Многажды прославленная «зелёная революция» в Мексике и Индии на деле поставила сельское хозяйство этих стран под контроль американцев. Между тем, как раз в те годы, когда фонд Рокфеллера и его специалисты по агробизнесу внедряли в развивающихся странах технологии увеличения производства зерновых, в Советском Союзе также происходила «зелёная революция». Только имела она другие цели и совершалась другими методами...
В 1920- 30-х гг. в СССР (южных районах РСФСР и на Украине) широко возделывались различные сорта озимых мягких пшениц. Уровень урожайности их в те годы колебался в пределах 15-20 ц/га, выйдя на своё плато. Скрещивания имевшихся тогда местных сортов не давали более продуктивных форм и не устраняли один из основных недостатков - полегание растений.
Вдобавок, видный руководитель аграрной науки в России того времени академик Вильямс неодобрительно относился к возделыванию озимых культур, считая, что это является признаком отсталости в земледелии. Такое отношение определялось тем, что раньше обработка почвы и уход за посевами проводились с помощью тягловых сил лошадей и крупнорогатого скота. В результате, после уборки урожая озимых и яровых культур было трудно за короткий срок обеспечить обработку почв и посев новых озимых.
Однако в 1930-х годах в стране в массовом порядке стала производиться сельскохозяйственная техника. Для обеспечения доступа к ней колхозов и совхозов была создана сеть машинно-тракторных станций. Т.Д.Лысенко, тогдашний президент ВАСХНИЛ, талантливо оценил эти обстоятельства и разработал курс на реконструкцию сельского хозяйства, поставив одной из важнейших задач увеличение производства зерна озимых мягких пшениц. Он убедил Сталина в том, что новые условия сельскохозяйственного производства делают необходимым расширение посевов озимой пшеницы и проведение работ по её селекции, как в основных земледельческих районах СССР, так и на востоке страны. 5 января 1939 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли, на основе его предложений, постановление «О расширении озимых посевов и мерах повышения их урожайности в восточных районах СССР».
Поскольку возможности создания новых сортов из местных были практически исчерпаны, Т.Д.Лысенко предложил селекционерам применять мичуринский метод скрещивания географически отдаленных форм и отбора растений с нужными признаками.
Именно таким способом действовал кубанский селекционер П.П.Лукьяненко. Ежегодно он проводил 30-50 комбинаций скрещиваний, используя сорта, имевшие сложную наследственность: среди их предков были и короткостебельные японские, и высокоурожайные американские, и имевшие иммунитет к ржавчине австралийские. Из полученных гибридов он отбирал устойчивые к болезням, скороспелые, высокоурожайные, обладающие прочным стебелем и высокими хлебопекарными качествами.
Большим успехом П.П.Лукьяненко стал сорт Безостая 4, полученный скрещиванием выведенной им же Скороспелки 2 и украинской Лютесценс 17. Безостая была на 20 сантиметров ниже популярной тогда Новоукраинки и на 5-7% урожайнее её. В 1955 году П.П. Лукьяненко на основе Безостой 4 создал Безостую 1, ставшую его главным достижением. Она давала 35-40 ц/га на полях и порядка 60 ц/га на сортоучастках; имела короткий стебель; была устойчива к ржавчине; не осыпалась, что было особенно важно при механизированной уборке. Безостая 1 широко распространилась в нашей стране и за рубежом. В 1971 году Безостая 1 занимала в СССР 13 млн. га. Она была районирована также в странах Западной Европы, в Турции, Иране, Афганистане. Кроме того, Безостая 1 стала ценным источником в селекции, широко используемым и в настоящее время. В 1972 г. были районированы новые сорта селекции П.П.Лукьяненко Кавказ и Аврора. Символичной оказалась судьба П.П.Лукьяненко - родился он в 1901 году на пшеничном поле и умер в 1973 году также на пшеничном поле во время отбора лучших образцов пшеницы для дальнейшей селекции.
