил живота...».

Признаюсь, Анатолий Григорьевич, что и я, как и вы, такого счастья в свои юные писательские года не удостоился. Когда я только пробовал себя в прозе и стихах, мне не довелось встретить того, кто бы меня «приметил, приветил и полюбил...». Но были со мною книги любимых писателей - Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Есенина... Позднее, с их помощью, я полюбил прозу Шукшина, Тендрякова, Распутина... И Распутин, а с некоторых пор и Крупин, были и остаются по сей день моими любимыми писателями. Скажу больше: Валентина Григорьевича я всегда считал своим заочным учителем. Как считал ими Шукшина и Тендрякова. И когда в декабре в канун Нового двухтысячного года меня с ним познакомили, для меня это была отнюдь не «случайная и мимолётная встреча». И после первого знакомства с Валентином Григорьевичем мы ещё не раз с ним встречались, как и с Владимиром Николаевичем. И не единожды я с ними во время Великого поста, стоя плечом к плечу, принимал таинство Соборования. Что ещё может быть выше этого счастья?

Тогда я узнал, что с 1979-го года у друзей был один духовный наставник -схиеромонах Нектарий.

И вот я читаю в статье Байбородина совершенно оскорбительные слова, которые привожу дословно: «...а вот уж мои возлюбленные писатели «деревенщики», и особо Валентин Распутин, будучи безбожными и в безбожные времена проповедовали духовность, да ещё и высокую, конечно же, не подозревая, что духовность без Бога - без Духа Свята, есть духовность князя тьмы - духа смерти».

Окститесь, Анатолий Григорьевич! Да они и шагу не делали без молитвы. Бедняги, даже и не подозревали, что содействовали «князю тьмы и духу смерти»?!

В марте этого года вам, Анатолий Григорьевич, вручили очередную литературную премию «Золотой Дельвиг». Поверите, нет ли, но увидев вас на фотоснимке с дипломом имени первого редактора «Литературной газеты» я испытал какое-то двоякое чувство. С одной стороны, было приятно, что талантливого писателя оценили по достоинству; с другой... вам, словно стоящему на боксёрском ринге, литературный рефери поднял руку. Но здесь же литература, а не спорт.

Очень образно описали вы своё появление в редакции журнала «Москва», когда Владимир Крупин «...с ласковой, слегка виноватой, смущённой улыбкой тихонько умыкнул гранёный стакан со стола...», как аппетитно смаковали шествие по Старому Арбату, как в конце концов, «обосновались... в старенькой беседке под сиреневой сенью, где и тихо застольничали...».

Да вы, Анатолий Григорьевич, счастливый человек! Я вам завидую. Сохранился ли тот гранёный стакан? Я бы на вашем месте после «застольничанья» умыкнул бы его и сохранил. И представляю его на музейной полке с подписью: «Из этого стакана писатель Крупин опохмелил писателя Байбородина. В благодарность за это Байбородин выразил свой взгляд на идейные основы последнего деревенщика». «Тем самым, добавил бы я, расписавшись в собственном невежестве».

В конце своей лукавой статейки в «Лит.газете» вы цитируете Священное Писание: будь кроток, как голубь и мудр, как змея. Далее, имея в виду Владимира Крупина, добавляете: «Была ли в писателе змеиная мудрость, не ведаю, но простоты душевной и весёлого задора хватало».

Эх, Анатолий Григорьевич, не мешало б вам хотя бы малую толику простоты душевной и весёлого задора у Владимира Крупина позаимствовать. А мудрость змеиную у вас заменил змеиный яд.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Электрику ответ

Ув. Электрик, я не ставил вопрос выбора между тем: что хуже или лучше: полузависимая от ротшильдо-рокфеллеров РФ или относительно независимый поздний СССР? Я поставил вопрос иначе: Ленин или Христос? Что является ценностью абсолютной, а что – служебной. Социалистический уклад экономики – это хорошо, но только тогда, когда этот уклад является частным случаем той социо-культурной среды, которая позволяет людям очеловечиться. (А уж Церковь помогает очеловеченным культурой человекам обожиться). Но для левого патриота ленинца-марксиста – СССР является самодостаточной ценностью. П.С. И потом СССР – это не совсем Ленин, а РФ в нонешнем виде – это совсем не Христос.
Павел Тихомиров / 29.09.2016, 09:26

6. Ответ на 3., Павел Тихомиров:

Думаю, если красному патриоту предложить выбор: Ленин или Христос, то, на самом деле, особых колебаний-то и не будет.

Другой раз не знаю,смеяться или плакать. Оставим страшную нищету глубинеи,чего не было в СССР. Оставим чудовищное положение зддравоохранения и образования,чего не было в СССР. Оставим еще много чего,да ,наконец, колониальную зависимость и утрату суверенитета, чего не было в СССР. Но скажите,какая совесть позволяет хаять СССР,когда сегодня сердцем человеческим владеет мамона,чего не было(!) в СССР?
электрик / 29.09.2016, 09:13

5. Ответ на 2., Потомок подданных Императора Николая II:

Ох, уважаемый Павел, как некрасиво лукавите.

