О синтезе христианства и коммунизма

Бывший СССР 
0
1145
Время на чтение 8 минут

В настоящее время обсуждается вопрос о допустимости/недопустимости синтеза идей христианства и коммунизма. Думается, что вопрос должен ставиться не столько о допустимости/недопустимости, сколько о целесообразности. Не «можно/нельзя», а «для чего это нужно?». Вероятнее всего, это совершенно не нужно. Соединять что-либо необходимо тогда, когда части являются неполноценными, требующими дополнения. Если взглянуть на христианство - это полноценная, законченная система ценностей, самодостаточное мировоззрение. К нему нечего добавить и от него нечего убавить.

Любое мировоззрение в обобщенном виде представляет собой систему взглядов на человека и общество, конкретное специфическое понимание и оценка смысла жизни человека, судеб человечества, а также совокупность философских, научных, правовых, социальных, нравственных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Коммунизм, как и христианство, также является мировоззрением, то есть обладает самодостаточностью и своей собственной системой ценностей. Поэтому, коммунистическая доктрина - это не только политическая или экономическая сфера, это ответы на все вопросы, касающиеся  жизнедеятельности социума (экономика, политика, культура и социальная сфера). Если бы коммунизм был только политэкономической теорией, то не было бы атеизма, модернисткой культуры, учения о «новом человеке», не было бы много чего, а лишь только сухие экономические построения. Но коммунизм - учение, которое имеет свое представление о человеке, истории, обществе, прошлом и будущем. Такое всеобъемлющее представление есть и у христианства - христианская философия, христианская культура, христианская экономика, христианская политика, христианская историософия и т.д. В связи с эти необходимо понимать, что речь идет не о двух различных непересекающихся сферах - христианстве и коммунизме, а о двух параллельных, конкурирующих мировоззрениях. Ввиду этого очень сложно говорить об их синтезе.

Когда же коммунисты рассуждают о сходных чертах христианства и коммунизма (которые действительно просматриваются в некоторых моментах), то уже возникает вопрос не о возможности либо невозможности синтеза, а именно вопрос о его необходимости. Зачем синтез, если христианство дает ключ к ответам на все общественные, исторические, политические, экономические, экзистенциальные вопросы? Наверное, стоит поставить вопрос о принятии коммунистами христианства, а не о синтезе христианства и коммунизма. Если, как рассуждают современные левые идеологи синтеза, идеологи «теологии освобождения» и т.п. концепций, коммунистическая идеология так похожа на христианство, то тогда проще принять христианство. При таком раскладе для них ничего существенно не изменится (если встать на их позицию об отсутствии существенных различий между христианством и коммунизмом). Если же они не способны на подобный шаг, то тогда зачем говорить о сходности этих мировоззрений?

Движение «теология освобождения» и прочие левые направления, специализирующиеся на генерировании идей синтеза, базируются на  обыкновенном неверии в Бога, неверии в то, что Бог есть Любовь, что есть Промысел Божий. В таких «теологиях» утверждается, что верующие люди должны выступать за освобождение от эксплуатации, бороться вооруженным путем за свои социальные и экономические права. О чем же говорит христианство? Прежде все оно проповедует освобождение от своих собственных страстей. Один из христианских святых преп. авва Исайя так и сформулировал в обобщенном виде данную мысль «свобода - избавление от страстей». Вот, что на самом деле является подлинной свободой в христианском ее понимании. Поэтому подлинно христианская теология освобождения - это те законы духовной жизни, содержащиеся в Евангелии и раскрытые в святоотеческой духовной литературе, дающие ключ каждому человеку к освобождению от собственных страстей.

Апологеты «теологии освобождения» цитируют евангельскую притчу о богатых и богатстве: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», однако не понимают, что само Евангелие предостерегает людей, стоящих на службе у Златого Тельца, что им не видать вечной жизни. Что еще необходимо коммунистам? Само Священное Писание обличает поклонников богатства, говорит об их последующем наказании. Получается даже, что бедные в некоторой степени находятся в лучшем положении, потому что им проще «пройти  через игольное ушко» и получить жизнь вечную. Но теологов освобождения это не устраивает. Ввиду неверия в жизнь будущего века, их не удовлетворяет такое наказание - утрата возможности вхождения в жизнь вечную. Им нужно здесь и сейчас наказать богатых и осчастливить голодных. Встать на место Бога и вершить суд здесь и сейчас. И для этого совершается бунт, революция, вооруженное восстание.

