Русский капитализм

Генассамблея ООН по Украине 
0
1350
Время на чтение 6 минут

Представление о труде, согласно святому отцу Русской Церкви, преподобного Серафима Саровского, есть деятельное «стяжание Духа Святаго», преобразование или обожение личности православного человека, так труд является свободным, он независит от социально-экономических условий, а только от изъявления воли человека идти к Богу, обязательно деятельно, его стремления к обожению души и тела.

Так в корне меняется смысл таких понятий и определений политэкономии как то, - «производительность труда», «повышение производительности труда», «стимулированиетруда», «трудовые ресурсы» и т.д. Так стимулировать труд человека вставшего добровольно по духовно-нравственному устремлению на молитвенную работу или разговор с Богом, не нужно. Так как такой труд, по всей очевидности есть самый производительный труд в мире. Например, специальная наука «Экономика труда», должна была бы рассматривать категорию «труд» как добродетель, способствующую духовному воспроизводству «нового» человека через обретение Православной Веры, как откровение Бога человеку, воссоединение человеческой личности с ее Творцом, а для православных с Христом, Творцом и Духом Святым.

В настоящее время практически всем ясно, что Россия находится в кризисе, который характеризуется системным характером и широтой охвата, хотя надо признать, что очень много сделано за последние годы. Первой причиной его является кризис духовный, в результате социальных катаклизмов XX века, отрыва от корней и традиционных оснований российского бытия, нашим народом потеряно национальное самосознание. В основной своей массе такой народ имеет довольно смутное представление о влиянии Божественного Промысла или духовных законов на хозяйственную и социальную жизнь. Российским, украинским и белорусским народом отчасти утеряно понимание духовности в православной традиции, что негативно сказывается на социально-экономическом, политико-правовом и культурно-национальном развитии своих стран. В этих славянских странах уже сформировалась управленческая элита экономики, в том числе и православная и на ней лежит ответственность за такие аспекты развития в странах, в этом отношении представляет интерес книга «Наше положение» А.Е.Вандамма-Едрихина, русского геополитика, изданная в 1912 году.

Духовно-нравственная экономика, или русский капитализм, является новым и одновременно старым, типом хозяйствования одухотворенного Православием человека, общества живущего по новозаветному духовному закону Божьему. Экономика, в том числе и духовно-нравственная, не является главенствующей в преодолении кризиса. Она является только средством в духовном возрастании и спасении человека от греха или смерти. Экономика, относительное измерение человеческой деятельности и как определенный способ хозяйствования, является не целью, а средством спасения от смерти человека на основе социальной практики, в процессе хозяйственного воспроизводства и жизнедеятельности. Экономика однозначно обязательно взаимодействует с религией, культурой, этикой, нравственностью и т. д.

Социально-экономические процессы в мире с начала XVIII века, начиная с Промышленной, Американской и Французской революций, в продолжении XIX века, который французский философ Леон Доде назвал глупым веком, в продолжении  XX века, а также и начала XXI века, показали, что без решения главной задачи радикального изменения типа хозяйствования, - социально-эффективную экономику, в преобладающем большинстве стран, согласно выводам ведущих экономистов мира, создать вероятно не удасться. Как отмечалось в недавно прошедших экономических конференциях ООН в Нью-Йорке, преодоление постоянно увеличивающегося разрыва между бедными и богатыми, обеспечения социальной защищенности малоимущих, можно решить только по пути создания духовно-нравственной экономики.

Так согласно этих выводов в России, как впрочем и в других странах, необходим так называемый православный капитализм и для перехода к духовно-нравственной экономике необходимо мобилизовать ресурсы, функционирующие в уже существующей экономике России, как то природные, недра, земля, финансовые, людские, интеллектуальные, информационные и прежде всего, - духовные ресурсы, как на то уже указали русские мыслители, как то Гоголь, Достоевский и другие. Этот потенциал, кроме духовных ресурсов, находятся уже в руках представителей существующей индустриальной экономики, мышление которых закономерно формировалось в ее лоне, с определенным характером для данного типа хозяйствования, укладом жизни. Потенциал и время данного уклада исчерпаны, такое мышление ушло уже в историческое прошлое, причем история мира в связи с информационными технологиями идет гораздо быстрее в будущее.

 Для перехода к духовно-нравственной экономике, ростки которой только начинают прорастать и давать знать о себе, по словам великого господина Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всей Руси, потребуются новые люди, одухотворенные Православием, так называемая, элита русского общества. Только они могут развить экономику будущего, экологию и ландшафт - духовно-нравственную экономику, которая принципиально отличается от существующей. Уже сейчас необходимо воспитывать таких людей с любовью к ближним. И эта задача не только Православной Церкви, но и государства, и в первую очередь образования, информатики, культуры и так далее. Необходимо вернуть в школу систему воспитания, основанную на христианских принципах, необходимо с православных позиций взглянуть на организацию нового типа хозяйства, - духовно-нравственного.