Верно, верно... лукавить надо красиво, как например теоретики коммунизма за всю историю своего существования.
Иванович Михаил / 29.09.2016, 06:31

4. Re: Кто есть кто: о «юбиляционной» статье Анатолия Байбородина, посвященной юбилею Владимира Крупина

Крупин был первым, сказавшим, что литература, не помогающая человеку войти в церковную ограду, безполезна

Вот тут Владимир Николаевич, мягко говоря, погорячился. Точнее, слишком высокую планку поставил для литературы. Ну, прочитал читатель зовущую к Богу повесть, основанную на примерах святости. После этого он бегом бежит в храм, чтобы встретить эту святость, скорее прикоснуться к ней. И что? Он видит в церкви таких же грешных людей, а порой и махровое фарисейство. Да после этого он в храм ни ногой. Сколько жизненных примеров мы видели, когда, прочитав, например, "Отца Арсения", человек погружался в якобы духовную жизнь, искал отцов Арсениев в церкви, но не найдя ничего, а порой и худшие примеры, чем в светской жизни, уходил разочарованный навсегда. К Богу приходят не через литературу, а путем страданий и собственного духовного опыта, который, как золотой песок, намывается оооооооочень медленно... Роман "Евгений Онегин" ничего не говорит о церкви. "Дубровский" вообще содержит антиклерикальные моменты (образ попа, приходящего мимо безобразий Троекурова), но эти произведения всегда были среди самых читаемых и цитируемых. Рассказы Чехова "Хирургия" или Шукшина "Верую" вообще антиклерикальные. Хорош поп, который танцует в подпитии "Барыню" и припевает "Верую в химизацию, электрификацию..."!!! Задача литературы - не свидетельствовать о Боге, а быть быть голосом самого народа. Не случайно, нации, не имеющие собственных литературных памятников, считаются малокультурными и неразвитыми.
Вятчанин / 29.09.2016, 05:57

3. Ответ на 2., Потомок подданных Императора Николая II:

Ох, уважаемый Павел, как некрасиво лукавите.

Уважаемый Владимир, я понимаю, что для Вас всё советское свято. И книжки научно-популярные, где весь текст был просто иллюстрацией того, какие попы плохие; и книжки исторические, где читателю втолковывали то, какой у нас кровавый был Государь. 25 лет назад казалось, что всё это в прошлом. Нет. Всё это никуда не делось и, похоже, никуда не денется. АА потому труды ленинско-марксистских писателей вновь востребованы. В том числе и Бушин. А обычный патриот сейчас не менее антиклерикален, нежели средний либерал. И Бушин сделает всё для того, чтобы ряды безбожников не редели. И Вы, увы, тоже, воспевая СССР. Потому что разумная грань давно позади. Разумная грань - это принятие того, что Социалистический эксперимент паразитировал на присущем Православию Русскому чувству сострадания и коллективизма. Советский Союз - это не икона, не образец, а просто один из обусловленных исторически вариантов развития, возможных для ХХ века. Для Вас же, похоже, не так. Думаю, если красному патриоту предложить выбор: Ленин или Христос, то, на самом деле, особых колебаний-то и не будет.
Павел Тихомиров / 29.09.2016, 05:07

2. Ответ на 1., Павел Тихомиров:

Подрастает и крепнет новая поросль пламенных ленинцев-марксистов, которые ненавидят Христианство не меньше всяких либералов.

Ох, уважаемый Павел, как некрасиво лукавите. Бушин, автор статьи, кажется, гораздо старше Крупина. Бушин известный критик, его ненавидит вся либерал-власовская рать. А сам Крупин признавал его заслуги.

1. Красные патриоты тоже поглумились над Крупиным

http://www.nakanune.ru/articles/112098/ А вот это - ссылка на глумливенькую статью, которую опубликовали красные патриоты на портале Накануне.ру. Подрастает и крепнет новая поросль пламенных ленинцев-марксистов, которые ненавидят Христианство не меньше всяких либералов.
Павел Тихомиров / 28.09.2016, 22:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Михайлович Карпунин
На кладбище
Стихи
10.04.2025
Маска
Рассказ
28.03.2025
Чемпион
Рассказ
03.03.2025
Морфиновая помпа
Памяти моей жены киносценаристки Виктории Евсеевой
28.01.2025
Все статьи Геннадий Михайлович Карпунин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от С. Югов
24.06.2025 16:13
Священные смыслы Парада Победы
Новый комментарий от С. Югов
24.06.2025 16:04
Тяжело жить в Зазеркалье
Новый комментарий от Игорь Бондарев
24.06.2025 15:24
Трамп открыл ящик Пандоры
Новый комментарий от Русский танкист
24.06.2025 15:17
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от учитель
24.06.2025 14:49