Христианское же сознание несовместимо с такого рода борьбой. «Любите врагов ваших»,- говорит Христос, «любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божьими и сокрушайте врагов Отечества» - раскрывает смысл учения Христа святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Чему по поводу борьбы учит коммунистическая доктрина хорошо видно из строк известного произведения «Интернационал»: «Вставай, проклятьем заклейменный, голодный, угнетенный люд!... Рабы восстанут, а затем. Мир будет изменен в основе: теперь ничто - мы станем всем!... Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». А вот что говорит по этому поводу Библия: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:5-9). Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, поэтому если богатый не выполняет требования «относись к ближнему своему как к самому себе», «помагай ближему», «умиряй строгость» и т.д., то такие господа уже однозначно будут наказаны лишением права вхождения в Царство Небесное. Следовательно желание насильственным путем восстановить социальную справедливость, отнять имущество «грабь награбленное» и т.п. никак не связано с христианством и разговоры о том, что «Христос был революционером» нисколько не обоснованы.

Однако, в связи с выступлением Патриарха Кирилла в Государственной думе в рамках Рождественских чтений на некоторых лево-патриотических сайтах появляются статьи, предметом обсуждения в которых является то, что якобы Церковь движется в направлении признания коммунизма и чуть ли не выступает с идеей о необходимости синтеза идей коммунизма и христианства.

На самом деле Патриарх сказал, что в советском периоде были положительные стороны, в числе которых он назвал - стремление людей к справедливости и солидарность. Это совершенно верно, однако стремление к справедливости не обязательно означает стремление к коммунизму. Кроме того, выявление положительных сторон Советского Союза также не означает признание коммунизма как такового и уж тем более не означает необходимость синтезирования христианства и коммунизма. Советский Союз победил в великой войне, означает ли, что и коммунизм победил? Очевидно, что не победил, а спустя несколько десятилетий это однозначно видно. В начале войны митрополит Сергий, будущий Патриарх, выступил с патриотической речью к гражданам, призвал к защите Советского Союза от оккупантов, но опять же, это связано не с любовью владыки к коммунистической идеологии, а с традиционным для православия патриотическим сознанием, с пониманием того, что мощное централизованное государство - одна из ключевых сил, удерживающих зло нацизма.

Ввиду отождествления отдельными лево-патриотическими деятелями коммунизма и СССР, следует сказать несколько слов  о христианском отношении к СССР. Отношение к СССР должно быть связано не с отношением к коммунизму, а с отношением к институту государства, институту Империи, империи не в историческом, политико-территориальном контексте и не в контексте форм правления, а в эсхатологическом, историософском смысле. Здесь мы сталкиваемся с идеей катехона. В Римской империи официальной религией являлось язычество, в т.ч. культ императора, в Византии и Московско-Петербургской России - православие, в СССР такой квазирелигией был марксизм-ленинизм. Но с христианской точки зрения помимо этих религий был еще базовый уровень, метауровень, который существовал вне зависимости от того, какая религия или квазирелигия была в Империи на том или ином этапе. Этот метауровень - государственничество (катехон, то есть «удерживающий»). Апостол Павел однозначно сформулировал эти универсальную идею катехона, ее универсальность заключается в том, что она действует всегда, непрерывно до апокалиптических событий и вне зависимости от официальной религии. Это прямо указано в Новом Завете, где языческое на тот момент римское царство называется катехоном. Катехон - это библейская категория, но которая применяется к государственничеству как таковому, а не только к христианскому государственничеству. Катехон - это не столько государство, поддерживающее, распространяющее или сохраняющее христианские ценности. Катехон может быть христианской империей, а может и не быть, от этого империя не перестают быть катехоном. Апостол Павел пишет о языческом Риме, который не являлся христианской империей. Но Рим именуется удерживающим. Это связано с тем, что Рим на тот момент был силой, сдерживающей глобальный хаос, отсюда же появилась и такая категория как Pax Romana (лат. Римский мир) -  период мира и относительной стабильности в пределах Римской империи эпохи принципата, связанный с жестко централизованным администрированием  и римским правом, умиротворившим регионы, которые ранее переживали беспрестанные вооруженные конфликты.

