«Право таланта» или духовный произвол?

И.А.Ильин о «свободе творчества»

Новости Москвы 
0
644
Время на чтение 11 минут

Атмосфера современного искусства, отошедшего от Бога, от главного смысла бытия, от традиционных духовно-нравственных ценностей, являет собой атмосферу духовного болота, испаряющего яд. Утратив связь с Божественным началом, искусство перестает понимать истинный, высокий и священный смысл своего творческого служения - прорекать созданную Богом сущность мира и человека в нем, открывать доступ к высшим тайнам мироздания, в глубины Божиего домостроительства. Все более отчуждаясь от веры, от вечных истин христианства, сегодняшнее искусство перестает понимать, что есть добро и что есть зло, что есть добродетель и что есть грех. Утратив связь с Творцом, утрачивает оно и художественную совесть, то таинственное духовное мерило, из которого рождается внутреннее чутье художника - что можно сказать, изобразить, вообразить, художественно воплотить и что - не должно.

О таком, освободившем себя от духовного чувства и чутья искусстве выдающийся русский мыслитель и истинный патриот России Иван Александрович Ильин еще в начале 20-го века писал: «В искусстве отпадает "третье измерение" - художественности, священности, предметности; двумерная душа создает двумерное, пошлое, безбожное искусство и сама становится его жертвою».

Такое больное искусство не возвышает и не умудряет, не плачет со страждущим и не радуется прекрасному, не озаряет и не очищает. Искусство перестало быть служением. Оно стало игрищем, зрелищем, развлечением, удовольствием, соблазном. Оно не поет и не звенит, но шумит, рычит, потешается и хихикает.

Идя на поводу рыночного спроса и площадной моды, служа самым низменным, пошлым и низкопробным интересам и запросам балаганной толпы, сегодняшнее массовое искусство изобретает все новые и новые виды и средства раздражения и возбуждения человеческой души, утомленной духовной пустотою. И все эти громкие, яркие и шокирующие эффекты, весь этот треск, шум и щекотание нервов объявляются высокой художественностью и высшим смыслом искусства, претендующего при этом на власть над душами.

В закоулках и тупиках заблудившегося искусства, тужащегося создать новые художественные формы, рождаются все новые бесформенности. Правда, если модернисты начала 20-го века могли похвастаться пустотой своих новаторских конструкций, то сегодня эту пустоту явственно и зримо наполняет инфернальный смысл. Искусство все более и более поклоняется и служит злу. И требует себе в этом служении не только одобрения и аплодисментов, но и все большей и большей свободы - у государства и общества, Церкви, критики, слушателей, читателей, зрителей. Оно требует полной свободы во грехе и свободы в его распространении.

Это антихудожественное бесчинство и духовный произвол, это попрание и поругание истинного смысла искусства велеречиво и непререкаемо выдается за «свободу творчества», за право таланта на все, что только ему ни вздумается. «Ведь талант, - говорят, - не нуждается ни критериях ни в доказательствах. Он творит, и над ним нет судьи. Талантливому человеку все в его области позволено. И никакие законы про него не писаны»... Так таланту, возведенному на недосягаемую высоту, приписывается исключительное право на владение истиной. Якобы, именно талант и содержит сам в себе какую-то высшую истину, которая не может быть подвергнута ни критике, ни сомнению. Но так ли это?

«Достаточно ли одного таланта, чтобы искусство цвело прекрасными и неумирающими созданиями? - задается вопросом Иван Александрович Ильин в своей статье «Талант и творческое созерцание», обращенной к молодым поэтам. - Освобождает ли человека его талант от иных, может быть, больших и важных требований? Должны ли мы смолкать и преклоняться при появлении таланта или, наоборот, мы должны указывать ему на его повышенную ответственность, - ибо кому больше дано, с того больше и спросится».

«Талант, - пишет И.А. Ильин, - есть дар легко и быстро, ярко и метко выражать и воображать... Талант - далеко не все. Это не есть дар творческого созерцания. А для художественного искусства нужно и то, и другое.... Наличность таланта определяет не то, что человек создает, а как он это делает... Талант ничего еще не решает и не определяет: во всех сферах жизни он может служить ничтожному, мелкому, пошлому, порочному и злому: или просто корысти и успеху своего носителя. Талантливы клоуны в цирке; талантливы газетные куплетисты-рифмоплеты; есть талантливые шулера, талантливые демагоги, талантливые спекулянты... Талант сам по себе подобен хорошему фотографическому аппарату; он безразличен к тому, что через него идет. Он может так, но может и иначе: он столь же талантливо лжет, как и говорит правду; столь же талантливо защищает добро, как и зло...

