В самом конце декабря прошлого года по региональным и федеральным СМИ прокатилась мощная волна откликов на появившиеся на православном храме-памятнике воинам, павшим при взятии Казани, надписей красной краской:
«1552» ( год взятия Казани войсками Иоанна IV Грозного- М.Щ.), «никто не забыт ничто не забыто», «татар уян» («проснись татарин»- тат.- М.Щ.), «Лена зачем ты крестила наших детей твой Ильфатик», «Азатлык» («Свобода» - тат. и одноимённая татарская национал-сепаратистская организация в Татарстане - М.Щ.)
Пятьдесят два источника в Интернете за час нашлось с публикациями об этом событии тогда, а всего их сколько - не ведомо.
Без огласки обратился в прокуратуру республики, но поскольку дело шло «не шатко не валко» - потом 06.04.2015 - и в прокуратуру Российской Федерации.
Тем более, что за то время, что наши силовики, не торопясь, занимались этими надписями, появились новые. На этот раз - в подземном переходе от ст. Метро Кремлёвская, такого содержания:
«Долой московско-чекистскую хунту!»
«Смерть оккупантам!"
«Свобода татарскому народу!»
«Свободу Рафису Кашапову!» (татарский национал-сепаратист, осуждён по ст. 282 - М.Щ.).
Кто тут «хунта» и «оккупанты», и кому именно «смерть», гадать - особо не надо.
Итак, подал вышестоящим и снова без огласки - чего воздух колыхать, коли уладится.. Но на днях получил любопытнейший ответ из прокуратуры Республики Татарстан, куда моё заявление, как это часто водится, спустила прокуратура федеральная, хотя случай-то - не из «частых», обыкновенных. И, вот, теперь вижу, надо предавать эту переписку публичной огласке.
Поразительны и возмутительны выводы «экспертизы», на которые ссылается татарстанская прокуратура в своём ответе на моё заявление в прокуратуру федеральную. Вот, цитата из этого ответа:
«Согласно заключению экспертизы от 10.04.2015 в надписях «1552», «никто не забыт ничто не забыто», «татар уян»», «Лена зачем ты крестила наших детей твой Ильфатик», «Азатлык», выполненные на стенах храма-памятника в честь Нерукотворного Образа Спасителя (выделено мною, М.Щ.), расположенного на реке Казанка, прямые либо косвенные призывы к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно по принадлежности к какой-либо социальной группе, не обнаружены».
Итак, отныне на стенах культовых сооружений можно писать надписи, и это - никого не обидит, так, господа местечковые эксперты и прокуроры? Или - только на православных церквях писать можно, на сооружениях других конфессий - ни в коем случае?
А ничего, господа эксперты, что в основании этого храма покоятся кости православных воинов, павших при взятии Казани в 1552 году (эти цифры на четырёх колоннах при входе в храм намалёваны были едва не в рост человека - фото), с учётом этого факта все данные надписи - сущий пустячок? Никаких струнок, побуждающих у тех многочисленных, кто относит себя к потомкам Казанского ханства чувства откопать эти кости и что-либо сотворить с ними, а может - с живыми потомками «захватчиков» - не затрагивает ? Не говорим здесь того, что объект является памятником федерального значения, это для экспертов, по-видимому - совсем пустое.
Надо отвлечься на то, что мнения специалистов-гуманитариев, а именно их заключения часто называют «экспертизами», ложатся в основу очень многих удивительных судебных решений. Вот, например, напишет такой специалист заключение о том, что-де указанный текст в виде цитаты от классика русской литературы, является «экстремистским», «разжигает», «возбуждает», и так далее - и практически готово судебное решение, признающее данный текст «экстремистским материалом». Точно также - в отношении картин великих художников - тоже, во многих случаях, кстати - русских. Что для этого достаточно? А всего-то - наличие профильного диплома о высшем образовании у дающего заключение и кого-либо «возбудившегося» человека, обратившегося в суд. И если заключение положительное - суд в 99 из 100 случаев примет тоже положительное решение: материал - экстремистский. Перечень материалов, признанных таковыми подобным образом экстремистскими, публикуется на сайте Минюста России, он составляет на сегодня более десяти тысяч материалов. Нельзя сказать, что справедливость сомнительна по значительной их части, но есть вещи курьёзные и даже смешные. Ссылаться не стану, а то потом не до смеха будет. В любом случае, знать каждому гражданину наизусть этот перечень - невозможно.
В Республике Татарстан эксперты, догадываемся, - знатные.
