Отклик на дискуссию об апокатастасисе

0
795
Время на чтение 5 минут

Дорогие братья и сестры! Будучи постоянным читателем Русской народной линии, а иногда и автором РНЛ, я с горечью в сердце читаю материалы, касающиеся дискуссии  на тему концепции апокатастасиса.

С горечью, потому что тема эта вызвала у глубоко уважаемых мною людей весьма сильные и зачастую негативные по отношению друг к другу эмоции.

В связи с этим я - мирян и весьма грешный человек - дерзаю высказать свое суждение по предмету дискуссии.

Сразу хочу сказать: приводимые отцом Георгием Городенцевым цитаты весьма и весьма прямы и с трудом допускают какие-либо толкования. Сказано «в муку вечную», и трудно что-то возразить, особенно если представляешь себе какого-нибудь сатаниста или маньяка типа Чикатило.

Это так.

Равно как и очень опасно проповедовать «всепрощенчество» среди неокрепших умов: даже некий внутренний опыт говорит нам о том, что существует бездна, падение в которую реально, и избежать этого падения возможно лишь при тяжелой работе над собой без всяких «разрешений на грех» (а «индульгенцию» самому себе человек, стремящийся соблюдать заповеди из страха боли и ада, вполне может  выдать, если решит, что «все равно спасемся»).

И все-таки есть кое-что еще.

Сначала приведу цитату из материала уважаемого отца Георгия Городенцева, размышляющего о концепции апокатастасиса: «Это мнение ныне высказывается, по крайней мере, в двух видах: в лжеучении профессора А.И.Осипова о "двух линиях", а также в форме мнений разных церковных и около церковных интеллигентов, считающих, что "Бог - это только любовь", поэтому, мол, Он не может обрекать даже самых окаянных грешников на страшные вечные геенские муки».

Как я понимаю, не соглашаясь с теми, кто считает, что «Бог - только любовь», отец Георгий указывает на то, что Он - еще и в равной мере справедливость, и наказание и т.д.

Однако же «Бог - это любовь»,  сказал Апостол Иоанн, ведь «любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1-е Иоанна 4: 7,8).

Это значит, как я понимаю, что любовь - это основное, главное качество Бога, Его суть.

Напомню слова из Первого Послания Апостола Павла Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.  И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуемкогда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор.: 1-13).

Итак, мы ясно, тоже без всяких двусмысленностей видим, что и ангельское состояние - ничто без любви.

Получается, что и маленький Чикатило был с Богом, ведь  «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14). И получается, что, будучи ребенком, он был сопричастен Ему, то есть имел, а «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (МФ, 25:29). Что же, Чикатило (а это касается и каждого из грешников), ребенком будучи с Богом («имея»), уже был «запрограммирован» на геену огненную, на вечные муки? Я не верю в это. А почему тогда свободный выбор его, изначально имеющего сопричастность с Богом (именно Царствие Божие), души оказался столь пагубным, в отличие от выборов многих других людей? Я не знаю ответа на этот вопрос. Но я верю и знаю, что есть недоступные нам до конца времен великие и страшные тайны Божии, и нам, людям, можно постичь их только с посредством любви.

Мы помним слова Христа: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф,. 22: 38-40).

И я думаю, что, если стараться следовать этим двум заповедям, то нам будут открываться ответы на эти вопросы, в том числе и вопрос о судьбе тех, кто будет в «геене огненной», она же «тьма внешняя»: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 12).

Ведь если человек совершил хоть одно доброе дело, то к нему относятся слова: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7: 18).

Значит ли это, что бессмертная душа ребенка Чикатило порабощена силами сатаны, но в  своей сути остается погубленной, но неповрежденной (и изначально сопричастной Богу в любви)? Может ли быть так, чтобы эта душа, имеющая опыт сопричастности с Богом (а сопричастность всегда взаимна), никогда (никогда!) не придет к своему Создателю? Я не буду и не могу отвечать здесь на эти вопросы. Слишком страшны и запредельны тайны Господа Бога нашего. Но я знаю, что если деятельно верить в то, что Бог - это любовь, и, прежде всего, любовь, то многое откроется нам, причем не теперь, а в конце времен, ибо даже Апостол признавал: «мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем».

А на страхе  (если это не страх огорчить Христа и всех душ любящих) трудно основать себя, когда придет черед испытания огнем: «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (Кор. 3:13-15).

Нас объединяет любовь, а не рассуждения о том, что будет, ибо «любовь все покрывает, всему верит, всего надеется». Каждый из нас не совершен в любви, так  постараемся же поддерживать друг друга в главном: в утверждении любви и в противостоянии злу (греху). Ведь великие святые были искренними, когда называли себя «страшнейшими грешниками», надеясь при этом на спасение.