Сам по себе, как умение выражать и отражать, талант беспринципен и пуст. Через него может проноситься самое разнообразное, разнокачественное, случайное жизненное содержание. Без творческого сердечного созерцания - умения узреть внутренним оком за поверхностью событий и явлений их потаенный, сокровенный, главный смысл, - он лишен собственного духовного опыта и выстраданного слова. И, строго говоря, - ему нечего сказать. Если художник не наполнит свой талант глубоким, значимым смыслом, талант его останется пустым и беспочвенным, лишенным таинственных родников духа. А без этого талант создает не более чем яркую видимость искусства... Сам по себе талант - пропускная инстанция. В лучшем случае - собственных страстей художника, его эпохи, его толпы, а иногда и просто его жизненной карьеры. В худшем - пропускная инстанция пошлости, цинизма, соблазна, грязи, растления, богоборчества, кощунства. Пропускная инстанция зла.

Сквозняк в душе художника не позволяет и при наличии таланта зародиться ни настоящему вдохновению, ни вдохновенному творческому созерцанию... Без этого человек может наделать на земле много крика и шума, свершить множество зла и пролить моря крови, свершить много ничтожного, позорного, пошлого - но великого он не совершит ничего; но к Божией ткани мира он не подойдет и ничего в ней не содеет; но смысла вселенной он не увидит и заданий человечества он не подвинет вперед ни на шаг... Без духовного созерцания талант - то же что природа без духа или слишком человеческое без божественного. А без божественного дыхания - какое же искусство?..» - заключает Ильин.

Так свободен ли и самодостаточен сам в себе талант, высокомерно присваивающий себе сан неприкосновенности, громко возмущающийся при словах критики или протеста, требующий от общества беспрекословной свободы и одобрения? Эта заносчивая и воинствующая требовательность забывает, что любая свобода подразумевает способность и решимость к ответственности, а любое право налагает ряд обязанностей.

«Да, свобода нужна искусству, как воздух человеку, - обращался к русской критике и русской эстетике И.А. Ильин. - Ибо свобода есть право творить по вдохновению, а не по принуждению и заказу. Но разве свобода вдохновения означает безответственность и вседозволенность? Разве художник, предоставленный своему вдохновению, имеет право на произвол и беспутство? Разве вдохновение есть художественная распущенность и бесчинство?..

Настоящее искусство, как и настоящая культура, начинается там, где эта пустота, беспринципность и безответственность кончаются: где начинается духовный опыт, духовное созерцание и вырастающие из них убежденность, вера, ответственность и духовная необходимость; где человек не торгует талантом, и осуществляет служение...»

Иван Александрович писал, что регулирующим и воспитывающим институтом в искусстве должна быть критика, задача которой - честно, доказательно, обоснованно и ответственно вынести суждение о ценности, значимости и уровне художественности того или иного произведения искусства.

«Бесспорно, никто не должен мешать художнику творить то, что ему нравится... Но ведь ему может "понравиться" и плохое, безвкусное, нехудожественное или, что еще хуже - растленное и растлевающее. Кто же смеет мешать нам устанавливать это, - то есть, что вот такой-то художник создал нечто плохое, нехудожественное или растлевающее?..

Трудно помешать и зрителю наслаждаться тем, что ему нравится, и хвалить нравящееся... Но ведь люди нередко наслаждаются и грязью. Кто же может помешать нам устанавливать это обстоятельство?..

Согласить людей в их вкусах, конечно, нельзя да и не нужно... Но судить об искусстве - судить в порядке ответственного служения - можно и должно,.. чтобы не распространяли ныне с успехом... эту теорию безответственности и практику вседозволенности в искусстве».

Отсутствие настоящей художественной критики И.А.Ильин считал большой бедой и опасностью для искусства. «Без настоящей художественной оценки, - писал он, - художники не совершенствуются... узаконивают свои художественные погрешности, несовершенства и пустоты, быстро успокаиваются на том уровне, на котором к ним пришел успех... То, что могло бы увести искусство и литературу с уровня рынка на уровень духа, качества, и, скажу прямо, священного служения - это именно настоящая ответственная и неподкупная, духовно-зрячая и философски обоснованная критика...»