Вот, по одной экспертизе студентку оштрафовали за полиэтиленовый пакет с изображением славянского коло врата, по другой - уже не смешно - посажали на большие сроки целую группу русских ребят, просто собиравшихся и болтавших о том-о-сём. Даже покойного лидера русского движения Республики Татарстан профессора-социолога с мировым именем Александра Леонидовича Салагаева (1952-2014) травили перед смертью угрозами преследования по экспертизе, в которой экспертом (даже в данном случае не имеющим профильного высшего образования) «изобретена» новая национальность - мигранты.
Но в этом случае с надписями, после массовых поджогов церквей в 2013 году, терактов и если ещё учесть разгул в республике ваххабизма, извините, подобные вещи, которые тянут на осквернение православного храма и косвенные призывы к массовому насилию и вражде, пропускать, считаю, категорически нельзя!
Поэтому и обратился я в прокуратуру Российской Федерации повторно, в порядке обжалования ответа прокуратуры субъекта, благо это предусмотрено законом, по которому, кстати, вновь «спустить вниз» моё заявление для дачи ответа теперь федералы уже не имеют права. Но - посмотрим на результат, хотя главным результатом стало бы искоренение такого явления, как вызывающие надписи на стенах в моём городе.
А как, кстати, с искоренением явления?
Надписи в подземном переходе возле Казанского Кремля (27.03.2015) |
Вот, возвращаясь к полученному ответу, представитель прокуратуры РТ, не абы кто, а целый и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (!) С.Р.Зиятдинов, пишет. Дескать, сотрудники силовых ведомств днями и ночами бдят, ищут экстремистов, берегут, так сказать покой граждан, и так далее. Правда, никого из подозреваемых нет до сих пор по данному случаю. И опрашивали, предполагаю, по данному делу, только меня одного - что-то подсказывает.
А насчёт новых надписей в подземном переходе, так и вовсе, голословное утверждение «признаков преступления не установлено», не утруждаясь даже всякой экспертизой.
А, вот я, даже не имея диплома психолога или языковеда, осмелюсь предположить, что если всё-таки провести психо-лингвистическую экспертизу, только независимую, извне республики, этих художеств, то последуют примерно такие выводы.
«Надписи "Долой московско-чекистскую хунту!", "Смерть оккупантам!", "Свобода татарскому народу!", «Свободу Рафису Кашапову!» в силу общих - места размещения, стиля графики и цвета (а значит, вероятнее всего, единого авторства) подлежит рассматривать в их взаимной связи. В них имеется призыв к убийству представителей «московско-чекистской хунты», освобождению от неё татарского народа и осуждённого ранее по ст. 282 Рафиса Кашапова. Под «московско-чекистской хунтой» вероятнее всего подразумеваются распространённые в среде определённых кругов национал-сепаратистов Татарстана представители федеральной власти и поддерживающие её русско-язычные, проживающие в Республике Татарстан» (выделено мною, - М.Щ.).
... А, между тем, уже в апреле 2015 г., опять в центре Казани, и не где-нибудь, а около второго корпуса главного образовательного учреждения республики - Казанского федерального университета - появляется на стенах новая надпись. На этот раз - уже более содержательная и конкретная:
«РУССКИЕ СВИНЬИ УЕЗЖАЙТЕ»
Надпись на одном из зданий КФУ (апрель 2015 года) |
Ну, не конкретный ли результат «упорной работы» местных силовиков, о которой за них так усердно отчитывается и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму республиканской прокуратуры?
Вопрос, как говорится, риторический.
Да и зачем им, силовикам искать реальных террористов и столь наглых провокаторов-стенописцев, когда гораздо проще, сидя в креслице, сканируя соцсети, выявлять и по быстренькому оформлять всяких Интернет-«экстремистов». А если называть вещи своими именами - обыкновенных мальчишек, поставивших в «мои видео» или на другие личные ресурсы, какой-нибудь из упомянутых более десяти тысяч признанных экстремистскими, материалов, и по неосторожности, не отметивших их галочкой «приватный просмотр». Эта «работа» у нынешних профессиональных борцов с терроризмом и экстремизмом, существующих кстати за наши, налогоплательщиков, деньги - гораздо успешнее получается и поставлена на конвейер. Не пыльная работка, зато позволяет хорошо отчитаться, звёздочки получить, повышение по службе и зарплате. А если что - и экспертов привлечь легко можно. За государственные, то есть опять - наши, налогоплательщиков, деньги. Есть у меня и сейчас пара таких мальчишек, все вокруг в шоке от такого «привлечения за экстремизм». Так чего говорить - самого чудом миновала чаша сия. До сих пор, как вспомню, как ФСБшник геройски мне под видеозапись повестку вручал (это, наверное, чтоб отчитаться перед начальством за такой свой геройский подвиг) - так оторопь вновь берёт от возмущения. Сказал я этому орлу тогда, дескать, не позорьте организацию и прекратите клоунаду. Да, что там...
