«Аз есмь путь и истина и живот:
никто же придет ко Отцу, токмо Мною»
Евангелие от Иоанна 14:6
Сирийские зарисовки. 2014 год.
Ясное утро, над нами высокое синее небо, на улицах малолюдно и тихо, - оно и понятно, ведь сегодня пятница, день молитвы для мусульман. Я чувствую, как свободно дышит мой Дамаск. Редкие минуты блаженной тишины: не разрываются снаряды, не слышна канонада. Священный город пригрелся на солнышке и ему грезится мир...Мой Дамаск! Подумать только... «мой»... даже не верится.
Мы идём с дедушкой Мандухом по древнейшему христианскому кварталу Баб-Тума. Словно маленькую девочку, он держит меня за руку и чего-то усердно рассказывает, но я его не слушаю, точнее, не могу слушать оттого, что в этот момент мне слишком много нужно успеть: приметить,разглядеть, не упустить, а главное прочувствовать. О чем говорит сердце, когда ты идёшь по той самой Прямой улице, по которой когда-то, много веков назад шел к своему спасению ослеплённый Господом за беззакония Савл, будущий первоверховный апостол Павел? Что это за путь?
Есть разные пути в нашей жизни, разные стези, но Богу угоден лишь один - тот, на который Он указывал Савлу, когда явился ему в сиянии духовного света, говоря: «Иди в Дамаск». Интересно, почему именно в Дамаск? Предваряя пришествие Спасителя в мир, Иоанн Креститель учил: «Прямыми сделайте стези Ему». Очевидно, поэтому Господь и отправляет Савла в Дамаск, оттого и указывает ему на улицу, которая зовется «Простой», «Прямой», что в действительности прост Сам Господь, ведь Он Сам «и путь, и истина, и жизнь» - дорога правды, которая ведет в жизнь вечную, а улица- лишь метафора, указующая на великий путь к Святая Святых:путь внутрь Христа!
На душе мир и благоговение. Органично, как само дыхание возникает в сердце Божие Слово, - рождается сокровенное богомыслие. Всё вокруг наполняется каким-то особым, неизъяснимым качеством, утончая настоящее мгновение настолько, что спустя некоторое время, через него оказывается возможным разглядеть даже вечность, предстающую в далеких очертаниях ее неземной чистоты.
Да! Это было именно то редкое мгновение жизни, значение которого открылось не сразу. Я думаю, многим знакомо ощущение «скоропроходящего настоящего», когда изначально выстраданное, вымоленное, а потом, наконец, явленное в своём прямом деятельном воплощении нечто, вдруг оказывается таким крошечным и невзрачным, словно серое семечко диковинного цветка, но какое-то неведомое чувство настойчиво подсказывает, что это именно оно. Да-да! Именно оно, заложенной в нем неудержимой силой, в назначенный час неминуемо и властно обратится в прекрасный цветок, и примет человек столько пользы, что житница сердца его будет преизобильна, а мехи души наполнятся молодым вином радости, терпким и ароматным. И настанет время пира!
Знает душа человеческая подобные всходы и ладно, если это один маленький цветок, нечаянно выросший посреди пустыни, но что, если это целый прекрасный сад, неудержимо поднимающийся и каждым стеблем вопиющий о влаге? Ты хватаешься за голову, малодушно испуган, думаешь, что не рассчитал, что слишком опрометчиво столько насеял. И душит маловерие, и одолевает страх, и всё до тех пор, пока милостивая гроза искрящейся стеной не оросит жадную до живоносной влаги почву. И вот ты уже дивишься нездешней красоте сочных всходов и впервые выходишь на тонкую тропинку своего юного, но уже сада! Душа восхищена, она ликует, благодарит...
Так пронзают годы человеческой жизни великие Смыслы. Так облачается бессмертная душа в славу, принадлежащую единому Творцу и более никому. Щедр Господь!
Сейте и взращивайте сады душ Ваших, ибо это и есть Царствие Небесное! Не будьте равнодушны к жизни сердца Вашего, ибо оно жаждет Вашего внимания к себе. Станьте другом души Вашей и Вы окажетесь на праздничном пире вместе с Ангелом Вашим, стоящем подле души Вашей, чтобы радоваться вместе с Вами в день пира Вашего и в день, когда невозможно будет не любить. Сейте!
...Да, душа моя ликовала! Ведь полтора года назад, во время первого визита в Сирию, побывать в этих святых местах мне, к сожалению, так и не удалось, между тем как славный «путь в Дамаск» был назначен уже тогда и само благословение ехать в охваченную огнем разгорающейся Третьей мировой войны страну, пришло ко мне как явное предопределение. Не могу не рассказать о том хотя бы в двух словах.
Бабушка - птичка
Чувствуя чрезвычайную необходимость общения со Святой землей, я более шести лет тайно молилась о том, чтобы побывать в Иерусалиме. Твёрдо веря, что Богу возможно всё, я не дерзала своей волей решать этот вопрос, но ждала назначенного часа, когда благословение придет таинственным образом и по известным только Самому Богу каналам... И дождалась.
В один прекрасный день в Оптину пустынь, где вот уже многие годы я подвизаюсь на добром поприще послушания и молитвы, приехала женщина, которая, как выяснилось позже, работала в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Чудесным промыслом, выбрав из всех молящихся в храме именно меня, она обратилась с вопросом: «Деточка, а ты не хочешь полгода потрудиться на Русском подворье в Иерусалиме?». Я молчала... просто потому, что потеряла дар речи... Можете себе представить, шесть лет тайной молитвы и вдруг ТАКОЕ! «Благословляйся у духовника, собирай документы и через неделю ты улетаешь», - сказала моя благодетельница и исчезла. В тот момент я поняла, что Воля Божия свершилась! Побежала к своему Батюшке, всё рассказала, он с радостью благословил, но про рекомендацию, которую в обязательном порядке нужно было иметь для поездки, сказал, что мол «потом подойдёшь». Шли дни, время уже поджимало, а Батюшка все чего-то тянул и повторял: «потом» да «потом». Что же мне было делать? Конечно! Ехать к Бабушке-птичке за помощью!
Схимонахиня Сепфора, чья святая могила находится близ Оптиной в селе Клыково в монастыре Спаса Нерукотворного пустынь, величается в здешних краях местным Николаем чудотворцем. Дюже сильна старица! Слава, которую с каждым годом все более и более открывает Господь об этой подвижнице, на сегодняшний день стала уже общероссийской. Возлюбленная птичка Господня (Сепфора в переводе с древнееврейского означает «птичка»), - великая молитвенница о земле Русской и о ее многоскорбном народе. При жизни матушка являла собой дивный образ облаченного во всеоружие Иисусовой молитвы воина Христова, она поистине была чудотворицей и пророчицей по образцу ветхозаветных пророков и святых. После блаженной кончины матушки чудеса по ее молитва мне только не прекратились, но преумножились. Знаю я о том из своего собственного опыта, ведь в моей судьбе Бабушка-птичка принимает самое деятельное участие! Поэтому и стала она самой родной и близкой, поэтому и сделалась ни кем-то, а «Бабушкой». Но это - отдельный прекрасный рассказ, который еще предстоит написать, а пока вернемся к нашему повествованию.
Прихожу я, значит, к Бабушке в келейку со своим Иерусалимом, сажусь перед ее образа, да и выспрашиваю, как быть и что делать... Сколько уж времени тогда прошло - не знаю (иной раз, так заговоришься со святой, что обо всем на свете позабудешь), опомнилась только, гляжу, а в келейке-то кроме меня никого уж и нет, а за окошком и вовсе смеркается. Только собралась уходить, открываю дверь, а она закрыта. Тут я и принялась стучать да кричать: откройте, мол, отворите... а сама-то уж и понимаю, что закрыла меня Бабушка не просто так, а все оттого, что не благословляет в Иерусалим ехать. Ну, выпустили через какое-то время, подивились, как это я так спряталась, что меня не заметили, а я-то и не пряталась вовсе. Приезжаю в Оптину, рассказываю Батюшке: так, мол, и так... закрыла Бабушка, а он и говорит: «вот и сиди тут, нет тебе благословения на Израиль».
Признаться честно, мне хоть и очень хотелось на Святую землю, но я совсем не огорчилась: ведь получить Бабушкино благословение (даже если это запрет) значительно дороже, чем творить свою личную, пусть и самую сладкую волю. Веселилась душа моя, что Бабушка-птичка обо мне перед Господом попечение имеет! Понимаете? Ведь общение со святыми слаще мёда! Радовалась я, значит, благодарила, а сама, между тем, молиться о Святой земле не переставала... Вот вскоре все и разрешилось.
Где-то через месяц приезжаю снова в Клыково. Захожу в храм и вижу: стоит у алтаря большой ящик, а на нем табличка: «Сбор пожертвований для пострадавших в Сирии». «Ай, да Бабушка, - думаю, - ай, да молодец! И тут мы с ней об одном переживаем (я же к тому времени уже молилась за Сирию). Подумать только, сам-то монастырь небогатый и строящийся - самому средства нужны, а взялся помогать далекой Сирии!» Достаю на радостях кошелёк, гляжу, а там всего рублей пятьдесят, наверное, да и те россыпью. Эх! Огорчилась, конечно, что маловато, да все до последней копеечки в ящик тот и вытрясла - полная мера.
И что же... буквально через пару дней звонят мне из редакции и говорят, что «коли не боишься, так можно в Сирию с делегацией общественных дипломатов поехать», а потом и задают самый важный вопрос: нет ли у меня израильского штампа в загранпаспорте, «ведь с ним в Сирию не пускают...». Тут-то мне и стало понятно, отчего Бабушка в Израиль не пустила... Меня, оказывается, другая Святая земля ждала! Спрашиваю благословение у духовника - и тут зеленый свет. Так, через пять дней, под залпы разрывающихся снарядов, мы ступили на святую землю Сирии, матерь трех авраамических религий... И это была любовь с первого взгляда. Бабушка знала, куда меня отправлять! Так поспешим вернуться на улицы Старого Дамаска.
Когда Богу угодно...
Наверное, дедушка Мандух здесь очень известный человек, ведь он профессор русской кафедры Дамасского университета, мы идём, а с ним то и дело здороваются встречные прохожие. Не скрывая своей радости, дедушка рассказывает им, что «эта смелая девочка приехала к нам не откуда-то, а из само-о-ой России!», и произносит он это так умилительно, как если бы говорил: «О! Этот благой вестник прилетел к нам из светлого рая!». Незлобивое сердце арабов... как щедры они на доброе слово, с ними так просто быть самим собой.
Щурясь от ярких лучей, не успеваю глядеть по сторонам - столько тут всего интересного. В воздухе стоит яркий запах жасмина, он здесь цветёт круглый год. Но это ещё что! Сколько тут птичек! Представляете, почти на каждом доме - либо скворечник, либо клеткас маленьким пернатым певцом: в пятницу, когда на улицах тихо, можно услышать, как прекрасно звучит этот птичий Дамаск!.. Но вдруг, где-то вдалеке, из установленного на минарете динамика, раздается протяжный призыв на молитву. Так, под пенье птиц и грустный напев муэдзина: «Молитва лучше сна! Вставайте, вставайте на молитву!», мы все дальше и дальше уходим вглубь христианского квартала. Мимо православных, римо- и греко-католических храмов направляемся в самую старовременную раннехристианскую церковь в мире.
