Под таким названием на Интернет портале «Русская народная линия» была опубликована статья Анатолия Степанова, главного редактора РНЛ и председателя «Русского Собрания». Анатолий Дмитриевич предложил общественному сознанию делать различия между Николаем II и Керенским, между Сталиным и Лениным. По его мнению, личности Николаем II и Сталина можно объединить идеей созидания во благо России, а личности Керенского и Ленина - идеей разрушения основ государства. Отчасти это верно, но только при таком подходе проблема не исчерпывается.
Автор статьи делает вывод: «Примирить "красных" и "белых" - значит предложить обществу вместо "красной" и "белой" общую русскую идеологию и русское понимание нашей трагической истории ХХ столетия». С этим утверждением трудно не согласиться, однако, требуется понимание всей отечественной истории, творивших её личностей и народных масс.
Понимание не с позиций однополушарного мышления, видения исторической эпохи только в чёрных или только в розовых красках, но понимание системное, с учётом всех противоборствующих тенденций. Примирить нынешних оппонентов может лишь правдивое, непредвзятое изучение истории и правдивая оценка исторических личностей.
Вначале рассмотрим это на примере Имперской эпохи. Каковы её неоспоримые достижения?
- Выдающиеся полководцы и флотоводцы, примером для которых послужили Александр Суворов и Фёдор Ушаков. До сих пор как нельзя более актуальны слова императора Александра III, что лучшие друзья России - это её армия и её флот.
- Огромные достижения в области литературы, культуры, живописи, музыки, науки и техники. Здесь можно перечислять сотни и тысячи имён, читателям они хорошо известны.
- Вершинные результаты системы воспитания в дворянских, купеческих и крестьянских семьях.
Для лучших представителей дворянского сословия почётной была служба в армии, закалка и тренировка тела с малых лет, непреложный кодекс чести, умение вести себя в обществе, умение хорошо разбираться в литературе и искусстве, танцевать бальные танцы, быть рыцарями по отношению к женщинам. Знатнейший аристократ старый князь Болконский и небогатый дворянин Гринёв, провожая своих сыновей в армию, дают им одинаковые наказы - беречь честь смолоду.
Купеческие дети воспитывались прежде всего в духе честности: честное слово купца стоило намного дороже любого векселя. В дилогии П.И.Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах. На горах» есть эпизод, когда известному в Заволжье купцу Патапу Чапурину срочно понадобились деньги для погашения долга. Стоило ему обратиться к народу, как тотчас же накидали ему полную шапку денег, зная, что Патап вернёт всё сторицей. В замечательном романе Ивана Шмелёва «Лето Господне» мальчик Ваня, росший в семье богатого подрядчика, с детства впитывал в себя лучшие православные и купеческие традиции.
В крестьянских семья воспитанием сыновей занимались отцы, а дочерей - матери. Детей воспитывали на собственном примере. К семнадцати годам крестьянский парень осваивал свыше сорока ремёсел: он мог быть пахарем, плотником, шорником, кузнецом, гончаром и всё такое прочее. Шестнадцатилетняя девушка могла ткать, шить, вязать, печь хлеб, готовить соленья да варенья - словом, уже была полной работницей в доме. В моей статье речь не идёт о возврате к натуральному хозяйству: это невозможно, да и не нужно в нынешних условиях. Но современные молодые люди, вступая в брак, должны обладать элементарными навыками домашней работы.
- Несомненным достижением эпохи была демографическая ситуация: по пять-шесть и более детей было и в семьях государей-императоров, и в дворянских, купеческих и крестьянских семьях.
Каковы провалы Имперской эпохи, те, что привели её к краху в 1917 году?
- Трагедия церковного Раскола середины семнадцатого века повлекла за собой подчинение Церкви государству, секуляризацию, упрощение служб и обмирщение священства. Духовный надлом, пережитый Русской Православной Церковью, нашел многочисленные отклики в отечественной литературе и культуре. В пушкинской сказке «О попе и его работнике Балде» справедливое возмездие получил сатирически изображенный жадный и алчный поп. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» священники обманывали Пьера Безухова во время его поездки по собственным имениям. В рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре» красноречива фраза, что «духовенство стеснялось при нем (Беликове) кушать скоромное и играть в карты». Выпады в адрес служителей церкви можно обнаружить во многих рассказах и повестях русских писателей «серебряного века»: И.А.Бунина, Л.Андреева, А.И.Куприна, И.С.Шмелева и других. В романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» примечательна эпизодическая фигура переболевшего сифилисом попа Виссариона.
Не оставались в стороне и художники-передвижники: картина В.Г.Перова «Сельский крестный ход на Пасху» с изображением пьяных церковнослужителей основательно подорвала и без того ослабший авторитет Церкви в обществе, да и сама эта Церковь перестала защищать и отстаивать интересы народа. В стране стремительно нарастали революционные и атеистические настроения.
