Сейчас уже кажется, что это происходило бесконечно давно: горящие покрышки, заволакивающие небо черным дымом, обезображенная до неузнаваемости площадь украинской столицы, и эти озлобленные, измученные люди по обе стороны баррикад: с одной стороны - защищающие закон, с другой - опьяненные безумной свободой от него. Вроде бы одни и те же, совсем похожие, говорящие и думающие на одном языке... Неужели нельзя понять друг друга, всё обсудить, как-то договориться?..
Нет. Летят огненные бутылки, разбивают головы камни, крепнет ненависть. Но не от камней больно, не от смертоносных коктейлей. Гораздо больнее ранит слово, целя в самую душу.
Никогда мы не будем братьями,
Ни по родине, ни по матери.
Духа нет у вас быть свободными -
Нам не стать с вами даже сводными.
Вы себя окрестили «старшими»-
Нам бы младшими, да не вашими.
Вас так много, а, жаль, безликие.
Вы огромные, мы - великие.
А вы жмёте... вы всё маетесь,
Своей завистью вы подавитесь.
Воля - слово вам незнакомое,
Вы все с детства в цепи закованы.
У вас дома «молчанье - золото»,
А у нас жгут коктейли Молотова,
Да, у нас в сердце кровь горячая,
Что ж вы нам за «родня» незрячая?
А у нас всех глаза бесстрашные,
Без оружия мы опасные.
Повзрослели и стали смелыми
Все у снайперов под прицелами.
Нас каты на колени ставили -
Мы восстали и всё исправили.
И зря прячутся крысы, молятся -
Они кровью своей умоются.
Вам шлют новые указания -
А у нас тут огни восстания.
У вас Царь, у нас - Демократия.
Никогда мы не будем братьями.
Год назад, 22 февраля 2014 года, противостояние, взбудоражившее весь мир, закончилось. Майдан победил. Ненавистный президент изгнан, власть досталась тем, кто ее добивался.
Стихотворение, написанное молодой украинкой Анастасией Дмитрук в разгар тех событий, не может оставить равнодушным. Оно как нельзя лучше даёт представление о том, что происходит в умах и сердцах людей - таких же, говорящих и думающих на одном с нами языке...
Вы, наверное, уже заметили, что отношения между народами очень напоминают отношения между отдельными людьми в пределах какого-то социума. Ну, например, между учениками в школьном классе или солдатами одного подразделения в армии. Или между членами большой семьи. Хочу заметить: это не просто красивый пример, ведь странами управляет национальная элита - те, кто на гребне народной волны попал во власть и воплощает в себе и своей политике характер своего народа.
В общем, к отношениям между народами вполне можно подходить, вооружившись наукой психологией.
Давайте попробуем переложить нашу ситуацию с Украиной на обычную семейную историю. Не случайно ведь и стихотворение Насти начинается: «Никогда мы не будем братьями...»
Итак, Россия - старший брат, умудрённый жизнью, знающий цену всему и с высоты опыта сожалеющий о каких-то моментах в своем прошлом. Но «свою голову не приставишь», и младшая сестра-подросток, кажется, готова уйти из дому и наделать глупостей. Старший прекрасно понимает, что ждёт сестрёнку - такую юную и дерзкую, и такую родную - на выбранном ею пути, но - увы! Остановить её уже невозможно. Подросток хочет доказать своё «я». Да и авторитета братского маловато - ведь позади подобные ошибки, совершенные у сестры на виду.
Тут юная поэтесса - прямо готовый образ Украины.
Для смелости девочка не хочет вспоминать ничего из того, чем она обязана семье. Напротив, во всех неудачах обвиняется старший брат, ставший на пути к желанной свободе. Сам сидит в своих цепях, да еще меня не пускает!
«Духа нет у вас быть свободными -/ Нам не стать с вами даже сводными», - в исступлении подросток даже готов порвать кровные узы. И доказывает, что старшинство брата еще не значит, что он умней: «Вы огромные, мы - великие./ Вас так много, а, жаль, безликие».
Ну как же он, такой большой и умный, не может понять, как прекрасна свобода?! Ну конечно! Он же просто мне завидует! «А вы жмёте... вы всё маетесь,/ Своей завистью вы подавитесь».
Брат начинает понимать, что чем больше противодействуешь упрямому подростку, тем хуже будет, и пока сестрёнка не «нахавается» жизни, её ничем не переубедишь. Поэтому он молча убирает руку с косяка входной двери, и сестра, в сердцах хлопнув ею, покидает ненавистный родной дом.
«У вас дома «молчанье - золото»,/ А у нас жгут коктейли Молотова,/ Да, у нас в сердце кровь горячая,/ Что ж вы нам за «родня» незрячая?»
Сколько промается она, горемычная, со своей демократией да без царя в голове? Поймет ли свою ошибку, повзрослеет ли? Сможет ли победить гордыню и вернуться или так и сгубит себя на стране далече? Хочется верить в хорошее. Главное, что не ожесточилось братское сердце, ведь какая бы ни была - всё равно, родная кровь:
Да, вы - крайние, мы - бескрайние.
Но я рядом с тобой стою.
И я знаю, моя украинка,
Каково тебе на краю.
То бросаться на поле дикое,
То - под свастичную броню...
Если хочешь быть - будь «великою»,
Только дай сперва заслоню.
Ты напугана и растеряна
И не те говоришь слова;
Только грудью своей простреленной
Дай прикрою тебя сперва.
Я всегда это делал вовремя.
Но теперь времена не те.
И в когтях полосатых воронов
Ты не чувствуешь их когтей.
И забыла про наших пращуров.
И кричат в тебе боль и страх.
Мы с тобою - «родня не зрячая»,
Потому что глаза в слезах.
Но, обиду смахнув украдкою,
Я тебя к груди притяну,
И за счастье твоё, украинка,
Я пойду на твою войну.
Ты нашла во мне виноватого.
Я желаю тебе добра.
Никогда ты не станешь братом мне,
Потому что ты мне - сестра.
(Леонид Корнилов).
Павел Сушков, журналист, Дивеево