И уж тем более необходимо вмешательство критики, когда в искусстве все искажено, выдумано ложно; когда извращенное - нормально, а нормальное - извращено; когда искусство попирает все законы художественно-прекрасного; когда властвует зло, распущенность, пошлость, безверие, безбожие и кощунство. Такое искусство надо нещадно разоблачать - и давно уже... И почему русская художественная критика, русская философия, русское богословие десятилетиями внемлет всему этому - и молчит? - писал Иван Александрович еще в 30-е годы прошлого столетия.

Художественная критика, считал Ильин, необходима не только художнику, но и тому, для кого создается художественное произведение - для внемлющей публики. Без настоящей критики читатели, зрители, слушатели перестанут видеть в искусстве школу национального духа, школу художественного вкуса, понимать, что искусство служит прежде всего священным целям, а не развлечению и потехе. Без такого воспитывающего института читатель, например, «наслаждающийся нехудожественной макулатурой, поощряет ее своими восторгами и своим спросом, являясь в таком случае сущим убийцей, медленным морильщиком истинного художества и великого искусства».

А ведь именно читатель, слушатель, зритель является той творческой силой, которая ставит последнюю точку в любом художественном произведении. Без его сердечного восприятия ни одно из них не может получить бытия. Художник и тот, к кому он обращает свое художество - силы взаимообратные. И без этой взаимосвязи, без этой художественной их встречи, искусство не может состояться. Читатель, зритель, слушатель - соучастник творческого процесса. От него зависит - состоится ли то, что осуществлено художником. Поэтому доля ответственности за то, каким будет искусство, падает и на того, к кому оно обращено. Требовать от художника глубины, духовности, значимости, истинной художественности его творений - законное и естественное право слушателя, читателя, зрителя. Истинные художники более прислушиваются к требовательной, ответственной критике, нежели к пустой и необоснованной похвале.

Есть, кроме критики и публики, еще и другие авторитетные силы, от которых зависит, каким будут искусство и культура народа - это Церковь и государство.

Церковь не может требовать от множества свободно дышащих и созерцающих индивидуальностей творения именно христианской культуры. Она творится не рассудком или принуждением, но духом, верою. Церковь как сила учительная, может только содействовать созиданию в человеке этого христианского духа, являясь творческой хранительницей, живым и авторитетным источником его, источником благодатной мудрости, жизненной силы и созидания.

В статье «Основы христианской культуры» И.А.Ильин писал: «Церковь "аполитична"... Но означает ли это, что Церковь не должна стоять в живом и творческом отношении ко всей культуре народа, как и к бытию Родины и нации и к государственному строительству? Отнюдь нет. И Русская Православная Церковь в истории, как всегда, и впредь будет поддерживать это отношение к культуре и государственности.

Церкви есть дело до всего, чем живут или не живут люди на земле. Ибо живая религия есть не "одна сторона жизни", а сама жизнь и вся жизнь. Все, чем живут или не живут люди - или уводит их от Царства Божия, или ведет их к нему; и Церковь может и должна иметь свое суждение обо всем этом, - открытое, авторитетное, ободряющее или осуждающее. Но это суждение должно иметь своим мерилом именно закон Божий и Царство Божие... Церковь вправе благословить и не благословить, она вправе анафематствовать. И в суждениях своих она должна блюсти полную религиозную свободу и независимость, не угождая людям и не приспосабливаясь, а если надо, то приемля и гонения...

Члены церковного союза подчинены государственным законам в своем внешнем поведении, но совесть их не подчинена никаким государственным велениям. И, произнося свои суждения и осуждения, Церковь отнюдь не вмешивается в политику и не стесняет культурного творчества людей, но пребывает в пределах созидаемого и блюдомого ею Царства Божия. Церковь призвана, Церковь обязана указывать людям - и царю, и чиновникам, и парламентариям, и гражданам, и ученым, и поэтам, и живописцам, и промышленникам, - то в личной беседе, то в проповеди, то во всенародном воззвании, - где именно их дела, их установления или страсти вредят делу Царства Божия. В этом ее учительная власть, от которой ее ничто и никто освободить не может...»

