Раскол и революция

0
1150
Время на чтение 14 минут

Тему подсказала серия статей, размещенных в последнее время на РНЛ и посвященных «христианскому социализму», «синтезу белой и красной идей» в качестве искомой национальной идеологии, наиболее подходящей, с точки зрения авторов этих публикаций, для настоящего исторического периода.[1] Наше же внимание привлек другой «синтез» - характерное для ряда работ сочувствие старообрядческому расколу, параллельное основной линии - сочувствию социалистическому строю, высокой тоске по советскому периоду российской истории. Такое сочетание представляется неслучайным, обусловленным внутренней близостью социал-демократических и раскольнических установок и устремлений, по принципу «подобное тянется к подобному», при всей их непохожести и внешней противоположности. Точки этого сближения и хотелось бы определить.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что известно наверняка. Респект расколу (непокорности церковной власти, посягательству на ее авторитет) однозначно идентифицирует позицию как либеральную. Если же при этом позиционируется принадлежность и к христианству (православию, в частности), значит, мы имеем дело с либеральным, секуляризированным христианством, или протестантизмом в широком значении слова (как вольнодумством и нигилизмом в церковной сфере). Соответственно, где-то здесь социализм со старообрядчеством и сходятся: первый - quasi-одухотворяясь, сублимируя свои общественно-политические амбиции и протесты в красивые «евангельские» идеалы человеколюбия; второй - обмирщаясь, редуцируя свои мистические претензии в фарисейство сугубо земных и эгоистических интересов.

«Образ Разина сложен и противоречив, но <...> глубоко по-православному раскрыт [Шукшиным]...» А как можно «глубоко по-православному» раскрыть образ анафематствованного Церковью патологического душегуба, кроме как указав на эту анафему? Каноны требуют от каждого, принадлежащего к Церкви, осуждения вместе с ней ею осужденных и запрещают церковное общение с отлученными от нее под угрозой аналогичных прещений. Следовательно, в таком скрытом духовном общении с раскольничеством и пребывает всякий сочувствующий ему, прикрывая это непотребство тем или иным идеалом. В данном случае тем, что «есть еще народный, фольклорный образ Разина в песнях - он там представлен былинным героем, борцом, заступником за народ. <...> Что же касается "бунта против Самодержавия", то Вы находитесь в заблуждении» (то есть, Церковь находится в заблуждении, потому что она тоже, как и оппонент пишущего, почитает Разина за вора, бунтаря и богоборца). «Разин, как известно, вез с собой на стружке "царевича" и опального "Патриарха". Ни Болотников, ни <...> Пугачев - никто из них не посягал на Самодержавие. Они - в меру своего разума хотели поправить недоброго царя на доброго. Так, разинское восстание во многом было связано не только с притеснением бояр-олигархов <...>, но и с расколом, в который вверг страну Тишайший, когда пол страны (и все казачество с ней) оказалось гонимыми...»[2] Делая скидку на мифологизированность сознания, воспитанного в идеологической традиции «освободительного движения», искажающей восприятие действительности до противоположности, тем не менее, отметим характерные приметы этого титанически-гуманистического мифа: Прометей «хотел помочь людям», а погрязшие в страстях «верхи» («недобрые» царизм с Церковью) никак не хотели, чтобы жизнь усовершенствовали мессии нового поколения (альтернативные «цари» и «царственное священство»), поэтому последние имели полное моральное право осуществить свой необходимый для общего блага подвиг, потому что «никак этот принцип справедливости не противоречит православному духу, ибо он - принцип этот - евангельский».

Еще раз обратим внимание на главную закономерность: в основе бунта Разина (1670-1671гг.) лежит старообрядческий раскол как бунт церковный (1650-е-1660-е гг.), духовное брожение предопределяет социально-политическое. То же самое можно наблюдать в расколе западного христианства (эпоха Реформации предшествует эпохе буржуазных революций) и в современных событиях (раскол «Киевского патриархата» и, как следствие, череда «оранжевых» революций). Более того, унификация церковных обрядов и книг XVII в. была инициативой царя Алексея и началась еще до патриарха Никона в рамках единого государственно-церковного, имперского проекта. Поэтому сама строптивость зачинщиков и вождей раскола расценивалась в том числе и как политический мятеж и соответственными мерами подавлялась. То же самое касается и Реформации: уже сами эти религиозные протесты были неразрывно связаны с формированием «третьего сословия» с их «волей к власти», стремлением «приватизировать» и государство, и церковь, и сопровождались восстаниями местных разиных (немецкого вольного «казачества» во главе с рыцарем У. фон Гуттеном в 1523г., в частности) и пугачевых (Крестьянской войной под предводительством Т. Мюнцера в 1524-1526гг.), а «великие» буржуазные революции были лишь завершением этого процесса. Соответственно, и в России именно из старообрядчества в дальнейшем выходят многие представители крупной буржуазии и играют не последнюю роль в революционном движении.

Другой автор ради скорейшего возвращения золотого века предлагает отлить в бронзу и брать пример с боярыни Морозовой. «Эта дама из высшего света, эта барыня-боярыня, когда неистовый Патриарх Никон замахнулся на некоторые догматы исконно русского Православия» (когда-то наряду с избушками на курьих ножках существовали на Руси и «исконно русские догматы»), «решив его "подреформировать", подтянуть к новым веяниям в мировом христианстве, вдруг обнаруживает в себе ревностную преданность древлему благочестию. Она отвергает все новшества Никона и, вместе с огненным протопопом Аввакумом, идет на прямое противостояние им. Идет в раскол. Так, по крайней мере, трактуются эти драматические события 17 века в нашей истории, хотя, по существу, раскольниками-то явились скорее Никон и его послушные "никониане", отступившие от отеческой традиции. На боярыню Морозову, как и на Аввакума Петрова, со стороны тогдашних "обновленцев" церкви обрушиваются все мыслимые и немыслимые гонения, давления и преследования. И эта первая богачка Русского царства, выросшая в роскоши и неге, мужественно переносит их, оставаясь глубоко преданной "неповрежденной" вере отцов и завещанному ими обряду». Поэтому и «одной из главных причин развала [советской] Державы было падение числа носителей и защитников социалистических идей - народовластия, равенства и братства <...> нынешние коммунисты вернуть свою власть в России <...> смогут <...> если среди них найдется достаточно людей, готовых умереть за коммунистические идеалы добра и справедливости. Как это отчасти было в дореволюционные и в "молодые" советские времена. <...> те советские люди, формально безбожные, тоже шли до конца "по пути Христа", в широком смысле слова, ибо они шли за торжество правды и справедливости, и не из личной корысти, а ради общего мира и счастья...»[3] Вот это «христианство в широком смысле слова», или «в меру своего разума», русски-народно, или социал-демократически, понимаемые «догматы» и «справедливость» и напрашиваются в параллель с самим духом старообрядческого раскола.

Теперь, что касается первичного здесь, как мы полагаем, сочувствия, то есть самих раскольников - освободительному движению. О «староверческой» составляющей бунтов Разина и Пугачева уже было сказано самими социал-христианами и старообрядцами-республиканцами. Первыми из титанов русского социализма обратили свой взор к старообрядчеству как благоприятной для революционной пропаганды среде уже Герцен с Огаревым, организовавшие с этой целью даже периодическое издание "Общее вече" (1862-1864), приложением к «Колоколу». «"О. в. " было популярным изданием, рассчитанным на массового читателя. В № 1 опубликована вступительная статья издателей, в которой они <...> приглашают к участию в "Общем вече" всех - "старообрядцев, людей торговых и мастеровых, крестьян и мещан, дворовых людей и разночинцев". Кроме того, издатели обещали помещать в "О. в." статьи, в которых будет разъясняться "настоящее положение России и нужды народные так, чтобы всякий неученый мог видеть, правду ли ему говорят". <...> В ряде статей Огарев знакомил читателей с программой тайной революционной организации 60-х годов "Земля и воля". <...> "О. в. " уделяло очень большое внимание вопросам веротерпимости, боролось против религиозных преследований в России. В духе "русского социализма" Герцена "О. в." рисовало картины будущего России».[4] Правда, старообрядческий епископ Пафнутий, вернувшись после встречи с Герценом из Лондона, запретил староверам всякие сношения с «безбожниками» (по совести ли, то есть принципиально, или не сошлись «в цене вопроса», история умалчивает). Как сказал бы Ильич, «неспособность широких масс и буржуазии сплотиться привели к поражению в борьбе (на том историческом этапе)».