Прежде чем решать вопрос об организации такого хозяйства, необходимо сначала в теоретическом аспекте рассмотреть и определить отношение к институту категорий в самой политэкономии. Такие категории как труд, дело, работа, богатство, земля, недра, территория, человеческий потенциал, соборность организации хозяйства или конкуренции, финансы и кредит, и т.д. Соответственно, при определении направления русской экономической политики необходимо исходить не из отношений собственности, а из критерия роста богатства при соблюдении требования не увеличивать бедность в России и в других странах. При таком подходе отношение к проблеме собственности должно формироваться в контексте политики, а не наоборот, политика в контексте отношения к собственности. Последняя утрачивает свое первостепенное значение, и в этом появляется преодоление экономического материализма, которое сейчас захлестнуло мир.

В Православной Римской империи, которая есть фундамент нынешней цивилизации, государство обеспечивало реализацию идеи, на которую указывала Церковь, так Российская империя впоследствии во многом восприняла эту традицию. В настоящее время в России, есть еще талантливые экономисты, есть вертикальная власть и законы, есть Божий народ с Русской Православной Церковью, квалифицированные рабочие и память о достойной жизни, вполне возможно воспроизвести духовно-нравственную экономику. Поначалу может быть необходимо защитить ее от всемирной конкуренции товаров, однако после определенного времени, такая экономика вполне открыта и может жить в настоящем глобальном мире. Господь Бог ожидает от нас, чтобы мы пришли к покаянию, то есть к изменению образа жизни, пришли к здоровью и к Богу-Святому Духу, пришли к истине и правде, или к Богообщению, пришли к Любви, то есть труду по Христовым заповедям. Если преодолеть духовно-нравственный кризис, тогда все дороги в России обустроятся, семья окрепнет, государство обретет нравственную силу, экономика сделает рывок и произойдет изменение ее уклада, то есть и будет православная экономика или  русский капитализм.

Таким образом, если вести речь о переходе на новый тип хозяйствования, к духовно-нравственной экономике, то следует выделить два взаимосвязанных потока, зависящих на сегодня от жертвенной воли церковной иерархии и госчиновников. Первый поток, - это поток духовного делания или воцерковление, как новый образ жизни человека, обретение им древней красоты Православной Веры, верующий ствол русского общества. Второй поток, - индустриальный скачок на основе сверхновых экологических технологий и природных богатств. Эти два потока взаимосвязаны, но первый является главенствующим, он формирует основу и способствует возникновению духовно-нравственного хозяйства. Причина главная и основополагающая сегодняшнего кризиса как в мире, так и в России, есть духовный кризис, выход из которого возможен и необходим через Веру Православную, укрепление нравственного самосознания народа и его мировоззрения, эстетическое чувство красоты народа. Красота спасет мир, по словам Достоевского, так что влияние русской культуры очень существенно. А начинать надо с самого себя, по словам преподобного отца нашего Серафима Саровского, спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи.

Иеромонах Евтихий (Довганюк), клирик Знаменского Синодального Собора РПЦ в Нью-Йорке, статья взята из книги «Древо греха», издательство «Санктум», Германия, 2012 год
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

34. Ответ на 29., Лебедевъ:

И в чем принципиальные различия: миллионы "зэков" отпустили со сталинских строек, отменили колхозное крепостное право - миллионам колхозников паспорта выдали?

Принципиальные различия в том, что сталинская экономика была заточена на повышение качества продукции при одновременном снижении её себестоимости, а послесталинская - на получение прибыли. Первый подход позволял наращивать количество выпускаемой продукции без увеличения затрат на её производство, но при одновременном повышении спроса и снижении цен на готовую продукцию. Отсюда недосягаемая для капиталистических аналогов конкурентоспособность произведённого. Что означало лишь одно - смерть капитализма в ближайшем будущем. Но у капитализма нашёлся ярый защитник - Никита Хрущёв. Правдами и неправдами отменивший сталинский принцип и навязавший свой - получение прибыли. А насчёт паспортов - зря выдали. Убили деревню. Лишили Россию стратегического резерва прошлых веков - русского крестьянства. Сделано с умыслом. Никита Сергеевич вообще-то хитрющий был мужик. Делал вроде бы тихо и незаметно, но убойно. Хватка у него была смертельная.
Алёша / 28.12.2015, 16:54

33. Ответ на 28., Лебедевъ:

ни с каким НЭП-ом победить в ВОВ было бы не реально. Хрущевский тезис из доклада на 20-м съезде, однако.

Были, были у Никиты Сергеевича и здравые мысли, были. Не единым волюнтаризмом жил человек. Летом 41-го бОльшая часть наидустриализованного попала в руки немцев, а два миллиона парней после всех перенесенных коллективизаций сдались в плен.

То, что попало в руки немцев на начальном этапе войны, в дальнейшем было восполнено стократно. Итог - Победа. И индустриализация, как Вы правильно съехидничали, здесь абсолютно ни при чём. Вся эта боевая мощь возникла на пустом месте по щучьему веленью, да по неизвестно чьему хотенью. В отношении двух миллионов Ваше злорадство неуместно. Практически все они сгинули. Мучительно и бесславно. Но всё-таки были среди них те немногие, кому удалось вырваться, бежать и продолжить войну. И увидеть Победу. И те многие, кому вырваться не удалось, и кто пал при попытке к бегству.