Поэтому я прошу вас, братья мои во Христе, путь исчезнет опухоль гнева, и, отвечая на вопрос о том, спасутся ли все, быть может, мы вспомним:  «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 26).

Ведь не зря в утренних молитвах мы просим:  «Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 9., Пионер Петров:

Я не знаю. кто прав в этом споре и не решаюсь делать выводы. У меня только несколько вопросов.1. Вот я выхожу на улицу, смотрю на тысячи моих сограждан, умножаю их число на миллиард (и самого себя вижу, безнадёжно затерявшегося среди этих миллиардов) - и думаю: "Все мы, миллиардными колоннами пойдём в ад! Святых среди нас нет, особо праведных тоже, - все мы злы, жадны, жестоки и т.д. Оправдаться нам нечем. По справедливости мы будем гореть в аду". Так вот - неужели Бог, Который есть Любовь, распространяет свою любовь только на несколько сот тысяч (за всю историю мира) святых? На большее Его не хватит?2. Неужели мы, тысячи миллиардов грешников, жили на земле только для того, чтобы гореть в аду, чтобы своим пламенем не давать замёрзнуть праведникам в раю? 3. Нет, я понимаю, что милость Господня велика, и что Он может кого-то из нас сверх справедливости помиловать. Но почему же некоторых, а не всех?

Спросите у Оригена.

15. Ответ на 10., Александр Ан:

Совершенно верные, зрелые и достойные мысли высказаны автором. Любой верующий человек, считаю, должен пройти через подобные размышления! И, естественно, учение Оригена достойно изучения и рассмотрения его самым внимательным образом! И факт отлучения его от церкви не должен быть препятствием к этому, так же, как отлучение от церкви великого русского писателя Льва Толстого не должно быть препятствием, скажем, к прочтению "Войны и мира". Я сам прошёл через подобную муку размышлений. И пришёл к выводу, что Ориген прав! Все в конце концов ОБЯЗАНЫ снискать спасение! И все - приблизительно равными количествами страданий и притерпений! Иначе придётся прийти к странному выводу о возможном браке в творчестве Самого Совершенного Существа! В этом и заключается смысл учения Оригена об апокатастасисе и метемпсихозе! Ибо только с этих мировоззренческих позиций получаются ответы на многие "неразрешимые" карамазовские вопросы теодицеи!

Ориген прав? Отлично, не забудьте сообщить ему об этом.

14. Ответ на 11., Kiram:

А Вы в курсе, что Толстой был отлучён от Церкви не за "Войну и мир", а по собственной просьбе не считать его членом Церкви? Это его воля. А Ориген именно за своё учение. Почувствуйте разницу. Церковь не права? То есть Вы не в Церкви?

Ну, давайте ещё будем выяснять кто и за что были отлучены от Церкви. Суть вопроса ведь не в этом, а в том, что следует и в самой Церкви,а не только лишь в околоцерковном бурлящем мирском море, стараться как можно шире подходить к подобного рода вопросам! Ведь подобным (обсуждаемым) взглядам есть подтверждения и в самом Святом писании, которые церковный официоз не замечает, высокомерно проходит мимо! Ваш вопрос о правоте Церкви удивляет. И если Вы его ставите, то должны бы были знать, что в двухтысячелетней истории христианства церковь по весьма многим вопросам была неправа и находилась в заблуждении! Признавала свои ошибки! Церковь состоит из людей, которые могут ошибаться!.. Касаемо последнего Вашего вопроса, то мне нетрудно сообщить о себе, что я крещённый православный верующий человек. Что касается т.н. "воцерквлённости", то с этим сложнее... Но это ведь и не обязательное условие для спасения, не так ли?
Александр Ан / 19.10.2016, 06:32

13. Нас объединяет любовь

в свальном грехе тоже всех объединяет любовь, опросите свидетелей, они вам скажут что любят друг друга. Плюньте мне в лицо если они скажут по другому....
eka / 18.10.2016, 18:36

12. Ответ на 7., М.Яблоков:

е предопределяет того, что находится в свободной воле человека

«Воздатите кесарева кесареви и божия богови»,Нельзя то что нужно отдать Богу, отдавать кесарю.... волю нельзя отдавать кесарю, волю нужно отдать Богу....
eka / 18.10.2016, 18:28

11. Ответ на 10., Александр Ан:

учение Оригена достойно изучения и рассмотрения его самым внимательным образом! И факт отлучения его от церкви не должен быть препятствием к этому, так же, как отлучение от церкви великого русского писателя Льва Толстого не должно быть препятствием, скажем, к прочтению "Войны и мира".