Святитель Иоанн Златоуст в своих толкованиях на 2-е послание апостола Павла к фессалоникийцам  указывал, что когда прекратится существование Римского государства, тогда придет антихрист, потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу, но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю - и человеческую и божескую - власть.  Таким образом, исходя из святоотеческого толкования вытекает, что наличие статуса «удерживающего» связанно именно с суверенитетом государственной власти и законностью. Катехон прежде всего - машина по подавлению зла, его минимизации. Это базис, все остальное в идеи катехона второстепенно. Поэтому атеистический Советский союз, разгромивший нацизм - катехон, это единственно возможное христианское понимание СССР. Но это не связано с признанием коммунизма. Ведь обратное означало бы признание апостолом Павлом язычества. Вся суть в том, что признается не язычество, а Римская Империя как катехоническая государственность, признается не коммунизм, а СССР как катехоническая государственность. Те же, кто считает, что катехон (третий Рим) уничтожен революцией 1917 года навсегда или, что он прекратил свое существование на период вероотступничества, а потом может вернуться вновь (например, с восстановлением монархии) не выдерживает никакой критики. Хотя бы потому, что во всех толкованиях по этому поводу у святых отцов Церкви однозначно подчеркивалось о мгновенности явления антихриста в связи с падением катехона. Об этом же зафиксировано и в Писании: «пока не будет взят от среды удерживающий теперь, не откроется беззаконник» (2 Фес. 2:7). Катехон либо есть, либо его нет. Если его нет, то и России нет. А раз Россия есть, значит СССР - выполнял роль Третьего Рима.

С.Е.Дробот, юрист, публицист, г.Новосибирск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Ответ на 21., Лебядкин:

Статья ни о чём. Статьи "ни о чем таkих" прений-комментов не порождают.

Единственное, что заслуживает внимания в этой статье, я отметил во 2-м комментарии. Россия сегодня перестала быть «удерживающим» (по версии автора)…
г-н Инспектор / 12.07.2015, 21:25

17. Ответ на 6., г-н Инспектор:

Статья ни о чём.

Статьи "ни о чем таkих" прений-комментов не порождают.
Лебядкин / 12.07.2015, 12:30

16. автору, на 16

//Что коммунизм, что либерализм, всё равно один и тот же секулярный Модерн// Это Вы живете в измах, а я уже сорок с лишним лет живу в России. И я болезненно реагирую, когда пытаются принизить великую Победу моей страны под предлогом того, что она была идеологически "недостойной". Примерно тем же самым занимаются отечественные либералы, когда ставят на одну доску гитлеровскую Германию и сталинский СССР. И к словам Патриарха Кирилла надо уважительно относиться. Он в отличие от Вас всегда очень точен в своих формулировках. Берите с него пример, а не домысливайте за него.
Олег Московский / 09.07.2015, 21:58

15. Русскому сталинисту, на 10

//Да всё он "заметил", не будьте наивны. Сейчас за их хозяев всерьёз принялись, вот они напоследок и торопятся побольше нага... пардон, написать, чтобы гранты отработать. А насчёт пощёчины- слишком много чести. Так, очередной пук, на который особо и не стоит обращать внимание. Статья для одноразового пользования- прочитать, промыть глаза и забыть.// Да я вижу, что это даже не статья, а развернутая реплика. Автор решил бороться с коммунизмом, не потрудившись даже собрать доказательства, что 1) советский строй действительно был коммунистическим в теории и на практике, и что 2) сторонники православного социализма собираются в точности воссоздать модель отношений, существовавшую в СССР. Для автора коммунизм, социализм, солидарность - все одно и то же. Но ладно бы только это... Для красного словца приплетать войну и давать ей подобные идеологические оценки ему явно не стоило.
Олег Московский / 09.07.2015, 21:48

