В Юрьев-Польском в Юрьев день

0
149
Время на чтение 4 минуты

Два с половиной часа на легковой машине из Москвы - и ты уже на благословенной Владимиро-Суздальской земле. Второй раз я, по приглашению наместника Михаило-Архангельского монастыря богоспасаемого града Юрьев-Польского, и оба раза на память св. вмч. Георгия. Как всегда искушения с приготовлениями к поездке. Для помощников почему-то было достаточным ориентира: в Юрьев-Польский, к о. Афанасию. Я их еще назвал Жуковыми (намек на Ваньку Жукова - героя одного из рассказов Антона Павловича Чехова, писавшего «на деревню дедушке»). Было забавно наблюдать, как в 20-тысячном городе, в котором на сегодня три монастыря и два приходских храма, помощники с громкими криками кружились рано утром вокруг церковных оград, безуспешно пытаясь проникнуть внутрь. Один даже пытался выкручивать гайки в дверях. Я безстрастно заметил: «В следующий раз надо прихватить с собой гвоздодер на случай таких сложностей».

Первое, на что я обратил внимание, когда мы, в конце концов, добрались до Михаило-Архангельского монастыря, расположившегося у крепостной стены, была Надвратная церковь в честь апостола Иоанна Богослова (18 век). Она была вся в лесах - Министерство культуры выделило значительные средства на реставрацию обители. Михаило-Архангельский монастырь был основан в XIII веке князем Святославом Всеволодовичем, первым удельным князем Юрьева-Польского, мощи которого в настоящее время почивают в главном храме обители, посвященном Михаилу Архангелу. В храме проходят ежедневные монастырские службы. Я здесь совершил молебен вмч. Георгию по старому обряду. В результате татаро-монгольского нашествия и польско-литовской интервенции монастырь был полностью разрушен. Дошедшие до нас постройки монастыря датируются XVII-XIX веками. Помимо названных уже Надвратной Богословской церкви и Михаило-Архангельского собора, в комплекс монастыря входят Знаменская церковь, Архимандритский корпус, колокольня (1683 г.), деревянная Георгиевская церковь (она была привезена из деревни).

Особенность монастырского бытия состоит в том, что значительную часть монастырских построек (в частности, Архимандритский корпус со Знаменской церковью (1625 г.)) с 1920 года занимает музей-заповедник. С музеем монастырская община мирно сосуществует, что не так часто случается. Директор музея - воцерковленный человек. Она даже поет на клиросе. Очень красива колокольня шатровой архитектуры. Построена она была в конце 17 века, когда еще действовал запрет на строительство храмовых колоколен в таком стиле (его ввел патриарх Никон в середине 17 века). В деревянном храме располагается склад музея. Для богослужений он не используется. За оградой монастыря находятся еще два храма - Троицкий (он был построен в честь 300-летия Дом Романовых) и один из самых древнейших храмов Руси - Георгиевский (12 век). Этот храм был последним из храмов такого стиля, построенных накануне вторжения монголо-татар. В нынешнем году на память св. Георгия, после долгого перерыва, в храме была совершена первая Литургия. Служил глава новообразованной Александровско-Юрьев-Польской епархии архиепископ Евстафий. Два слова о службе. Главное впечатление - сосредоточенность и благоговение, с которыми архиерей совершал ее. Это чувствовалось с ее первого момента и до последнего.

