Геополитическая обстановка в мире становится все более напряженной. Все меняется прямо у нас на глазах. Мировой терроризм впервые в истории достиг такой консолидации, что создал собственное непризнанное государство (ИГИЛ), способное бросить вызов всему остальному миру. Президент России Владимир Владимирович Путин недаром сравнил исходящую от современных террористов угрозу с той, которую представляла собой нацистская Германия. Европа захлебывается от потоков беженцев, ряд ведущих мировых держав проводит политику «двойных стандартов», официально борясь против террористов, и в тоже время де-факто своими действиями их поддерживая. Понятно, что все это делается не только из-за экономических связей некоторых представителей этих стран с лидерами террористического движения, но и для того, чтобы в ближайшем будущем под благовидным предлогом борьбы с терроризмом лишить людей демократических свобод. В этих крайне сложных условиях всем уже ясно, что внутренняя политика в России при существующей в настоящее время внешней политике, не может оставаться прежней: это просто гибельно для государства и народа.
В этой связи представляется важным коснуться вопроса состояния Российского образования, как непосредственно связанного с национальной безопасностью. Если мы посмотрим на историю России девятнадцатого века, то увидим, что студенческая среда поставляла активных участников для революционного, в том числе террористического движения. И здесь сегодня нужно обратить внимание на два момента.
Первый из них - потребность в парадигмальных изменениях в самом направлении современного Российского образования. Меркантилизм и индивидуализм западной культуры, отразившийся и в системе образования пореформенной России, и в состоянии экономики, и в ходе социальных процессов, создали предпосылки дисгармоний в этих сферах деятельности, мешают динамичному развитию страны в новых геополитических условиях. Гармоничное развитие страны возможно лишь на принципах патриотизма, то есть уважения собственной национальной культуры, что подтверждает опыт ряда стран, осуществивших успешную модернизацию.Сегодня существует необходимость приведения в гармоничную систему научных представлений о непреходящих и модифицирующих факторах движения общества из прошлого в будущее, социального развития России. Либеральная социальная наука с этим не справилась. Но российское научное сообщество сегодня вполне готово предложить обществу непротиворечивую, глубоко разработанную и эффективную социальную концепцию. В ее основе принципы отечественной «философии хозяйства», общей теории систем, теории оптимума развития, мир-системной теории развития, евразийского подхода, конструктивные аспекты некоторых либеральных концепций. Все это позволяет приступить к формированию в Российской Федерации новой программы преподавания и просвещения в области социальных наук. А необходимость формирования новой модели патриотически ориентированного образования и воспитания в России вполне очевидна. Революционная и террористическая среда наиболее благоприятно развиваются в обществе, наполненном внутренними противоречиями, лишенном единства, что со всей наглядностью показывает история нашей страны второй половины 19 - начала 20 века. И, напротив, единство образовательного и воспитательного процесса с СССР при ряде издержек имело и свои сильные положительные стороны.
Второй момент связан с общим направлением современной политики в России, направленной на разгром системы образования, в частности высшей школы. Искусственное объединение вузов, подготовка их массового закрытия (в том числе иногда с нарушением действующих в России правовых норм) не просто провоцируют социальную напряженность в обществе. Это планомерная борьба против будущего России, которая при продолжении разрушения науки и считавшейся лучшей в мире системы образования, рискует в ближайшие десятилетия оказаться неконкурентной в ужесточающейся геополитической реальности.
А.А.Федотов, доктор исторических наук
1. Re: Разгром высшей школы: чем это чревато?