14. ответ на 15 комментарий

//Вы хоть работы перечисленных Вами людей читали или просто имена выучили? Зачем бравировать тем, о чем Вы малейшего представления не имеете?// Представьте, не только прочитал, но и со студентами МГИМО каждый год подробно изучаю работы перечисленных "товарищей". А Вы, простите, какие научные степени имеете, чтобы писать мне в подобном тоне? //Автор статьи имел в виду, что победил не коммунизм, а Россия. Такое на Западе не говорят и не скажу, это логично. Впрочем, победила действительно православная Россия, а не компартия с её "грабь награбленное" и "нравственно то, что служит делу революции".// Мне не надо разжевывать, что имел в виду автор. Я с первого раза прекрасно понял. Только вот он, как и в свое время философ-диссидент Александр Зиновьев, метил в коммунизм, а попал в Россию. Любое неосторожно брошенное слово, особенно касающееся оценки итогов Второй мировой войны, работает против интересов страны. И страна это не СССР, а Россия. Не замечать и не понимать это может либо враг, либо дурак.
Олег Московский / 09.07.2015, 21:33

13. Ответ на 10., Русский Сталинист:

...чтобы гранты отработать.

Вы думаете что противоположную вашей точку зрения можно иметь и публично отстаивать только за деньги? Этот сайт читают люди, которым не безразлична судьба нашей Родины - а среди них есть множество людей , не любящих коммунизм и сталинизм, но оценивающих их достаточно трезво (я, кстати, не могу оценивать их трезво ещё с моего советского детства - из-за семейной истории).
hipohlorite / 09.07.2015, 20:55

12. Ответ на 7., Олег Московский:

Что коммунизм, что либерализм, всё равно один и тот же секулярный Модерн
semendrobot / 09.07.2015, 14:41

11. Ответ на 10., Русский Сталинист:

Да, я знаком с идеями Ф. Фукуямы, З.Бжезинского и Г. Киссинджера, поэтому не стал бы ставить в одну шеренгу этих деятелей, хотя бы потому что люди они разные, во многом с разными взглядами (особенно Киссинджер).
semendrobot / 09.07.2015, 14:39

10. Ответ на 10., Русский Сталинист:

Вы наверное и не заметили, что спели одним голосом со злейшими врагами России. Поэтому Ваша статья - это еще одна пощечина России и ее истории. Она останется на Вашей совести.Да всё он "заметил", не будьте наивны.Сейчас за их хозяев всерьёз принялись, вот они напоследок и торопятся побольше нага... пардон, написать, чтобы гранты отработать.А насчёт пощёчины- слишком много чести.Так, очередной пук, на который особо и не стоит обращать внимание. Статья для одноразового пользования- прочитать, промыть глаза и забыть.

Наверное надо было "великого вождя" Сталина лаврами увешать, чтобы не казаться грантополучателем. Логика на уровне детского сада. Стыдно.
Василий15 / 09.07.2015, 11:51

9. Ответ на 7., Олег Московский:

//Советский Союз победил в великой войне, означает ли, что и коммунизм победил? Очевидно, что не победил, а спустя несколько десятилетий это однозначно видно//Автор, с Вами солидарны Фрэнсис Фукуяма, Збигнев Бжезинский, Генри Киссинджер и прочая публика из Вашингтона. Они тоже утверждают, что такая тоталитарная идеология как коммунизм не могла победить, а потому победил прогрессивный западный либерализм с его свободами. В угоду этой концепции и идет активное переписывание истории и одновременно демонизация России для последующей расправы над ней. Вы наверное и не заметили, что спели одним голосом со злейшими врагами России. Поэтому Ваша статья - это еще одна пощечина России и ее истории. Она останется на Вашей совести.

Вы хоть работы перечисленных Вами людей читали или просто имена выучили? Зачем бравировать тем, о чем Вы малейшего представления не имеете? Автор статьи имел в виду, что победил не коммунизм, а Россия. Такое на Западе не говорят и не скажу, это логично. Впрочем, победила действительно православная Россия, а не компартия с её "грабь награбленное" и "нравственно то, что служит делу революции".
Василий15 / 09.07.2015, 11:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Дробот
Святая София Константинопольская: статус мечети лучше статуса музея
Музейный статус храма являлся атрибутом светскости, борьбы с религией, толерантности и европеизации
21.07.2020
О концепции «российская нация»
Принять закон о государственной национальной политике можно и нужно
28.08.2017
Все статьи Семен Дробот
Бывший СССР
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36