Ещё один случай характерный вспомнился, кстати, на митинге к годовщине присоединения Крыма, в этом году 18 марта. Тоже - эксперты не пустили нас, русских активистов, на этот митинг. В роли эксперта-искусствоведа выступил на этот раз ... сотрудник полиции. В форме, в чине майора, по-моему. Не понравился ему исторический флаг Российской империи, с которым мы пришли на мероприятие. Но, это ещё - ладно. Не пустили эти эксперты-искусствоведы в погонах и около сотни представителей национально-освободительного движения Евгения Фёдорова с георгиевскими флагами и надписью «НОД» по центру. Видимо, какой-то «не той» национальности это НАЦИОНАЛЬНО-освободительное движение для Республики Татарстан оказалось по их мнению.
И, вот, стоим мы за территорией этого торжества татарстанского официоза, у выхода. Со своей символикой, собираем, как планировали, помощь Донбассу, в барабан соратник бьёт рядом. А на нас - прицел видеокамеры, да так пристально, неотступно. И, ведь, все сорок минут, что стояли - снимал сотрудник, как мы помощь Донбассу принимали под бой барабана. Так-то, уверенность есть что предъявить будет нечего, не нарушаем ведь. А с другой стороны - думаем - мало ли как трактовать станут это видео какие-нибудь снова эксперты.
А в это время - выступающий с официальной сцены - возьми да вскинь руку в нацистском приветствии в конце своего выступления. Да так откровенно! Но ему - беспокоиться нечего, он - из «Единой России». И, верно, пронесло эмоционального парня, даже разбирательство кто-то инициировал, но не привлекли. Только статья - публицистическая, не уголовная позднее вышла в местной демократической Вечерке - «Прокуратура Казани разрешила зиговать».
А, вот, нашему-то брату, патриотам России в Республике Татарстан, если что - не видать милости, при малейшей погрешности - по максимуму приплюснут, иллюзий не питаем. Проверено.
Только, вот, вопрос в связи с этим всем: кому на самом деле служат силовые структуры в нашем регионе России?
И что будет, если при бездействии силовиков по этим недвусмысленным настенным призывам возымеют они практическое воплощение?
Так или иначе, но письмо в прокуратуру Российской Федерации отправлено.
Его и существенное из предыдущей переписки с прокурорами прилагаю в оригинале.
А, кроме того, настоящей статьёй публично обращаюсь в силовые и правоблюстительные структуры России о рассмотрении всего представленного здесь материала и самой статьи как единого целого.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан (г.Казань)
Последнее письмо с пометкой сайта прокуратуры Российской Федерации «Ваше сообщение принято под номером ID 758712 и будет рассмотрено в установленном порядке»
26.05.2015
В прокуратуру Российской Федерации
Обращаюсь в порядке, поступившего мне из Прокуратуры Республики Татарстан, прошу пересмотреть её решение.
На моё повторное обращение в Прокуратуру Российской Федерации (принято под номером ID 693420) по поводу оскверняющих надписей на православном храме в Казани и появления других надписей экстремистского характера в центре города, мне ответила прокуратура Республики Татарстан (исх. № 27-134-2015, ответ поступил в почтовое отделение 420015 17.05.2015г., копию прилагаю)
Ответ считаю не соответствующим закону.
1. В ответе отсутствует информация и не дана оценка достаточности принятых оперативно - следственных мер.
2. Экспертиза, как это следует из ответа, проведена без учёта того, что надписи «1552» ( год взятия Казани войсками Иоанна IV Грозного), «никто не забыт ничто не забыто», «татар уян»», «Лена зачем ты крестила наших детей твой Ильфатик», «Азатлык» - выполнены на православном храме, построенном в память о захороненных под этим храмом православных воинов, павших при взятии Казани.
3. Никак не оценён тот факт, что к заявлению приложены ссылки на 52 источника (и это - конечно - не исчерпывающий перечень) публикаций в СМИ, включая федеральные, в каждой из которых описанию данного факта сопутствуют определения «экстремизм», «осквернение», «вандализм», и т.п.