Для освещения непосредственно революционного периода, дабы нас не обвинили в конфессиональной трактовке истории, снова обратимся к библиотеке самих староверов. По их официальным данным, во время революции 1905-1907 г. раскольники исповедуют по преимуществу умеренно-либеральные взгляды, что само по себе, конечно, уже реформаторство в отношении традиционного строя, хотя и еще в сдержанной, консервативной форме (о крайней оппозиционности в отношении канонической Церкви говорить лишний раз не приходится, ибо это, что называется, по определению, или постоянная здесь величина). «Старообрядческая буржуазия в целом в течение всей революции 1905-1907 гг. сохраняла лояльность к правительственной власти, дистанцируясь от "освободительного движения" и его партий. Ближе всех старообрядцам был Союз 17 октября». Что естественно после царского Указа «Об укреплении основ веротерпимости», значительно улучшавшего положение иноверцев и открывавшего перспективу дальнейшего расширения прав. Несмотря на это, имели место и более радикальные политические взгляды. «Политические лидеры старообрядческой буржуазии Д.В.Сироткин и П.П.Рябушинский были настроены левее, чем основная масса предпринимателей старообрядцев, но когда они выступали от имени старообрядчества, им приходилось учитывать общее настроение капиталистов-староверов и проявлять политическую сдержанность». Иначе говоря, у них и так дела в гору шли день ото дня (причем уже давно, начиная еще с либеральных реформ Екатерины II), им ли было быть недовольными и «качать права». Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. «Капиталисты-старообрядцы были одной из наиболее организованных и экономически сильных частей делового сообщества царской России. Проявляли они и заметную политическую активность. Но какие партии вызывали симпатии старообрядческого купечества и пользовались его поддержкой? Казалось бы, ясно, что капиталистам не по пути с социалистическими партиями, предлагавшими отнять у предпринимателей средства производства, а проще говоря, фабрики и заводы. Однако, как ни странно, накануне революции 1905-1907 гг. несколько видных представителей старообрядческого капитала сотрудничали с РСДРП - Российской социал-демократической партией, партией Ленина. Прежде всего, следует назвать одного из наследников нефтепромышленного дела Шибаевых - Глеба Сидоровича Шибаева, который непосредственно участвовал в революционном движении. Фамилия Шибаевых была хорошо известна в старообрядческом мире. Представитель одной из ее линий, И.И.Шибаев, долгое время являлся попечителем Рогожского кладбища. Сидор Мартынович Шибаев, начинавший как текстильный фабрикант, стал одним из пионеров нефтяного дела в России. Конечно, его сын Глеб сделался революционером не под влиянием отца. Политическое воспитание Шибаева-младшего прошло в стенах Московского университета, известного своими антиправительственными традициями. Однако следует отметить, что уже упомянутый И.И. Шибаев в 1862 г. привлекался к дознанию по делу революционера В.Н.Кельсиева, а тесно связанная с родом Шибаевых семья старообрядцев Морозовых также известна своим сотрудничеством с противниками самодержавия. Укажем здесь хотя бы на С.Т.Морозова, который щедро финансировал партию большевиков".[5]

К семнадцатому году заметно влево сдвигаются общие политические настроения староверов, причем уже не лидеров (капиталисты все-таки), но «широких масс». «...здесь, на съезде настоящей России, я понял, что это [безвозвратное падение монархии] действительно так. И как не поверить? Всходит на солею степенный старец, кладет осторожно на аналой смятую бумажку и начинает нескладно читать постановления своих доверителей, и прежде всего слышишь: "не надо нам царя, довольно царя, зачем царь. Бог дал людям царя за их беззакония", - и следует текст из Библии о помазании Саула. Апостольского вида красноглаголивый представитель чистопольской общины, пророком гремит: "Moнархия пала, пала с позорным шумом, и больше не воскреснет. Гнев Божий совершился; отмстил он за всех страдальцев наших предков, замученных и сожженных, "Мне отмщение и аз воздам". - И зачем нам, братие, обращается он к съезду, опять монархия, мало повысосала она из нас крови, я всецело присоединяюсь к демократической республике и так меня уполномочили сказать мои доверители". Мне пришел на память 1905 г., тогда больше волновались, больше жгли (я тогда был в деревне) и все-таки не говорили, что не нужно царя, не считали его виновником своих тягот, а сваливали все на его советников. А теперь? Огромная разница, десять лет совершенно переродили население».[6] «23 марта в помещении биржи состоялось многочисленное собрание московских старообрядцев всех согласий (белокриницких, беглопоповцев, поморцев, федосеевцев и друг.) по вопросам текущего политического момента. <...> Горячий, страстный спор вызвал вопрос: какой образ правления должен быть в России - парламентарно-монархический или республиканский? Все ораторы, за исключением только двух, решительно высказались за республику. Погибшая династия Романовых-Голштинских так много сделала зла России, что никто из ее граждан не стоит за эту династию. Даже самый принцип монархический, будь он в лучшей парламентарной форме, вызываете отвращение и ужас. Вопрос об образе правления не был поставлен на голосование, вследствие того, что решено созвать Bcepoccийский съезд старообрядцев, где он будет поставлен на обсуждение, но и без голосования было ясно, что огромное большинство собравшихся старообрядцев, во главе с своими известными деятелями, стоит за учреждение в России республиканского образа правления».[7] «О деятельности юго-западных старообрядцев и образовавшемся среди них всероссийском союзе напечатано в социал-демократической газете "Новая жизнь". 16 апреля, - говорится в этой газете, - в г. Юрьеве, Лифл. губ., в молитвенном доме состоялось собрание старообрядцев-беспоповцев поморского согласия.. <...> Принят следующий порядок дня: 1) о желательной форме правления; 2) об отношении к Временному Правительству; 3) об отношении к петроградскому совету Солдатских и Рабочих Депутатов. <...> По первому вопросу горячую речь произнес народный учитель Макаров, воскресивший в памяти слушателей те гонения, которым подвергалось старообрядчество при монархии. Картину дополняют другие ораторы. В результате устанавливается отрицательное отношение к монархии. Собрание единогласно, открытым голосованием, высказывается за демократическую республику, причем старцы радостно приветствовали толкование слов "демократическая республика": народоправство, народное правление. По второму вопросу собрание также единогласно постановляет поддерживать Временное Правительство духовно - молитвами и материально - участвуя в подписке на заем свободы. <...> По третьему вопросу принимается уже не единогласно, а абсолютным большинством следующая резолюция: "Собрание старообрядцев г. Юрьева от 16 апреля 1917 г. постановило приветствовать Совет Солдатских и Рабочих Депутатов и поддерживать его, как орган контроля за работой Временного Правительства"».[8] В годы гражданской войны, впрочем, сказался «классовый антагонизм» либерально-консервативного (буржуазно-христианского) сознания староверов и советской власти, и первые выступали уже как реакционная, контрреволюционная сила (но это была уже скорее внутренняя борьба, раздел шкуры совместно убитого русского медведя, перераспределение завоеванных «свобод»).

