Суррогатное материнство. Какое-то странное сочетание двух совершенно неподходящих друг к другу слов. Первое имеет ярко выраженный отрицательный окрас: ненастоящее, ложное. От второго же веет теплом, добротой и благородством.
Хотя, если провести углубленный анализ, сочетание это покажется не таким уж нелепым. Суррогат, согласно толковому словарю, - предмет, лишь по некоторым признакам являющийся заменой настоящего. А материнство - это не только собственно состояние матери, но и свойственное ей сознание родственной связи ее с детьми. То есть, русский наш язык очень даже точно определил состояние вещей: материнство не настоящее, а лишь отчасти напоминающее таковое Только вот назвать этим неудобоприятным сочетанием - суррогатная мать - скорее хочется назвать заказчика, а не исполнителя этой странной «услуги». Формально вроде мать, но - не мать.
Заимствование из иностранного. Конечно, я немного слукавил на счет русского языка, ведь слово суррогат - заимствованное из латинского. Да и вообще, в английском языке, на котором нынче говорит все продвинутое человечество, это явление обозначается точно так же: «surrogate motherhood». Вот только режет ли оно слух англоговорящим гражданам - не знаю.
Западной модели мышления, принятой в наши дни за единственно правильную, свойственно механическое восприятие окружающего. Мы, вслед за англичанами и немцами, привыкли все классифицировать и упрощать. Бесконечную многогранность окружающего мира мы пытаемся впихнуть в какие-то понятные нам алгоритмы. Вместо творческого замысла Создателя - борьба за выживание, вместо любви и дружбы - партнерство, вместо семейных ценностей - права и обязанности родителей и детей.
Суть материализма, де-факто ставшего официальной мировой религией, заключается в том, чтобы доказать нам, что мы - животные, пусть и самые развитые, но все-таки - животные. А это значит, что все лишнее, что есть в человеке - честь, совесть, любовь и прочее - отпадает за ненадобность. Остается только партнерство и борьба за выживание. Механический мир делает из нас биороботов.
В этом же ключе надо понимать и появление суррогатного материнства. Материалисты видят в детях лишь биологическое продолжение родителей, а потому - не считают передачу «технической части» третьему лицу чем-то неприемлемым.
Но человек устроен бесконечно сложнее, чем мы хотим это воспринимать. Живые ростки души пробиваются сквозь все наносное - ошибочные знания, искаженное мировоззрение, принятые в обществе нормы - и тогда человек вдруг поступает вопреки тому, что ожидают от него теоретики материализма, поступает так, как ему естественно, по-человечески.
Русской цивилизации не свойственно примитивное материальное восприятие мира. Но, к сожалению, мы все больше идем на поводу у «продвинутого человечества».
Суррогатное материнство по-русски. Связь матери и ребенка начинается тогда, когда он зарождается в ее утробе, и к моменту появления младенца на свет их отношения уже проходят определенный этап развития, мама и дитя становятся родными друг другу не только телесно, но и духовно.
В одной из статей на обсуждаемую нами тему мне попался замечательный момент: «Суррогатное материнство в России не развивается в силу дороговизны, а также вследствие менталитета российских граждан - слишком часто суррогатные матери пытаются «отвоевать» неродного ребенка у биологических родителей».
Представьте себе: здоровая русская девка из вымирающей деревни приезжает в город по объявлению о наборе суррогатных матерей. У нее нет образования, нет профессии, она не очень умна. Все ее духовно-нравственное развитие - это телевизор, с его малаховым и сериалами о семейных дрязгах. При этом здоровья у нее, в отличие от городских барышень, хватит на десятерых детей, и еще останется. И вот она принимает «заказ». Но по мере того, как суррогатная мать носит в себе чужое дитя, из запрограммированного биоробота она постепенно превращается в Человека, в Мать, которая не приемлет противоестественное. Это мой ребенок! Заберите свои бумажки, отдайте мне дитя! Человеческое побеждает.
Мамы напрокат. Помнится, когда в России стоял вопрос об узаконивании этого самого суррогатного материнства, по телевидению, радио и в газетах были жаркие споры, обсуждения, дебаты. Были бесконечные возражения представителей Церкви, вечно мешающих прогрессу человечества. Тем не менее, закон приняли, и продажное материнство стало легальным.
Физическая сторона этого узаконивания не так уж важна. Услуги суррогатных матерей - удовольствие не для бедных, и те, кому они требуются, не остановились бы перед нарушением закона.
Но его духовная сторона - это то, что данный закон легализует торговлю собой, причем не только телом, но и чем-то большим. Материнство теперь продается. Оно стало обычным товаром на рынке услуг. На него повесили ценник и выставили на витрину. Ну а если это товар - то к нему применимы все законы рынка.
Вот материнство выставлено на продажу. Но спрос на него маленький - цена высока. Тогда появляются другие участники рынка, предлагающие данный товар на более выгодных условиях.
«Акция! Мама напрокат со скидкой! Только до 31-го!», «Суррогатные мамы из СНГ! Низкие цены!», «Не понравится - вернем деньги!».
Услуга дешевеет - закон рынка. Появляются недобросовестные исполнители, теневой рынок, криминал. Заключаются и расторгаются договора. Исполнители судятся с заказчиками, доказывая качество «товара». Заказчики, по сложившимся обстоятельствам, не забирают заказы... А куда девать побочный продукт - детей, остающихся после несостоявшихся сделок?