4. Отсутствует оценка данных надписей как акта вандализма. В ответе проигнорирован тот факт, что объект является памятником федерального значения.
5. Вывод по факту размещения надписей в подземном переходе станции метро «Кремлевская» о том, что «признаков преступления не установлено» - никак не обоснован. Также не проведена психо-лингвистическая экспертиза надписей, а именно:
"Долой московско-чекистскую хунту!", "Смерть оккупантам!", "Свобода татарскому народу!", «Свободу Рафису Кашапову!».
В данных надписях при рассмотрении их во взаимной связи (в силу общих - места размещения, стиля графики и цвета) очевиден призыв к убийству представителей «московско-чекистской хунты», освобождению от неё татарского народа и осуждённого ранее по ст. 282 Рафиса Кашапова. Известно, что под «московско-чекистской хунтой» татарские национал-сепаратисты понимают представителей федеральной власти и поддерживающих её русских, проживающих в Республике Татарстан.
6. Не является допустимым основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и ссылка на то обстоятельство, что «лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, не установлены».
7. Вывод о том, что «правоохранительными органами республики принимаются все возможные предусмотренные законом меры к недопущению и пресечению размещения в общественных местах надписей экстремистского содержания, а также к изобличению размещающих их лиц» (выделено мною - М.Ю.Щ.), является противоположным логически вытекающему не только из пп. 1-5 настоящего заявления, но и из самого обжалуемого ответа Прокуратуры Республики Татарстан.
Подтверждением необоснованности ответа в целом и неверности вывода в частности является продолжающиеся факты появления в центре Казани надписей экстремистского характера, например, «русские свиньи уезжайте», на этот раз - возле второго корпуса КФУ, которые можно увидеть на месте и в Интернете.
Согласно ст. 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», любое действие или бездействие прокурора, а также принятое им решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
Поэтому прошу рассмотреть настоящее заявление в Прокуратуре Российской Федерации и не пересылать его в третий раз для ответа в Прокуратуру Республики Татарстан.
М.Ю. Щеглов
Предшествующее письмо с пометкой сайта прокуратуры Российской Федерации: «Ваше сообщение принято под номером ID 693420 и будет рассмотрено в установленном порядке».
06.04.2015
В прокуратуру Российской Федерации
16.12.2014 г. мною в прокуратуру Республики Татарстан было направлено письмо о необходимости принятия мер прокурорского реагирования по факту осквернения Храма-памятника Спаса Нерукотворенного в Казани.
Дело приобрело общественный резонанс, случаи осквернения православных святынь в республиках с частично мусульманским населением России резонно признаются экспертами крайне возбуждающими общественное мнение.
Подтверждением тому в данном инциденте является крайнее обилие последовавших за событием публикаций в СМИ (только некоторая часть ссылок на них - прилагается).
31.12.2014 из прокуратуры Кировского р-на г. Казани мне поступило краткое сообщение за № 715 21 - 2014 о том, что по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 214 ч.1 - вандализм, что виновные лица устанавливаются и что приняты меры к ликвидации надписей.
«Меры к ликвидации надписей» выразились в том, что надписи замазывали монахи Кизического монастыря по благословению своего наместника игумена Пимена.
Однако о дальнейших действиях органов прокуратуры и правоохранителей - ни мне, ни широкой общественности ничего не известно.
Символично, что в день появления публикаций 15 декабря в Казани состоялось расширенное заседание Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Президенте Республике Татарстан с участием самого главы региона Рустама Минниханова.
Подобные совпадения дискредитируют власть и силовые структуры.
Позднее аналогично 27 марта в день визита в Казань председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Иллариона самом центре Казани в подземном переходе станции метро «Кремлёвская» были обнаружены надписи (фото прилагаются) "Смерть оккупантам!", "Долой московско-чекистскую хунту!", "Свобода татарскому народу!". «Свободу Рафису Кашапову!». Надписи были вскоре потёрты и замазаны, однако публикации о событии появились в соцсетях.
Таким образом, надписи экстремистского характера продолжают появляться в общественных местах, что говорит о неэффективности мер, принятых региональными органами прокуратуры.
Учитывая, изложенное, ввиду важности пресечения деятельности экстремистского характера, ввиду угрозы безопасности нашему государству от лиц, совершающих подобные противоправные действия, прошу провести повторную проверку с привлечением работников прокуратуры федерального уровня.
М.Ю. Щеглов
И скан ответа на него ниже
1. Re: В Татарстане прокуратура не углядела осквернения в надписях на православном храме?