Скажут: да ведь и сами «никониане» тогда не отставали от раскольников в этом процессе радикализации (и, одновременно, утопической идеализации) политических взглядов, в этой одержимости духом титанической теургии, в зуде преобразований вселенского масштаба (под видом возрождения «древлего христианства», «евангельских принципов» насаждения Царства Божия на земле), если даже Поместный Собор 1917 года приветствовал свершившийся государственный переворот... Совершенно, верно. Об этом и речь. Символично в этом плане, что отречение у царя лично вырывал формально принадлежащий к единоверию (старообрядчеству в юрисдикции Русской Церкви) октябрист А.Гучков (то есть консерватор, казалось бы). Поэтому (возвращаясь к тому «синтезу», с которого начали) речь и идет об этом сближении, или смешении канонического христианства с неканоническим, в свою очередь ассимилирующимся с язычеством мира сего. Одну из форм этого смешения, или этой тенденции к «протестантизму восточного обряда» мы, скорее всего, и наблюдаем в новейшем российском «синтезе белой и красной идей». Смешение «белого» и «красного» дает «розовое» (социал-демократическое, романтически-республиканское), а это в спектре идеологий совсем недалеко от «оранжевого», или «голубого» (либерально-демократического, буржуазно-республиканского). Эти же самые оттенки quasi-христианского народовластия давно уже доминируют на Западе: Христианско-демократическая и Демократическая партии (левые христиане) являются правящими в Германии и Италии; или входят в правящие коалиции (как в «синтез» центра) с Социал-демократическими партиями в странах Скандинавии; протестанты различных деноминаций составляют большинство как среди демократов, так и среди республиканцев США; Социалистическая партия правит в католической Франции. Там же мы наблюдаем и дальнейших уход этого процесса влево, или еще более радикальные формы этой ассимиляции - те же «розовое» и «голубое» уже в тождественном значении «христианского гомосексуализма» и прочих революционных синтезов христианства с «нетрадиционными» вещами.

[1] «Государство, общество и личность - это целеустремленные системы. Нельзя стране нормально развиваться без позитивной духовно-нравственной идеологии. Такая "белая" православная идеология была в царской России, "красная" идея труда и социальной справедливости была в советской России. Синтез этих идей возможен и как показывают результаты честных социологических исследований более 75% населения хотели бы воплотить именно эти идеи, а не "голубую" либерально-капиталистическую мечту» (Семенов В. Отсутствие идеологии приближает апокалипсис / http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/23/otsutstvie_ideologii_priblizhaet_apokalipsis/ ).

[2] Грунтовский А. Ответ священнику Сергию Карамышеву / http://ruskline.ru/special_opinion/2015/06/otvet_svyawenniku_sergiyu_karamyshevu/

[3] Щербаков А. Персты боярыни Морозовой / http://ruskline.ru/analitika/2015/06/04/persty_boyaryni_morozovoj/

[4] Общее вече / Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор / http://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-4281.htm.

