Данный материал - отклик на публикацию Н.В.Сомина «К дискуссии о термине «православный социализм»
Николай Владимирович - сугубый теоретик. Собственно говоря, он настолько теоретик, что его и критиковать как-то неудобно.
Вот, к примеру, вопрос: какой строй лучше всего соответствует духу Православия?
Ответ: социализм.
Вопрос: какой вариант социализма допустим с точки зрения православного человека?
Ответ: православный социализм.
И все материалы уважаемого Николая Владимировича строятся вокруг обоснования этих тезисов. Тезисы эти, с одной стороны, безусловно истинны. И оспаривать их не приходится. Но Николай Владимирович считает, что любая критика концепции православного социализма направлена против этих тезисов. Любой, кто с ним не согласен, стало быть, утверждает капитализм или не понимает, что для пользы дела социализм надо наполнить православным мировоззрением.
Между тем, это не так. Или не всегда так. Проблема православного социализма лежит не в сфере теории, вернее, не в той плоскости теоретизирования, в которой любит находиться Николай Владимирович. Проблема заключается совсем не в том, что идеи социализма не соответствуют православному духу. И не в том, что социализм при привнесении в него православных элементов станет хуже. Защищаемые Н.В.Соминым тезисы вполне устойчивы. Проблема в том, что православный социализм невозможен. Вот это замечательное учение об обществе, которое пропагандирует Николай Владимирович, невозможно реализовать.
И это - тоже теоретическая проблема. Необходимо показать не только, что православный социализм - красивая идея. И даже не только, что эта идея внутренне непротиворечива (тут уже возможна определённая критика). Надо показать, что эта идея имеет хоть какие-то реальные предпосылки. А таких предпосылок не просматривается.
Для того чтобы православный социализм был, необходим социалистический человек с православно-социалистической мотивацией. Грубо говоря, социализм могли бы построить святые люди. Теперь дело за малым: люди должны стать святыми. Массово. Это реально? Нет. Отсюда и возникают подозрение, что за идеей православного социализма стоит очередная инкарнация тоталитаризма. Поскольку добиться пробуждения православно-социалистической мотивации у людей нельзя, их надо к этому принудить. По крайней мере, ранее всегда так делалось: есть хорошая модель, для которой люди недостаточно хороши. Надо заставить их быть хорошими. Если так было всегда, почему теперь должно быть иначе? Сам Николай Владимирович не готов принуждать. Но этого и не требуется. Найдутся доброхоты и без него, была бы идея, достойная того, чтобы к ней тащить силой. Православный социализм выглядит вполне подходящей для этого идеей.
Если бы Николай Владимирович решал проблему, как можно построить чаемое общество на текущем человеческом материале, он бы действительно решал актуальную теоретическую проблему. Однако при такой постановке задачи, она становится нерешаемой. И Николаю Владимировичу заниматься ею не интересно: результата ведь всё равно не будет. Вот и приходится летать высоко, там, где теория не связана никакими ограничениями. Рисовать идеальный теоретический конструкт, конечно, приятно. Но это дело, в сущности, пустое. И в социальном плане, как мы видим, опасное. За что Н.В.Сомина и критикуют. И критику эту я лично считаю заслуженной.
33. Ответ на 22., Егоргий:
32. Андрей Карпов:
31. Ответ на 24., М.Яблоков:
30. Re: О природе критики концепции «православного социализма»
29. Re: О природе критики концепции «православного социализма»
28. Ответ на 25., Заграничный:
27. Ответ на 24., М.Яблоков:
26. Ответ на 20., Ник Ликашин:
25. Re: О природе критики концепции «православного социализма»
24. Ответ на 23., Lucia: