Социализм – антагонист социальности

Бывший СССР 
0
1572
Время на чтение 6 минут

Некоторое время назад протоиерей Всеволод Чаплин поделился своим видением будущего России. По его мнению, «Россия должна сочетать в себе черты социализма и монархии».[1] Это высказывание вызвало оживлённую дискуссию в нашем обществе, в том числе площадкой для обсуждения стал сайт «Русская народная линия». Затронутая тема крайне примечательна, поскольку мысленно отсылает нас ко времени господства социалистической модели экономики в нашей стране. Ведь дискуссия вокруг эпох Исторической России и советского государства идёт с пробуксовкой, а потому необходимо обратить самое пристальное внимание на толкование некоторых терминов, ибо их превратное представление, пусть и не злонамеренно, может завести нас в тупик. Ввиду этого позволю себе внести небольшую поправку в начавшийся диалог, опираясь на труды великого русского правоведа и религиозного философа Ивана Ильина.

В фундаментальном труде «Наши задачи» Иван Ильин уделил внимание глубокому различию между понятиями «социализм» и «социальность». По мнению философа, они отнюдь не совпадают, ибо «социальность - это живая справедливость и живое братство людей; и потому всякое установление, всякий порядок, всякий закон, от которых жизнь становится справедливее и братство крепнет, - социальны». Ильин раскрывает сущность этого феномена, обращая внимание на то, что «...первое условие социальности - это бережное отношение к человеческой жизни: к её достоинству, к её свободе. Порабощение и унижение человека исключает социальность, ибо социальность есть состояние духа и порядок духовной жизни...».[2]

В отношении социализма, если понимать под ним советский строй и соответствующий тип экономического и правового сознания, русский правовед занимал довольно жёсткую позицию. По его мнению, «социализм прежде всего угашает частную собственность и частную инициативу. Погасить частную собственность значит водворить монопольную собственность государства; погасить частную инициативу значит заменить ее монопольной инициативой единого чиновничьего центра». Говоря о последствиях социалистического эксперимента в России, Ильин пишет следующее: «Социализм антисоциален потому, что он убивает свободу и творческую инициативу; уравнивает всех в нищете и зависимости. Чтобы создать новую привилегированную касту партийных чиновников-угнетателей; проповедует классовую ненависть вместо братства; правит террором, создает рабство и выдаёт его за справедливый строй».[3] Об этом новом советском сословии, своего рода надклассе, начисто лишённом всяких представлений о совести и чести, абсолютно оторванном от нужд народа (что в полной мере сохраняется и сегодня), писали и другие публицисты, например, советолог М.Восленский («Номенклатура)», и югославский писатель М.Джилас («Новый класс»), и историк А.Авторханов («Происхождение партократии»).

Очевидно, глава Синодального отдела по внешним связям имел в виду именно социальность, а не социализм. В пользу этого говорит продолжение того же интервью, которое не пожелали заметить некоторые апологеты идеи сплава «царского» и «советского». По мнению протоиерея, «в России следует реализовать такую политическую систему, которая бы сочетала элементы жесткой централизованной власти и социального государства».[4] Вторым аргументом в пользу моего утверждения является и другое высказывание о. Всеволода (Чаплина). По вопросу отношения к Сталину и советскому режиму он говорит следующее: «...заслуги Сталина не могут снять с него бремени вины за уничтожение многих и многих безвинных людей. Снять с него эту вину мог бы только Бог, если бы Сталин покаялся. Но ни одного достоверного свидетельства о его покаянии мы не имеем. Его преступлениям должна быть дана оценка: политическая, правовая, нравственная, духовная. Нужно поставить вопрос о том, чтобы жертвы этих преступлений никогда не были забыты. В поддержании памяти о них общество сегодня сильно отстает от Церкви. Это тревожит, потому что забвение национальной трагедии такого масштаба всегда чревато ее повторением».[5] Трудно не согласиться с протоиереем и не заметить, что эта трагедия случилась именно в те годы, когда наш народ самоотверженно возводил социалистическую экономику, суть которой была столь тонко понята философом И.Ильиным.

Интересную позицию занял доктор философских наук А.Казин, один из авторов «Русской народной линии». По его мнению, «наилучшей общественной формацией для России является православная народная (соборная) монархия с открытым корпоративным устройством государства и широким народоправием земли (земщина). Это и есть православный социализм».[6] Безусловно, существуют разные трактовки термина социализм. В таком случае надо определиться с «дано задачи». Мы являемся гражданами страны, в которой в течение долгих семидесяти лет безраздельно господствовала советская власть, и потому нам проще принять в качестве социализма именно советский строй с отменой частной собственности, запретом на предпринимательство и прочими «прелестями». Можем ли мы называть социализмом, тем более православным, корпоративное устройство государства и широкое народоправие земли? В корпоративном государстве основные коллегиальные органы управления формируются из представителей профессиональных корпораций. Пример подобного государственного строительства в межвоенный период продемонстрировала фашистская Италия. В СССР же на протяжении всего века наблюдалась принципиально иная картина, поскольку власть осуществляла родившаяся из большевистских банд Российской империи партийная номенклатура, а не корпорации. Идея же широкого народоправия в советском государстве тем более не была воплощена в жизнь, несмотря на все дореволюционные лозунги вроде «землю - крестьянам!». К примеру, паспорт у советского сельскохозяйственного работника (крестьянство как сословие и социальный психотип было стерто с лица земли в годы коллективизации) появился лишь в конце 1960-х гг. по итогам косыгинской реформы. В течение всей советской эпохи государство осуществляло безраздельную монополию на владение землей. Скорее уважаемый профессор так же, как и о.Всеволод (Чаплин) имел в виду всё ту же социальность, или социальное (а не социалистическое!) государство, помноженное на развитие местного самоуправления в виде традиционных русских земств.

С моей точки зрения, Россия действительно должна стать социальным государством с монархической формой правления и широким народоправием. Последуем же вышеприведённому замечательному высказыванию профессора А.Казина, отказавшись, по мысли И.Ильина, ставить знак равенства между социальностью и социализмом. «Мы, русские христиане, по-прежнему будем искать в России социального строя. Однако на основах частной инициативы и частной собственности, требуя от частоинициативного хозяйствования, чтобы оно блюло русские национальные интересы и действительно вело к изобилию и щедрости, а от частных собственников - справедливого и братского хозяйствования».[7]

[1] Протоиерей Всеволод Чаплин: "Россия должна сочетать в себе черты монархии и социализма":

http://pravoslavie.fm/news/3348/

[2] Ильин И. Наши задачи. Т.I. Социальность и социализм

[3] Ильин И. Наши задачи. Т.I. Изживание социализма

[4] Протоиерей Всеволод Чаплин: "Россия должна сочетать в себе черты монархии и социализма":

http://pravoslavie.fm/news/3348/

[5]Десталинизация: длина исторической памяти: http://www.pravmir.ru/kreml-nameren-osudit-stalinizm/

[6] Казин А. Монархия, русской коммунизм и православный социализм: http://ruskline.ru/analitika/2015/04/20/monarhiya_russkij_kommunizm_pravoslavnyj_socializm/

[7] Ильин И. Наши задачи. Т.I. Изживание социализма

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

61. Re: Социализм – антагонист социальности

Нужно иметь совершенно извращенное сознание, что бы приписать рабочим, которые боролись за свои экономические и политические права, поклонение бесовским силам.

60. Лукии

Если тревожить германскую мифологию, то можно далеко дойти. То не Рождество, ни Пасху отмечать нельзя будет. По немецки Пасха - Easter, а в германской мифологии есть богиня рассвета Естер, чье празднование совпадает с Воскресением Христовым, а Рождество Христово совпадает по времени с днем гибели сына Вотана бога Бальдура. Да и все дни недели в германской языковой семье посвящены богам. И что прикажете делать немцам менять календарь?

59. Re: Социализм – антагонист социальности

Да, Церковь боролась с язычеством, а что означает майский шест - тоже широко освещено в литературе.
Lucia / 02.05.2015, 18:44

58. Ответ на 56., Lucia:

Ещё кто-то(!?)соврал, в смысле, или очередной автор-фольклорист "Афанасьев" или Lucia:В настоящее время традиция майского шеста совпадает географически с ареалом распространения германских мифов

. "Потрясающее географическое" исследование! Если не принимать во внимание, что "настоящее" время "затянулось", как минимум, на пару веков.
вода / 02.05.2015, 16:43

57. Ответ на 56., Lucia:

С Майский шест устанавливался на деревенском лугу. Люди танцевали вокруг него под звуки дудочки. Майский шест также считается фаллическим символом, связанным с поклонением древним германским богам, например, Фрейру. Также поклонение священным деревьям можно найти у некоторых германских племен. В настоящее время традиция майского шеста совпадает географически с ареалом распространения германских мифов." Поэтому церковь всегда боролась с этим обычаем, а за пляски вокруг майского шеста могли и наказать. Возрождение язычества не дало Церкви покончить с этими нечестивыми обычаями.

