«Можем подвести промежуточные итоги. Как известно, 25 ноября предстоятель Церкви Кипра Хризостом II с большими трудностями, но провел через Синод своей Церкви разрешение на поминание главы украинских раскольников Епифания. После этого в РПЦ с новой силой актуализировался вопрос признания ересью ряда вероучительных заблуждений, исходящих от Константинопольской Церкви и ее иерархов. В частности, с таким призывом к епископату РПЦ выступил митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, чей призыв нашел живой отклик в церковной среде как канонической УПЦ, так и РПЦ», - говорится в сообщении, опубликованном в Telegram-канале «Хрисма».
Как отмечается в сообщении, для определения отношения к этому вопросу в православном обществе группой православных тг-каналов был проведен опрос, участие в котором приняло 1594 респондента. Опрос проводился тг-каналом «Лабарум. Сим победиши», «Правблог», центр «Хризма», Церковь сегодня, Овча, канал Мирославы Бердник. Количество участников опроса вполне соответствует средним показателям при проведении социсследований. «Конечно, данный опрос не может претендовать на полную репрезентативность православной церковной среде, однако мы рискнём предположить, что если бы он проходил в храмах, то поддержка инициативы осуждения фанарских ересей была бы еще выше», - говорится в сообщении.
Сам вопрос звучал так – «На ваш взгляд, должна ли Русская Церковь признать ересью учение о первенстве власти в Церкви Константинопольского Патриарха?»
8% отвечают: «Нет, что это не ересь, а административные противоречия».
64% считают, что «да, это ересь, которая противоречит учению о Соборной Церкви».
17% считают, что «нужно ждать Собора всех Поместных Церквей для решения этого вопроса».
1% выбирает свой вариант ответа.
10% отвечают «не знаю».
«Конечно, мы понимаем, что не опросы священников и прихожан определяют позицию Церкви. Что сделать это может исключительно Дух Святой через епископов Церкви. Потому данным опросом мы не претендуем как-либо повлиять на решение Церкви, а лишь замеряем отношение к такому решению в церковном обществе. Суммарная поддержка данного решения составляет 81%, (несмотря на разные мнения Всеправославный Собор или Собор РПЦ должен принять такое решение). Конечно, теоретически Всеправославный Собор был бы идеальным решением накопившихся проблем. Но будучи реалистами, мы понимаем, что патриарх Варфоломей проведение подобного собора не допустит», - говорится в сообщении.
Также отмечается, что в письме к Антиохийскому Патриарху патриарх Варфоломей писал еще в марте 2019 года: «Вселенский патриархат имеет серьезное основание воздержаться от такого собрания на общеправославном уровне, которое будет бесполезным, поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут несогласны друг с другом». То есть Собора не будет, потому что патриарх Варфломей будет блокировать его, понимая, что поддержки там ему не найти. Как это уже было со встречей в Аммане. И «переламывание» Поместных Церквей по одной будет продолжаться шаг за шагом и далее, отмечается в сообщении Telegram-канала «Хризма».
«По нашему скромному мнению, Собор РПЦ может первым выразить свою оценку и опасения в отношении ересей, как утверждаемых Синодом Константинопольского Патриархата (в его официальных документах и заявлениях, каким, например, является томос т.н. ПЦУ об автокефалии), так и выражаемых отдельными его иерархами. Тем более, что ни одна из этих ересей не является новой и все были ранее осуждены Православными Церквями, в том числе Константинопольской. И если это свидетельствование произойдет, то остальные Церкви в течение некого времени либо признают новое учение Фанара, отказавшись от своей независимости и догматической чистоты, либо подтвердят данные опасения, сохранив чистоту Православия. Прежняя же постановка вопроса позволяет манипулировать имеющимися противоречиями, представляя их лишь в качестве спора о границах и правах Церквей. Мы же, со своей стороны, вместе с нашими читателями, готовы продолжить свои скромные попытки анализа ересей распространяемых Фанаром и его иерархами», - подчеркивается в сообщении Telegram-канала «Хризма».
2.
1.