Это не злая ирония, а уже почти реальность. На канале ОТР недавно был репортаж о случае, когда будущие родители отказались от своего ребенка и оставили его суррогатной матери (которая, собственно, не была готова к материнству). Мотивировали это родители тем, что они на всякий случай договорились с несколькими суррогатными матерями. И ребенок у них уже есть, больше не надо, спасибо.
Конечно, пока это - скорее, исключение. Но что будет дальше?
Что будет дальше. В конце девятнадцатого - начале двадцатого веков в мире искусства появились всевозможные экспериментаторы - Малевичи, Шагалы, Маяковские... Тогда это было жутко оригинально - когда все «старомодные» художники стараются-выписывают академическую живопись, взять и намалевать черный квадрат на белом листе. Или, пусть даже и талантливо, перековеркать все размеры и рифмы и написать какие-нибудь «Стихи о советском паспорте». В мире Бунина и Бальмонта, Шишкина и Левитана это выглядело новой струей, было оригинально. Но в конце концов эта струйка превратилась в бурной поток, смывший настоящую красоту, затопивший нечистотами и дисгармонией оживлявшее души искусство. Сегодня прекрасные классические произведения все настырнее подменяются уродливыми композициями Марата Гельмана, Яна Фабра и иже с ними.
В наше время суррогатное материнство еще не имеет таких гротескных форм, каковые изображены выше, и супружеские пары, идущие на этот шаг, в большинстве случаев действительно не могут завести ребенка по состоянию здоровья. Но это сейчас, пока общество еще здорово. Этой противоестественной струйке еще предстоит стать бурной рекой, смоющей все. Смоющей самое общество.
Кстати, еще одна деталь. Не знаю, думают ли о ней покупатели суррогатных услуг. Как отнесется выросший ребенок к тому, что его носила под сердцем чужая женщина, причем за деньги? Не станет ли это для человека проблемой всей жизни?
Чудеса случаются. Так как же быть бедным мамам, желающим, но не могущим завести ребенка? Не тем, которые боятся растяжек на животе, или которым некогда ходить беременными, но ребенка ухасно хочется, а тем, кто по-настоящему нуждается?
Все наверняка слышали такие истории, когда родители, у которых долго не получается завести дитя, берут в семью приемного ребенка, и вдруг - о чудо! - жена после этого беременеет, не смотря на то, что с медицинской точки зрения это почти невозможно.
Обычно в таком случае говорят, что проснулся материнский инстинкт, и организм сделался способным к зачатию. Может оно и так, но я не медик, и потому хотел бы рассмотреть духовную сторону явления.
По моему твердому убеждению, Бог не дает детей тем, кто не готов их принять. Тем, кто еще не способен стать им Матерью или Отцом.
В Дивеево очень часто приезжают бесплодные пары. Кто-то посещает святое место формально - приложиться, искупаться, постоять, и - дальше. Может быть, в языческое капище или в буддистский храм. Есть даже у туркомпаний специальные «Детородные туры». Да-да, не смейтесь. Но кто-то, действительно, «вымаливает».
Для этого нужны не формальные действия, а искренние движения души. Те, кто сумел измениться, в чем-то покаяться, обрести решимость что-то больше не делать, те - не остаются неутешенными. Чудеса случаются, но не всегда становятся достоянием общественности, а остаются между просящими и Дающим.
Те матери, которые показали свою решимость быть таковыми, приняв чужое дитя, как свое, становятся способными получить следом и кровное дитя, и оно - дается им. Богу не жалко для нас ничего, но все дело в нас самих, не способных принять Его дар. Но вместо попытки исправить себя, мы идем наперекор, получая ребенка противоестественным способом и не понимая, что это в итоге обернется для нас (и для него!) трагедией.
Меня это не касается? Прочитав эту статью, и даже согласившись со всем изложенным, вы можете подумать: «Да, все правильно. Но меня же это совершенно не касается - я не собираюсь ни пользоваться, ни оказывать суррогатные услуги».
Это, конечно, правильно. И очень может быть, что эту статью никогда не прочитают те, кто эти услуги оказывает или заказывает.
Но кое-что почерпнуть из нее мы можем. Дело в том, что вышеизложенное правило, приведенное на примере «вымаливания» ребенка, действует не только в данном случае, а вообще.
Если мы чего-то страстно хотим, но нам оно не дается, значит либо мы к этому не готовы, либо у Бога есть для нас кое-что получше. Мы должны твердо себе уяснить, что если наши «хотелки» не даются нам должным образом, то не стоит добиваться их неестественным путем - сделаем себе только хуже. Нужно искать причины внутри себя, препятствующие получению просимого, если оно разумно, либо не бояться признаться себе в том, что оно неразумно.
Если мы (я, вы) будем следовать этому правилу, это повлияет на всех. Исправь себя, и исправятся окружающие. Внемли Богу - и услышишь Его. Поверь Ему - и он не посрамит твоей веры. Проси со смирением - и дастся тебе.
Впервые опубликовано в газете «Дивеевские колокола» №11 за 2016 год
1. Re: Мамы за деньги