В том-то и дело, что мелкое кустарное производство и тяжелая промышленность друг другу вообще не мешают.

Да кто бы спорил. Только зачем НЭПману тяжёлая промышленность? Танки, самолёты, корабли? Ни за чем.
Алёша / 28.12.2015, 16:14

32. Ответ на 27., Лебедевъ:

Не понял: в "февральскую" они что - монархию защищали? Гражданская война не после большевистского ли Брестского мира полыхнула?

Именно после Брестского мира. Пробуржуазные либералы-демократы, сначала свергнувшие Государя и уничтожившие 300-летнюю Российскую Империю, а затем, практически бескровно отдавшие власть большевикам, вдруг спохватились и не заморачиваясь ни спасением Государя, ни такой безделицей как ГОЭРЛО, ни возвращением потерянных окраин, решили просто тупо вернуть власть СЕБЕ, глубоко наплевав на монархию, на русский народ и на Россию как таковую. Благо в то время нашлась сила, сумевшая им противостоять и поделом наказать за все сотворённые мерзости. А вот в 1991 году таковой силы, увы, не нашлось. Разумеется перебили не всех: кое-кто остался и, даже, смог многое сделать на благо страны, что говорит о высоком уровне науки в Царской России. "Благо" не из советского воздуха возникло.

А "Благо" оно не из воздуха и берётся. И насчёт воздуха. Как его ни обзови: царский, советский или ещё какой, над Русью он всегда русский во все времена и при любых измах.
Алёша / 28.12.2015, 15:28

31. Re: Русский капитализм

Непрактично и неприменимо - похоже на отчет о давно известном. Скука, переходящая в отчаянье, никуда не зовущая, толстомясая... Ставьте галочку - "ещё одна статья о..."
Лебядкин / 28.12.2015, 13:50

30. Re: Русский капитализм

Сначала убейте русскую окраину, а потом уже стройте православный капитализм одни, в столице, без нас, умерщвлённых. Ужели будет неизменно... http://www.stihi.ru/2015/12/27/4816
Унеча / 28.12.2015, 07:08

29. Ответ на 26., Алёша:

Мозг выносить не надо. Он Вам ещё пригодится. Упростим условия задачи: оставим только две экономики - сталинскую и послесталинскую.

И в чем принципиальные различия: миллионы "зэков" отпустили со сталинских строек, отменили колхозное крепостное право - миллионам колхозников паспорта выдали?
Лебедевъ / 28.12.2015, 06:50

28. Ответ на 25., Алёша:

ни с каким НЭП-ом победить в ВОВ было бы не реально.

Хрущевский тезис из доклада на 20-м съезде, однако. Представьте себе, что летом 1941 года в СССР процветает НЭП. Нет танков Т-34, КВ, нет Катюш, нет истребителей Як, Лагг, Миг, штурмовика Ил-2 и т.д.

Летом 41-го бОльшая часть наидустриализованного попала в руки немцев, а два миллиона парней после всех перенесенных коллективизаций сдались в плен. НЭП это, преимущественно, кустарное производство без централизованного управления.

В том-то и дело, что мелкое кустарное производство и тяжелая промышленность друг другу вообще не мешают.
Лебедевъ / 28.12.2015, 06:44

27. Ответ на 24., Алёша:

Заметьте, что кашу заварили вовсе не "перебившие". Война и Февральская революция - не их рук дело.

Не понял: в "февральскую" они что - монархию защищали? Гражданская война не после большевистского ли Брестского мира полыхнула? И с чего Вы взяли, что всех разработчиков перебили?... Вашей квартире, присутствует электричество. Или это не благо?

Разумеется перебили не всех: кое-кто остался и, даже, смог многое сделать на благо страны, что говорит о высоком уровне науки в Царской России. "Благо" не из советского воздуха возникло.
Лебедевъ / 28.12.2015, 06:33

26. Ответ на 21., Лебедевъ:

"ЧЕТЫРЕ В КОРНЕ РАЗНЫЕ ЭКОНОМИКИ"?! И на каком здравом смысле можно выстраивать диспут, если с одной стороны - капиталистическая экономика, а с другой - "четыре в корне разные"? Вынос мозга.

Хорошо, хорошо. Мозг выносить не надо. Он Вам ещё пригодится. Упростим условия задачи: оставим только две экономики - сталинскую и послесталинскую.
Алёша / 28.12.2015, 01:15

25. Ответ на 20., Лебедевъ:

(НЭП) Если мера оправдала - то зачем же нужно было всё снова ломать?

Потому что ни с каким НЭП-ом победить в ВОВ было бы не реально. Необходима была индустриализация. НЭП это, преимущественно, кустарное производство без централизованного управления. Представьте себе, что летом 1941 года в СССР процветает НЭП. Нет танков Т-34, КВ, нет Катюш, нет истребителей Як, Лагг, Миг, штурмовика Ил-2 и т.д.
Алёша / 28.12.2015, 01:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Евтихий (Довганюк)
Архиепископ Антоний Волынский
Уникальная важность святительства в Русской Православной Церкви
01.09.2019
Все статьи Игумен Евтихий (Довганюк)
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08