Luciy, Церковь боролась? Мне известно то, что с Церковью постоянно борется следующее: зависть, недоброжелательность, ненависть, то есть, всё что - зло. Ведь намного легче, не утруждаясь, ненавидеть, чем любить. Не правда ли? А когда любя дарят цветы, по моему - это прекрасно, и этого Церковь, ну никак, не запрещает.
вода / 02.05.2015, 14:55

56. Ответ на 50., вода:

С Первомаем, дорогие товарищи, друзья, братья и сёстры!С праздником Вас батюшка, с праздником всех братьев и сестёр!Добрый вечер Lucia: Во многих странах Европы существуют поверья о том, что в ночь на 1 мая колдуны, нечистая сила и души усопших собираются на свои «сходы».Вот как описывает колдовской шабаш известный русский фольклорист А.Н. Афанасьев: «Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чёртом. Сам владыка демонских сил — сатана, в образе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствующие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и целованием… Затем, при свете факелов, возжжённых от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и доли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска…»..Автор - фольклорист Афанасьев, не назвал конкретно те страны Европы, где существует подобное поверье?Первое мая - это и прекрасный светлый народный праздник, как это ни странно для Вас Луциа, но в странах Европы. В Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, Австрии, Германии (особенно в Баварии) и во многих других странах мужчины, как правило, неженатые парни дарят женщинам, вернее потенциальным невестам, так называемое, майское дерево.Праздник начинается рано утром, парни собираются вместе идут за подходящим деревом, устанавливают его в центре деревни, случается, что какой-то влюблённый парень устанавливает отдельное дерево перед домом своей любимой девушки и украшают его красивыми лентами на радость девушкам.Делается это вот так - https://www.youtube....watch?v=fDVmldVBaUE

Совершено верно. Это очень древний обычай. "Майский день – это общее название многих праздников, отмечающихся 1 мая (или в начале мая), наиболее известный из них – День Труда. В Майский день проходит ровно полгода с 1 ноября, Дня всех святых. Это означает конец некомфортного зимнего полугодия в северном полушарии, и всегда было поводом для буйных гуляний, невзирая на религиозные или политические установки. Майский день в древности у кельтов назывался Белтан или Белтайн, «возвращение Солнца». Это третье и последнее из весенних празднеств. Мы можем увидеть след Белтайна в танцах вокруг майского шеста или в обычае посылать цветы к дверям соседей. С древних времен в Англии была традиция «приносить в май» в этот день. Для этого люди уходили в лес на утренней заре. Там они собирали цветы и ломали молодые ветви, чтобы украсить ими свой дом. Майский шест – это высокая деревянная жердь (обычно из боярышника или березы), иногда обвязанная цветными ленточками возле верхушки, украшенная цветами, зеленью и круглыми венками. Декорирование шеста различается в разных регионах. Имея корни в германском язычестве, майский шест появляется в большинстве германских стран и граничащих с ними. Наиболее популярен он в Австрии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Финляндии и Швеции. В первый день мая английские деревенские жители вставали рано утром и уходили в лес собирать цветы и ветви. Майский шест устанавливался на деревенском лугу. Люди танцевали вокруг него под звуки дудочки. Майский шест также считается фаллическим символом, связанным с поклонением древним германским богам, например, Фрейру. Также поклонение священным деревьям можно найти у некоторых германских племен. В настоящее время традиция майского шеста совпадает географически с ареалом распространения германских мифов." Поэтому церковь всегда боролась с этим обычаем, а за пляски вокруг майского шеста могли и наказать. Возрождение язычества не дало Церкви покончить с этими нечестивыми обычаями.
Lucia / 02.05.2015, 10:43

55. Re: Социализм – антагонист социальности

Вы уверены, что комментируете ту статью? По поводу 1 мая у меня есть уже следующая.
Василий15 / 02.05.2015, 08:39

54. Ответ на 50., вода:

С Первомаем, дорогие товарищи, друзья, братья и сёстры! С праздником Вас батюшка, с праздником всех братьев и сестёр!

Присоединяюсь!
Ладога& / 01.05.2015, 22:59

53. Ответ на 45., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

С Первомаем, дорогие товарищи, друзья, братья и сёстры!Да здравствует Великая наша Родина! Слава великому Русскому народу и другим коренным народам России, построившим великий Союз Советских Социалистических Республик!Да, мы потерпели поражение в 1991-1993 гг. Буржуазия совершила контрреволюцию и реставрировала капитализм в нашей стране в самой чудовищной форме.Однако мы должны извлечь уроки из нашего поражения, сделать соответствующие выводы и победить! Грядущая Русская Победа будет сродни Великой Победе над мировым империализмом в 1945 г.Ура!!!

Спасибо за поздравление уважаемый о.Александр. С Праздником Вас!
Silvio63 / 01.05.2015, 22:20

52. Ответ на 46., иерей Илья Мотыка:

Вот что интересно, что у многих читателей РНЛ вызывает гнев и неприязнь любой вид социализма

Этим читателям больше по душе капитализм/индивидуализм. Они вполне нормально себя в сегодня чувствуют.
Туляк / 01.05.2015, 21:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Грибовский
Евроскептицизм в современной Европе
Предлагаемая статья посвящена краткому рассмотрению определения, источников и основных концепций евроскептицизма
07.07.2015
Все статьи Василий Грибовский
Бывший СССР
Все статьи темы
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.05.2024 18:32
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55
Школа радости – мечта или реальность?
Новый комментарий от Ленчик
07.05.2024 16:58