Крепостное рабство, презрение к простому человеку, социальный расизм эпохи правления Романовых, запоздалое и не устраивающее крестьян решение земельного вопроса привели Россию к разгулу террора во второй половине ХIХ века и к революции 1917-го года, повторившей французскую революцию 1789-1794-х годов в масштабах, несоизмеримых по своим трагическим последствиям. При всех неоспоримых достижениях эпохи к концу её взяли верх разрушительные тенденции.
Каковы достижения и провалы Советской эпохи? Какой должна быть верная оценка её исторических личностей?
В настоящее время наибольшим нападкам подверглась личность В.И.Ленина, которую ни в коей мере нельзя воспринимать однозначно. Мировоззренческие установки Ленина стали прямым продолжение теоретического наследия К.Маркса и Ф.Энгельса.
Одно из главных утверждений, сделанных классиками марксизма, верно и по сей день: «Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23. с. 770). Олигархат во всём мире и ныне действует именно так, стремясь к господству «золотой сотни тысяч».
Один процент населения Земли владеет львиной долей всех богатств планеты, что является чудовищным перекосом в распределении материальных благ и подтверждением правоты Маркса, Энгельса и Ленина. Характерно, что нынешняя молодёжь с Китае и странах Латинской Америки внимательно изучает труды Маркса и Ленина, протестуя против всевластия сверх богатых людей.
Повторяю, что нельзя подходить к оценкам исторических личностей с позиций «однополушарного мышления». Этот термин был предложен доктором философских наук Михаилом Капустиным, ещё в начале 1990-х годов. Ученый поначалу упомянул о редком заболевании головного мозг, в процессе которого выключается и перестаёт функционировать одно из его полушарий. Заболевший человек продолжает жить и работать, но мировосприятие его резко перекашивается, становится крайне узким, однобоким, не способным к дальнейшему развитию.
Однако, отключение второго полушария может стать результатом не только болезни, но и целенаправленного идеологического воздействия на человека, своего рода зомбирования, истоки которого кроются в семье, школе и обществе. Мировосприятие человека, как утверждал учёный, должно быть полноценным, а не половинчатым, не урезанным: материальное должно дополняться идеальным, временное (настоящее) - вечным, человеческое - идеей Бога, телесное - духовным, духовное - душевным и так далее.
Личность Сталина люди с «однополушарным мышлением» до сих пор воспринимают исключительно либо в зловеще чёрных, либо в радужных тонах. Чтобы иметь о нем адекватное представление, важно понять, каким трагическим было начало советской эпохи. Поэт и публицист Станислав Куняев так писал об этом в одной из своих статей: «В то время, когда одна часть политической элиты коммунистов пыталась добить и разрушить всё, что не удалось разрушить во время революции, ей противостояла другая часть политической элиты, которая сопротивлялась процессу разрушения. И война между этими силами должна была идти не на жизнь, а на смерть. 1937-й год стал рубежом». Страшно подумать, какая судьба ожидала бы Россию и все её народы, если бы победил Троцкий и его сторонники, так что России повезло на Сталина: в его лице Господь спас нашу страну.
Достижениями Советской эпохи стала всеобщая грамотность, возможность талантливым выходцам из рабочих и крестьян получить высшее образование и в полной мере реализовать свои способности. Этим обусловлен был расцвет науки и техники, подлинный прорыв по многим направлениям. Идеология Советского Союза направлена была на служение Отечеству, что обусловило нашу победу в Великой Отечественной войне. Литература и искусство воспевали добро, справедливость, человечность в лучших традициях русской классической литературы.
В то же время отказ от тысячелетнего наследия исторической России, от национальной и религиозной сущности каждого человека и народа, от государствообразующей роли русского народа привёл к нравственным перекосам в сознании людей, к росту западнических настроений у неукоренённой части интеллигенции и правящей верхушки да к возобновлённому культу «золотого тельца». Победили негативные, разрушительные тенденции, в результате чего наши потери в преступные 90-е годы намного превзошли потери в годы Великой Отечественной войны.
В настоящее время на наших глазах происходит всё та же непримиримая схватка двух ведущих тенденций в развитии страны: разрушительной и созидательной. На карту, без преувеличения, поставлено будущее России. Если и на сей раз победят разрушители, то страна превратится в ряд мини-территорий колоний, а население её сократится до пятнадцати миллионов человек - для обслуживания колонизаторов. Поэтому давно пора отказаться от предвзятого взгляда на отечественную историю, давно пора примирить «красных» и «белых» ради главного дела, ради спасения общего нашего дома - России с её уникальной православной цивилизацией.
38. Ответ на 22., Заграничный:
37. Ответ на 36., Silvio63:
36. Ответ на 35., Lucia:
35. Ответ на 34., Заграничный:
34. Ответ на 30., Андрей Карпов:
33. Re: Как примирить «красных» и «белых»
32. Re: Как примирить «красных» и «белых»
31. Ответ на 25., ortodox:
30. Ответ на 22., Заграничный:
29. Ответ на 23., Анна де Бейль: