Посредственность - это своего рода резерв общественного прогресса для выполнения механической и черновой работы. Эта работа не требует от человека какой-то уникальности и неповторимости. Самое главное, что посредственность не обременена чувством жертвенности во имя своего назначения, что позволяет ей легко приспосабливаться к любой жизненной ситуации.
Избыток посредственности в обществе играет, примерно, такую же роль, какую играет избыток рабочей силы в рыночной экономике.
Гений работает на себя, этот «управляющий», которого, по словам Гегеля, учредил мировой дух на Земле, лишь выполняет заложенную в него программу Мирового разума. Гений наименее склонен приспосабливаться к жизни. Если ему удается, он приспосабливает к себе жизнь, если нет, он служит своему назначению, но отнюдь не обществу с его сиюминутными интересами. Гений менее дисциплинирован, чем заурядность, менее послушен и патриотичен, он порой плохой работник, плохой педагог и воспитатель.
Любая деятельность, не связанная с его призванием, тяготит гения, и он не стремится в ней преуспеть, несмотря на все материальные выгоды, которые она обещает.
Все основные виды профессий в обществе не требуют какого-то особого масштаба личности и ее уникальности, и даже, напротив, известная доля ограниченности большинства является необходимым условием воспроизводства экономической и социальной жизни.
Умственный труд не является в этом отношении исключением. Как это ни парадоксально, но сегодня дурака можно научить выполнять работу «умного». Это относится ко всем сферам жизни от политики и образования до высших эшелонов менеджмента. Люди с печатью министерства ценятся выше, чем люди, отмеченные печатью Бога.
Культ образования, который мы сегодня видим, это скорее рекламная кампания, в которой прежде всего заинтересованы люди, занимающиеся образовательным бизнесом, но отнюдь не внутренняя потребность молодежи.
В действительности образование сегодня не ценится как система, формирующая личность, а ориентировано больше на получение социальных ролей и вытекающих отсюда жизненных благ и внешнего самовыражения. Достаточно посмотреть на сегодняшних кумиров молодежи, чтобы и без социологических исследований убедиться, каким ценностям они отдают предпочтение. Из литературы исчез герой с глубоким и тонким внутренним миром, уступив свое место примитиву.
Образование в настоящий момент утратило ту самодовлеющую ценность, которая была ему присуща в XVIII и XIX веке. Достаточно сказать, что книга Жан Жака Руссо «Новая Элоиза», в которой поднимались проблемы воспитания и образования личности, при жизни автора переиздавалась 80 раз.
В конце ХХ века наибольшей популярностью пользовались книги из серии «Думай и богатей». Главная мысль подобной литературы, как бы ее не камуфлировали, очевидна - если ты не хочешь богатеть, то тебе нет смысла думать; ум лишь средство богатства, но никак не само богатство, и никогда уже таковым, по всей видимости, не будет. И перефразируя слова Ницше, хочется воскликнуть - «Примитив стоит на пороге! - Откуда идет к нам этот самый страшный из всех гостей?»
8. Ответ на 5., Логик-методолог:
7. Re: О смысле посредственности
6. Re: О смысле посредственности
5. Ответ на 3., Lucia:
4. Ответ на 3., Lucia:
3. Re: О смысле посредственности
2. Re: О смысле посредственности
1. Re: О смысле посредственности