[5] Селезнев Ф. Старообрядческое купечество и политические партии в годы революции / http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/219-1-0-344.

[6] Впечатление от съезда староверов-поморцев 1917г. / Слово Церкви. 1917, №18 / http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/219-1-0-1335.

[7] Собрание московских старообрядцев всех согласий / "Слово Церкви", 1917, № 14 / http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/219-1-0-1316.

[8] Всероссийский союз старообрядцев / Слово Церкви, 1917, № 21) / http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/219-1-0-1337.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Раскол и революция

Прочитал статью: как глоток свежего воздуха. Автору - многая лета!
Лебедевъ / 16.06.2015, 10:57

5. Ответ на 4., ortodox:

то извините- мы ТОЧНО деградиркем.

А чего извиняться -«Нет, это не факт, это больше чем факт — так оно и было на самом деле». Х/ф «Тот самый Мюнхгаузен»
Лебядкин / 16.06.2015, 07:04

4. Re: Раскол и революция

Эт хорошо, что молодой человек не пьёт водочку, а пишет исторические статьи. И то лучше. Но что-то не понял, какой вывод он делает, где результат переработки прочитанных им книжек ? Если всё сводится только к "теории смешения цветов" и здравых ЛОГИЧНЫХ выводов у него нет, то извините- мы ТОЧНО деградиркем.
ortodox / 15.06.2015, 06:17

3. Ответ на 2., Олег Владимирович Коршунов:

.... Едва ли существует такое государство, в строительстве которого они бы приняли участие. ....надо же хоть как-то противостоять ново-старой экспансии.

А что, в Вашем комменте - не тот же дух ново-старой экспансии новообновленцев с их застреванием на теме коммунистических репрессий?
Лебядкин / 12.06.2015, 19:49

2. Хорошо, что есть такие авторы

Важные сведения о поддержке демократии раскольниками-старообрядцами. Однако, иного трудно было ожидать от них. И если для большинства других людей, поддержавших революцию, это было духовным заблуждением и падением, то раскольники, как правильно показывает автор, всегда жили "во всем этом". Дух противоречия не конструктивен. Социалистический и демократический строй тоже не устроил старообрядцев. Едва ли существует такое государство, в строительстве которого они бы приняли участие. С деньгами у них лучше получается при любом строе, как и у известного малого народа. Хорошо, что есть такие авторы, а то наши православные СМИ, включая РНЛ, превратились в рупор старообрядческого раскола с его однолинейной трактовкой истории и нападками на Матерь-Церковь. Пиши, брат, на эту тему чаще, надо же хоть как-то противостоять ново-старой экспансии.

1. Re: Раскол и революция

Безусловно, статья интересна, и интересна она в первую очередь тем,что в ней весьмя изящно и .... прямолинейно (одновременно) замалчивается нынешняя официальная позиция РПЦ МП по данному вопросу (оставим на счет стилистических предпочтений и придирок то, что автор - несколько лукав, как представляется - синонимизирует понятия староверия и старообрядчества). Полностью затемнена и тема единоверия и единоверческих приходов. И, наконец - взаимное примирение сторон РПЦ МП и РПСЦ молчаливо обходится, а единение РПЦ МП и РПЦ(З) совсем уж как-то "провально" выцветает на этом фоне молчания. Собственно, создается впечатление, что автору - либо его "вдохновителям" - интересна не сама тема, а возможность свалить некоторые срамные моменты российской истории на староверов. Но такой подход приводит ТОЛЬКО к печальным последствиям - молодняк посмотрит на эту бодягу - и потянется в сторону, например, ИГИЛ - а потом рунет будет бурлить - "что" да "как' да "почему".
Лебядкин / 12.06.2015, 14:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Вячеславович Буздалов
«Вскормленный в неволе…»
Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд
12.04.2024
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Пугачевский бунт Пригожина
Глава ЧВК «Вагнер» захотел сам «делать историю»
26.06.2023
Все статьи Александр Вячеславович Буздалов
Последние комментарии
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
19.07.2024 19:12
Империя Сталина
Новый комментарий от Советский недобиток
19.07.2024 17:49
В «Собачьем сердце» злодей вовсе не Шариков
Новый комментарий от Советский недобиток
19.07.2024 17:38
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Русский танкист
19.07.2024 15:28
Куда мы идём?
Новый комментарий от учитель
19.07.2024 12:51
День памяти Царственных Страстотерпцев
Новый комментарий от Человек
19.07.2024 12:27