itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О смысле посредственности

0
1111
Время на чтение 3 минуты

Посредственность - это своего рода резерв общественного прогресса для выполнения механической и черновой работы. Эта работа не требует от человека какой-то уникальности и неповторимости. Самое главное, что посредственность не обременена чувством жертвенности во имя своего назначения, что позволяет ей легко приспосабливаться к любой жизненной ситуации.

Избыток посредственности в обществе играет, примерно, такую же роль, какую играет избыток рабочей силы в рыночной экономике.

Гений работает на себя, этот «управляющий», которого, по словам Гегеля, учредил мировой дух на Земле, лишь выполняет заложенную в него программу Мирового разума. Гений наименее склонен приспосабливаться к жизни. Если ему удается, он приспосабливает к себе жизнь, если нет, он служит своему назначению, но отнюдь не обществу с его сиюминутными интересами. Гений менее дисциплинирован, чем заурядность, менее послушен и патриотичен, он порой плохой работник, плохой педагог и воспитатель.

Любая деятельность, не связанная с его призванием, тяготит гения, и он не стремится в ней преуспеть, несмотря на все материальные выгоды, которые она обещает.

Все основные виды профессий в обществе не требуют какого-то особого масштаба личности и ее уникальности, и даже, напротив, известная доля ограниченности большинства является необходимым условием воспроизводства экономической и социальной жизни.

Умственный труд не является в этом отношении исключением. Как это ни парадоксально, но сегодня дурака можно научить выполнять работу «умного». Это относится ко всем сферам жизни от политики и образования до высших эшелонов менеджмента. Люди с печатью министерства ценятся выше, чем люди, отмеченные печатью Бога.

Культ образования, который мы сегодня видим, это скорее рекламная кампания, в которой прежде всего заинтересованы люди, занимающиеся образовательным бизнесом, но отнюдь не внутренняя потребность молодежи.

В действительности образование сегодня не ценится как система, формирующая личность, а ориентировано больше на получение социальных ролей и вытекающих отсюда жизненных благ и внешнего самовыражения. Достаточно посмотреть на сегодняшних кумиров молодежи, чтобы и без социологических исследований убедиться, каким ценностям они отдают предпочтение. Из литературы исчез герой с глубоким и тонким внутренним миром, уступив свое место примитиву.

Образование в настоящий момент утратило ту самодовлеющую ценность, которая была ему присуща в XVIII и XIX веке. Достаточно сказать, что книга Жан Жака Руссо «Новая Элоиза», в которой поднимались проблемы воспитания и образования личности, при жизни автора переиздавалась 80 раз.

В конце ХХ века наибольшей популярностью пользовались книги из серии «Думай и богатей». Главная мысль подобной литературы, как бы ее не камуфлировали, очевидна - если ты не хочешь богатеть, то тебе нет смысла думать; ум лишь средство богатства, но никак не само богатство, и никогда уже таковым, по всей видимости, не будет. И перефразируя слова Ницше, хочется воскликнуть - «Примитив стоит на пороге! - Откуда идет к нам этот самый страшный из всех гостей?»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 5., Логик-методолог:

"Как это ни парадоксально, но сегодня дурака можно научить выполнять работу «умного»."эко хватились Не сейчас. Во имя этого революцию совершили.КАКУЮ из революций имеете в виду? Октябрьскую 1917 года? Тогда идёте с открытым забралом на исторический факт былой великой советской науки и культуры с сотнями деятелей высокого уровня креативности. А если имеете в виду либерально-буржуазный контрреволюционный реванш за поражение Февральской революции 1917 года, то Вы правы.

ВСЕ революции во всей истории человечества, совершали во имя этого. Слыхали, была такая ВЕликая Мещанская Французская революция? А теперь помиотрим - кто в процентном отношении меньше всего пострадал во время октябрьской? Мещане. Они и придали неповторимый стиль советскому периоду.
Lucia / 01.09.2015, 11:47

7. Re: О смысле посредственности

"Из огромного списка серьезных проблем, которые потенциально грозят лично мне и моей семье, кризиса экономического я боюсь меньше всего. Гораздо меньше, чем кризиса среднего возраста, серьезных проблем со здоровьем, потери близких людей, несчастного случая, огрубления души и других вещей, о которых не пишут в новостях." - http://goo.gl/jb8bXx Собственно, точно так.
Лебядкин / 01.09.2015, 07:10

6. Re: О смысле посредственности

Непонятно, с какой позиции говорит автор. Дуракам тут достаётся по шапке, стало быть, не с позиции дурака. Но и с позицией умного есть проблемы. Эта бинарность - гений vs посредственность - придумана теми, кто претендует на гениальность, теми, кто гордится своим IQ, чтобы иметь возможность поглядывать на прочих свысока. Тогда как мы знаем, что Господь каждому дал талантов по мере его. Никто не оставлен бесталанным. Но не все таланты связаны с деятельностью ума. Умники, то есть те, кто зациклены на уме, парадоксально не очень-то умны, особенно если смотреть с точки зрения, так сказать, "посредственности". Посредственность мыслит трюизмами... Но не стоит забывать этимологию этого слова. Нет такого трюизма: "интеллект спасет мир". Есть другие "любовь спасет мир", "доброта спасет мир". И печалиться стоит не о том, что в современной культуре не ценится "гениальность", а о том, что не ценится доброта. Не о том, что люди плохо обучаются использованию интеллекта, а тому, что они не научаются любви... И наконец, не могу удержаться - приведу текст песенки Андрея Усачева (она как раз о нашей привычке противополагаться посредственности): Вы слышали историю Про два воздушных шарика? В одном летели умные, А дураки — в другом. И пели песню умные: — Мы умные, мы умные! Мы умные, и умные Мы песенки поём! Вы эту песню слышали? Не слышали? Не пели? Тогда, наверное, в другом Вы шарике летели… Начнём опять историю Про два воздушных шарика: В одном летели умные, А дураки — в другом. И пели песню умные: — Мы умные, мы умные! Мы умные, и умные Мы песенки поём! Вы эту песню слышали? И хором дружно пели? Тогда, конечно, с умными Вы в шарике летели… Итак, летят все умные В одном воздушном шарике, Летят по небу синему, Летят без дураков… А так как все мы умные, И все вы тоже умные, То шарик перегруженный Бабахнет с облаков: БАХ! Дурацкая история Про два воздушных шарика: Как ни старайся умным быть, Всё выйдешь дураком… Летают хором дураки В своём воздушном шарике, А умные, как правило, Всегда летят в другом!
Андрей Карпов / 31.08.2015, 09:18

5. Ответ на 3., Lucia:

"Как это ни парадоксально, но сегодня дурака можно научить выполнять работу «умного»."эко хватились Не сейчас. Во имя этого революцию совершили.

КАКУЮ из революций имеете в виду? Октябрьскую 1917 года? Тогда идёте с открытым забралом на исторический факт былой великой советской науки и культуры с сотнями деятелей высокого уровня креативности. А если имеете в виду либерально-буржуазный контрреволюционный реванш за поражение Февральской революции 1917 года, то Вы правы.
Сергей Абачиев / 29.08.2015, 07:01

4. Ответ на 3., Lucia:

"Как это ни парадоксально, но сегодня дурака можно научить выполнять работу «умного»." эко хватились Не сейчас. Во имя этого революцию совершили.

Наша [del]дворянка[/del] Лукия, назвавшая СССР крысятником, возмутилась плагиатом. Она ведь первая сказала, что все выродились на следующий день после революции 17-го года. Правда, какой революции, уточнения так и нет. Для "истинно православных", как Лукия, по их "вере" подходит и отрицательная евгеника, и ницшеанство и прямой расизм, чтобы оправдать свою ненависть к русскому человеку, посмевшему мечтать об образовании, как у дворян.

3. Re: О смысле посредственности

"Как это ни парадоксально, но сегодня дурака можно научить выполнять работу «умного»." эко хватились Не сейчас. Во имя этого революцию совершили.
Lucia / 28.08.2015, 20:00

2. Re: О смысле посредственности

В конце ХХ века наибольшей популярностью пользовались книги из серии «Думай и богатей». Главная мысль подобной литературы, как бы ее не камуфлировали, очевидна - если ты не хочешь богатеть, то тебе нет смысла думать; ум лишь средство богатства, но никак не само богатство, и никогда уже таковым, по всей видимости, не будет. И перефразируя слова Ницше, хочется воскликнуть - «Примитив стоит на пороге! - Откуда идет к нам этот самый страшный из всех гостей?»

Во-первых, конечно, "как бы ее НИ камуфлировали". Для ницшеанца, точно знающего, кто примитив, а кто - нет, знак досадный. Наши "истинно православные" ревнители, иногда даже явно организующиеся в секту, не считающуюся и с мнением Патриарха, любят потолковать о "неравенстве от Бога". Этим они припечатывают всяких коммуняк и "любителей построения социализма в отдельно взятой стране" как "безбожников". Типа, требуют равенства, а "сам Господь" устроил так, что его быть не может. Поэтому прийти к Ницше - вполне закономерно. Но тут у автора получилось нетривиально - с помощью Ницше заклеймить православных ницшеанцев, постулирующих заведомое неравенство и разделение людей на абрамовичей, прохоровых-куршавельских и быдло. При абрамовичах и прохоровых-куршавельских просто по умолчанию происходит воспроиведение "быдла". А вот социализм направлен на создание равного доступа к образованию и создание равных условий для развития личности. Вообще-то, христианство не подразумевает удовлетворение от существования неравенства. Интуитивное понимание этого и приводит "истинно православных" к оправданию неравенства философией типа ницшеанства.

1. Re: О смысле посредственности

«Московские впечатления жителя Донецка» … Главное, что мне сразу удалось "схватить" — это то, что на нас всем по большому счету пофигу. Основное большинство заняты своими делами, что там за дело до нас... … В конце концов, мне стало страшно. Мне стало так страшно, как в Донецке не было никогда. Под обстрелами, под пулями... Мне стало страшно и за нас, и за вас. Возможно, конечно, я слишком много общался с интеллигенцией. .. … До определенного момента образ "старшего брата" нерушимый был. Верили и знали, что брат не допустит, не позволит. А теперь вот как-то страшновато стало. Дай бог, чтобы это были просто страхи. Но те люди, которых мы считали монстрами, локомотивами патриотизма, после встреч с ними я поражен, если честно, что они сейчас говорят и косвенно делают... http://topwar.ru/81299-moskovskie-vpechatleniya-zhitelya-donecka.html
зиф / 28.08.2015, 18:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Матюшов
О тайных обществах, войне и мире
Мысли и афоризмы
04.07.2022
Короновирус как стимул человеческого прогресса
Кто сможет защитить человека от апокалипсиса инклюзивности?
02.03.2022
Это – оружие психологической войны
О рекламе больных детей в России
19.02.2022
План по сокращению населения и пандемия
Человек превращается из субъекта истории в объект манипуляции
05.02.2022
Интеллектуальная элита и интеллект
Несвобода для литературы – меньшее зло, чем свобода, снявшая ограничения на безвкусицу и пошлость
29.01.2022
Все статьи Геннадий Матюшов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30