«При таком понимании дела Церковь, верная своему призванию, - пишет Ильин - не может относиться безразлично к тому, что именно делает государственная власть и какую именно культуру творит народ. Промолчит ли она, если в народе возникнут кровавые и жестокие игрища? Или если распространятся формы публичного разврата?.. Или если растленное искусство станет орудием всеобщего соблазна? Промолчит ли она, если правительство узаконит многомужество и многоженство? Или разрешит торговлю гашишем?.. И если Церковь на все это не промолчит, то будет ли это "вторжением в политику", в "царство кесаря" или стеснением культурной "свободы"? Нет, не будет, ибо Церковь судья во всем, на что падают лучи Царства Божия, не исключая и самых вопросов государственного устройства, включая все жизненно-культурное творчество народа».

Итак, И.А.Ильин обозначает культуру жизненно-важным вопросом государственного устройства. Значит - властное и ответственное внимание государства к культуре и искусству - это одно из направлений государственного строительства. Как источник внешнего порядка и мира, как опора и оборона своих граждан государство не может стоять в стороне от культуры и искусства, действующего в области душ человеческих. Это внимание власти - не есть карающий меч цензуры, грубо вмешивающейся в ткань художественного произведения. Это и не «социальный заказ», ставящий задачи и диктующий, что, как и когда сказать. Там, где начинаются цели и задачи, заканчивается искусство и начинается в лучшем случае морализаторство и сухое резонерство. А сам «социальный заказ» (лозунг, введенный теоретиками «Левого фронта искусства» в 1920 годах - О. Брик, В. Маяковский), делает художника равнодушным и слепым производителем, исполнителем, сведя на нет мировоззрение, творческое чувство и волю писателя.

Неверно было бы подходить к искусству с нехудожественными мерками, чуждыми ему: классовыми, партийными, социальными или какими бы то ни было другими. Искусство имеет свое измерение: измерение духовной глубины и художественного совершенства.

Искреннее, благожелательное и властное соучастие общества, государства и Церкви в жизни и созидании искусства - это та естественная и закономерная требовательность, которая взыскует от художника - существенного, глубокого, значимого смысла, духовности и подлинной художественности творчества; нелицемерного и ответственного служения в его истинном высоком смысле. Служения высшим, священным целям и идеалам, Богу, Отечеству и своему народу. Именно таким и было всегда в лучших своих проявлениях русское искусство.

Лариса Кудряшова, поэт и литератор

Источник: И.А.Ильин. «Одинокий художник». Статьи. Речи. Лекции. Москва. «Искусство». 1993
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Право таланта» или духовный произвол?

На редкость умная, глубокая, полезная и актуальная статья Ларисы Кудряшовой не нуждантся в комментариях, ибо последовательно и логично раскрывает суть всех проблем в искусстве -вчера, сегодня и завтра. Мысли И.Ильина, изложены здесь в такой последова-тельности и в таком контексте, кок будто бы они написаны сегодня для нашей печальной действительности, для нашей обезумевшей "эли- ты". когда выродилась настоящая серьёзная критика, когда мода на пошлость и вседозво-ленность стала обязательной, когда попираются лучшие традиции русского да и советского (в лучших своих образцах) искусства, сохраняющих в себе и свободу творчества, и глубокий духовный смысл, и простор для подлинного таланта. "Идя на поводу рыночного спроса и площадной моды, служа самым низменным, пошлым и низкопробным интересам и запросам балаганной толпы, сегодняшнее массовое искусство изобретает все новые и новые виды и средства раздражения и возбуждения человеческой души, утомленной духовной пустотою." И потому призыв вернуться к лучшим идеалам русского искусства сегодня, как никогда, сможет и должен образумить хотя бы тех, кто ещё не потерял совесть, не променял свой талант за чечевичную похлёбку...
Николаев. / 07.11.2016, 08:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лариса Пахомьевна Кудряшова
Свет святого Валаама
11 июля - День преподобных Сергия и Германа Валаамских
10.07.2024
Великий канон
Стихи
17.03.2024
Прощеное воскресенье
Стихи, которые стали песнями
15.03.2024
Все статьи Лариса Пахомьевна Кудряшова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.07.2024 23:41
Как Трамп обеспечит мир на Украине «за один день»
Новый комментарий от учитель
26.07.2024 21:59
За что воюют «украинцы»?
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 21:43
Церковь всегда одна
Новый комментарий от prot
26.07.2024 20:48
Элита России находится в неадеквате!
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:42
Тени бродят по планете, тени машиаха…
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:32