Сказать, что Дамаск - древний город, значит не сказать ничего. Поистине это «Вечный город» Востока и древнейшая из ныне существующих столиц на земле! Только вообразите, ведь Дамаску около 8000 лет. Энергетика города настолько сильная, что его можно сравнить разве что с большим андронным коллайдером в момент разгона элементарных частиц до скорости света в вакууме. Здесь всё вокруг гудит многотысячелетними напластованиями совершенно уникальной по своей насыщенности истории.
Первое название города -Шам; некоторые ученые возводят к имени Сим (имя старшего сына Ноя), которое на семитских языках звучит как Шем или Шам. Арабский ученый Ибн Асакир утверждал, что первыми стенами, воздвигнутыми после Потопа, были стены Дамаска. В переводе с арамейского, «демашк» означает «кровь брата» или «невинно пролитая кровь». Ведь по преданию именно тут, на горе Касьюн, у подножия которого уютно разместился город, произошло первое в истории человечества убийство: Каин убил брата своего Авеля.
Подлинный средневековый Дамаск - это обнесенная хорошо сохранившейся крепостной стеной часть города. Главная его улица, - Прямая, она упоминается в Деяниях апостолов. Именно здесь расположен дом святого Анании, в подземной части которого был крещен будущий апостол Павел. Священномученик Анания - апостол от 70-ти и первый епископ Дамаска. Церковь Святого Анании - древнейший подземный храм, являющийся единственным религиозным сооружением, сохранившимся с I века нашей эры. И вот мы здесь!
По крутой выбитой в камне лестнице спускаемся в подземелье. Два небольших помещения. Намоленные... Очень. На стенах небольшие иконы, на которых в житиях изображен путь Савла в Дамаск. Под каждым изображением на нескольких языках текст из Деяния, повествующий о явлении Господа Павлу. Читаю стихи из Библии, которые уже знаю наизусть, по телу пробегает холодок: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 3-4). «Тогда я сказал: «Господи! Что мне делать?» Господь же сказал мне: "встань и иди в Дамаск"» (Деян. 22: 10).
Когда я читала эти строки, мой Ангел стоял у меня за спиной и ликовал. В тот момент мне было так радостно, что я не удержалась и сказала вслух: «Господи, неужели я пришла? Неужели я пришла в Дамаск?!»... И вот теперь о главном.
Полтора года назад, когда я вернулась из первой поездки в Сирию, долгое время мне не удавалось войти в привычный ритм жизни. Я слушала свое сердце и не могла понять, что же произошло? Сирия, как то самое зерно, о котором писала выше, стремительно и неудержимо «прорастала» в моем внутреннем человеке, и это можно было чувствовать буквально физически. Нужно было узнать причину изменений, понять, что вообще с этим делать и как дальше жить.
Крайне редко, в моменты сугубой необходимости, я поступаю так же, как делал Федор Достоевский. Иной раз, задумав что-то или сомневаясь в чем-то, с абсолютной верой и решимостью следовать воле Божией, он наугад открывал Евангелие и прочитывал то, что было напечатано на левой странице разворота. Так, помолившись и попросив о беспокоящем меня вопросе воли Божией, я открыла свою келейную Библию объемом в 1944(!) страницы... Открылось возможное только у Бога, и я прочитала заветные строки: «встань и иди в Дамаски там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать» (Деян. 22: 10).
Я пришла к тебе, мой Вечный город! Мир тебе!
Я люблю к Тебе, Иисус!
Молитвами святого апостола Павла, заступничеством схимонахини Сепфоры, откроются очи духовные, и вновь родившись для Бога, я обрету мой «путь в Дамаск» и увижу то, что было сокрыто прежде.
Значит, продолжение следует? И я на верном пути!
В древнейшей в мире христианской часовне, крипта святого Анании (1 век н.э.) |
В крипте св. Анании |
Встань и иди в Дамаск |
Крипта св. Анании |
На улицах Старого города |
С дедушкой Мандухом в крипте св.Анании |
У Бабушки-птички |