Фундаментальным приёмом выведения новых высокоурожайных сортов озимых пшениц стал с конца 1940-х гг. также рекомендованный Т.Д.Лысенко метод переделки яровых в озимые с помощью подзимних посевов. Именно таким способом действовал селекционер В.Н.Ремесло из Мироновки. У созданных им в 1950-х гг. сортов озимой пшеницы урожайность достигла 60-80 и даже 100 ц/га! В конце 1950-х гг. посевы пшеницы сорта Мироновская 808 селекции В.Н.Ремесло занимали свыше 7 млн. га в СССР, а в странах Восточной Европы в 1970 году она занимала более 3 млн. га.
Эти селекционеры, работавшие под руководством академика Т.Д.Лысенко, осуществили настоящую зелёную революцию озимой мягкой пшеницы в Советском Союзе, увеличив их урожайность в 3-5 раз!
Стоит сравнить с ней широко разрекламированную «зелёную революцию» на Западе. С середины 1940-х гг. фонд Рокфеллера инициировал в ряде развивающихся стран (Мексике, Индии,...) кампанию, ставившую целью радикальное увеличение производства основных продовольственных культур: пшеницы и кукурузы. Её поддержал бывший секретарь по сельскому хозяйству правительства Рузвельта, основатель фирмы Pioneer Hi-Bred Генри Уоллес. Методы повышения производства зерна включали: создание и внедрение более урожайных короткостебельных сортов пшеницы и двойных межлинейных инцухт-гибридов кукурузы; массированное использование химических удобрений; осуществление крупных ирригационных проектов. Результаты были впечатляющими - удвоение или даже утроение за десятилетие производства пшеницы и кукурузы в Мексике, Индии, Пакистане. Однако эта «зелёная революция» имела существенные побочные эффекты. Во-первых, в ходе её реализации использовались огромные количества гербицидов и пестицидов; в известной степени она была «химической революцией» (Так, в Пакистане за 1960-е гг. потребление химических удобрений выросло в 10 раз). В результате многие поля были истощены, отравлены и вышли из сельскохозяйственного оборота. В регионах Индии, где «зелёная революция» наиболее интенсивно внедрялась (Пенджабе и др.), был отмечен существенный рост числа онкологических заболеваний. Во-вторых, аграрный сектор этих стран попал в зависимость от американских нефтехимических компаний, производивших удобрения и гербициды, и от семеноводческих фирм, поставлявших на рынок семена гибридной кукурузы. (В отличие от сортов, дающих в последующих поколениях урожай, подобный урожаю родителей, урожай гибридов уже во втором поколении значительно ниже. Поэтому фермерам приходилось закупать их семена каждый раз заново). Таким образом, внедрение методов западной «зелёной революции» в развивающихся странах поставило местных фермеров, особенно крупных, в зависимость от иностранных компаний, а контроль над производством продовольствия в этих странах стал переходить от традиционных автономных семейных фермерских хозяйств к ТНК.
В отличие от Запада, в СССР увеличение урожайности озимых пшениц было достигнуто селекционерами естественными способами, оно не потребовало массовой химизации почвы и не повлекло за собой образования зависимости крестьянских или колхозных хозяйств от семеноводческих фирм. Это находилось в согласии с общим стремлением представителей школы Т.Д.Лысенко (называвшихся тогда мичуринцами, или агробиологами) решать задачи повышения урожайности, защиты растений и пр. естественными, «согласованными с природой» способами. Бригадир колхоза «Кубань» Усть-Лабинского района Краснодарского края, Герой Социалистического труда М.И.Клепиков отмечал: «При высоком уровне агротехники она (химия) почти не нужна. Да, агробиологические методы дороже химических. Но поставим вопрос иначе: какова цена нашей ответственности перед последующими поколениями?... в ограниченных и строго контролируемых пределах химия нужна и полезна, но первенство на колхозных полях должно остаться за агробиологией» (Клепиков М.И. «Земля в долгу не останется», М., 1976 г., стр. 196-197.).
2. Re: «Зелёная революция» по-русски
1. Re: «Зелёная революция» по-русски