Конечно, меня хлебом не корми, отмечу и недостатки, за мной не станет. Часы были вычитаны до приезда архиерея - это часто делается. Архиерей после встречи прошел в алтарь (он пока не отгорожен иконостасом - его еще не восстановили), где начал облачаться. Замечу, что речь идет не о торжественной облачении на средине храма. Возникает вопрос: а чем заполнить эту паузу, когда шло облачение архиерея и зачем нужно было духовенству облачаться заранее, а не после входных молитв, как это положено по уставу? Выхода два - либо читать поучение, либо хору начинать импровизировать (было второе). Не лучше ли было облачиться на часах. Приведу еще один момент, и этим ограничусь. Крестный ход. То, что  в процессе его поют - это в значительной степени тоже импровизация. И  так практически повсеместно (не так по старому чину). В данном случае пасхальные стихи с припевом пасхального тропаря чередовались с ирмосами пасхального канона. Заметное оживление, как всегда, вызывало у народа обильное окропление его святой водой. В конце крестного хода у входа в храм у иконы св. Георгия (она была с частицей мощей) архиерей прочитал молитву, после чего духовенство с пением величания вошло в храм. На этом все закончилось. А где же окончание молитвенного последования крестного хода - заключительная ектенья, отпуст и многолетия? Отмечу еще особенности (две, по крайней мере), которые обратили внимание на самой Литургии (конечно, они есть у каждого архиерея). Первое: когда архиерей возглашал «Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей» - на последних словах, означающих паству, владыка трикирием обвел стоящих в храме. Наглядно, но этого нет в уставе. Второе: когда во время пения Символа веры все сослужащее духовенство подходило к архиерею для лобзания его рамен (плеч     -по-русски) и руки, владыка каждого благословлял. Некоторые из священнослужителей, в частности, я, начинали сначала целовать благословляющую десницу архиерея, в то время, когда нужно было лобызать его рамена. Не обошлось и без искушений. Я, например, после причащения намеревался принимать запивку из архиерейской чашки. Иподиакон ловким движением руки упредил мое поползновение, «уведя» чашку у меня из-под носа. Легла на душу проповедь владыки. Он говорил о значении скорбей в духовной жизни человека, о том, что они не случайны, посылаются Богом для нашего вразумления. Чувствовалось, что за этими словами стоит глубокий личный опыт.

На трапезе, в своем слове, я вспоминал общение с владыкой Евстафием в Даниловом монастыре. Наши кельи были рядом. В обители владыка нес послушание старшего ризничего, готовил, в частности, Троицкий собор к освящению. Было видно, что исполняет свое послушание он добросовестно, с полной отдачей сил. То же самое я наблюдал в Ярославской епархии в Спасо-Яковлевском монастыре, где о. Евстафий был наместником. В Чите, куда он был направлен после рукоположения в сан епископа, его заботами был построен кафедральный собор. Во главу угла у него всегда была молитва. Отличительными его качествами были целеустремленность и спокойная твердая методичность в достижении поставленных целей.

Не менее симпатична личность наместника обители, игумена Афанасия. То, что он курирует старообрядное направление в жизни епархии, уже по определению нас сближает. Импонирует в нем смиренное добродушие, гостеприимство и искренность в общении. Поистине, человек, «в нем же несть лукавства»!

Приезд в это древнее намоленное место согрел душу и укрепил духовно.

Сахаров

СахаровСахаров
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Фотолики старообрядцев «чёрного» континента
На Рогожском открылась выставка, посвящённая старообрядчеству в Уганде
05.05.2025
В гостях у старообрядческого митрополита
Общение с митрополитом Корнилием всегда было тёплым и доброжелательным
01.05.2025
«Сербия выстоит, если Россия победоносно завершит СВО»
В Институте Стран СНГ прошёл Пасхальный Круглый стол
23.04.2025
И сколько нас, искренне верующих?
Впечатления участника пастырского совещания в Москве
22.04.2025
Среди татар распространяется провокационный «неоордынский» проект
Записки участника учредительного заседания Касимовского Клуба
11.04.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Идеологические посылы от Путина
Новый комментарий от Алекс
10.05.2025 19:32
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Александр Т
10.05.2025 17:29
О «святых огурцах», или О чем нельзя молчать...
Новый комментарий от Игорь Ал
10.05.2025 17:28
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Новый комментарий от учитель
10.05.2025 16:36
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.05.2025 15:13
Юрий Погода. Убит режимом Зеленского
Новый комментарий от Калужанин
10.05.2025 14:07
Наш святой «Бессмертный Полк» не ушел от нас…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.05.2025 13:15