А Вы в курсе, что Толстой был отлучён от Церкви не за "Войну и мир", а по собственной просьбе не считать его членом Церкви? Это его воля. А Ориген именно за своё учение. Почувствуйте разницу. А Вы предлагаете это учение принимать. И пришёл к выводу, что Ориген прав!

Соответственно Церковь не права? То есть Вы не в Церкви?
Kiram / 18.10.2016, 14:29

10. Достойные мысли

Совершенно верные, зрелые и достойные мысли высказаны автором. Любой верующий человек, считаю, должен пройти через подобные размышления! И, естественно, учение Оригена достойно изучения и рассмотрения его самым внимательным образом! И факт отлучения его от церкви не должен быть препятствием к этому, так же, как отлучение от церкви великого русского писателя Льва Толстого не должно быть препятствием, скажем, к прочтению "Войны и мира". Я сам прошёл через подобную муку размышлений. И пришёл к выводу, что Ориген прав! Все в конце концов ОБЯЗАНЫ снискать спасение! И все - приблизительно равными количествами страданий и притерпений! Иначе придётся прийти к странному выводу о возможном браке в творчестве Самого Совершенного Существа! В этом и заключается смысл учения Оригена об апокатастасисе и метемпсихозе! Ибо только с этих мировоззренческих позиций получаются ответы на многие "неразрешимые" карамазовские вопросы теодицеи!
Александр Ан / 18.10.2016, 11:42

9. Re: Отклик на дискуссию об апокатастасисе

Я не знаю. кто прав в этом споре и не решаюсь делать выводы. У меня только несколько вопросов. 1. Вот я выхожу на улицу, смотрю на тысячи моих сограждан, умножаю их число на миллиард (и самого себя вижу, безнадёжно затерявшегося среди этих миллиардов) - и думаю: "Все мы, миллиардными колоннами пойдём в ад! Святых среди нас нет, особо праведных тоже, - все мы злы, жадны, жестоки и т.д. Оправдаться нам нечем. По справедливости мы будем гореть в аду". Так вот - неужели Бог, Который есть Любовь, распространяет свою любовь только на несколько сот тысяч (за всю историю мира) святых? На большее Его не хватит? 2. Неужели мы, тысячи миллиардов грешников, жили на земле только для того, чтобы гореть в аду, чтобы своим пламенем не давать замёрзнуть праведникам в раю? 3. Нет, я понимаю, что милость Господня велика, и что Он может кого-то из нас сверх справедливости помиловать. Но почему же некоторых, а не всех?
Пионер Петров / 18.10.2016, 10:48

8. Ответ на 6., Владимир Анциферов:

А насчёт того,"запрограммирован"-ли какой-либо человек,в частности Чикатило,изначально на вечные муки в геене,есть прямой ответ в Откровении Иоанна "И поклонятся ему все живущие на земле,которых имена не написаны в Книге Жизни у Агнца,закланного от создания мира".(Откр.13:8). Получается,что изначально уже Богом написана Книга Жизни.

Какой бред...

7. Ответ на 6., Владимир Анциферов:

Вы какой-то кальвинизм здесь проповедуете... Даже католики анафематствовали утверждение о предопределении на вечные мучения. Тем более такого нет и никогда не было Православии. Имя человека может быть вписано в Книгу Жизни по крещении, а по после по грехам изглажено из нее. Бог все предвидит, но не все предопределяет; не предопределяет того, что находится в свободной воле человека. Божественные свойства предвидения и предопределения не тождественны.
М.Яблоков / 18.10.2016, 10:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Михайлович Богачев
Экстремистское поведение как «акт коммуникации»
Теолого-психологический анализ
08.08.2021
Психолого-педагогические особенности рассмотрения некоторых философских вопросов в рамках преподавания ОРКСЭ
Выступление на Всероссийской конференции «Эффективные стратегии реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": теория и практика»
19.12.2018
Либералы не вынесли русского языка
Совет Гражданского комитета возрождения образования и науки направил министру образования и науки Ольге Васильевой обращение в поддержку продвигаемого ею проекта ФГОС
30.03.2018
Все статьи Алексей Михайлович Богачев
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Человек
30.10.2024 18:49
Под покровом Калужской Иконы Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:55
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.10.2024 17:53
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 17:44
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:36
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Константин В.
30.10.2024 17:25
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Ленчик
30.10.2024 17:22