Ученые из США близки к созданию вакцины от кокаиновой зависимости

Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Кокаиновая зависимость развивается благодаря необычному белку, который производит один из типов иммунных клеток, обитающих в мозге, и его подавление может избавить человека от тяги к наркотику, заявляют наркологи в статье, опубликованной в журнале «Nature Communications», сообщает РИА Новости.
«Это открытие интересно по той причине, что у нас сегодня нет никаких способов борьбы с кокаиновой зависимости, кроме психотерапии. На рынке уже существуют лекарства, подавляющие работу фермента G-CSF, и мы можем быстро приспособить их для борьбы с кокаином, когда мы поймем, как именно работает этот белок», — заявил Дрю Кирали (Drew Kiraly) из Института изучения мозга имени Фридмана в Нью-Йроке (США).
Регулярный прием кокаина вызывает сильнейшую психологическую зависимость и приводит к истощению организма, что нередко заканчивается летальным исходом. Отсутствие выраженных признаков физиологической зависимости сильно затрудняет лечение кокаиновой наркомании.
За последние годы наркологи и молекулярные биологи неоднократно пытались создать различные препараты и даже вирусы, подавляющие кокаиновую зависимость или «натравливающие» иммунную систему на молекулы наркотика. На текущий момент времени ни один из них не был официально одобрен органами надзора, и большинство из них было испытано лишь в опытах на животных. Только два года назад начались первые клинические испытания одного их таких веществ.
Все эти проблемы, как отмечает Кирали, были связаны с одной простой вещью – ученые до настоящего момента не знали, как именно кокаин меняет работу центра удовольствия и других регионов мозга, и какие сигнальные вещества и рецепторы нервных клеток отвечают за считывание его молекул.
Американские наркологи смогли найти ответ на этот вопрос, обратив внимание на одну общую черту всех кокаиновых наркоманов – их иммунная система работает несколько иначе чем у людей, не принимающих это вещество. Это натолкнуло их на мысль, что психологическая зависимость может быть связана не только с изменениями в работе мозга, но и всего организма в целом.
Они проверили эту идею, сравнив образцы крови, извлеченные из тела мышей, часть из которых страдала от кокаиновой зависимости, а другие никогда не притрагивались к наркотику. Как оказалось, у всех наркозависимых грызунов была одна общая черта – в их крови содержалось необычно много белка G-CSF.
Данный пептид, как отмечают наркологи, вырабатывается не нейронами мозга, а макрофагами и другими компонентами иммунитета. Он исполняет две разных роли – стимулирует костный мозг и заставляет его вырабатывать гранулоциты, другой тип иммунных клеток, а также защищает нейроны от последствий инсультов и ишемии. Последнее, как предполагают Кирали и его коллеги, может быть непосредственно связано с развитием зависимости.
Открыв эту необычную особенность, ученые проверили, что произойдет, если ввести большие количества G-CSF в переднюю кору мозга и в прилежащее ядро, два главных «центра кокаиновой зависимости» в головах и мышей, и людей. Как показал этот эксперимент, подобная «терапия» заставила мышей употреблять еще больше наркотика, что подтвердило, что данный белок играет ключевую роль в развитии зависимости и тяги к кокаину.
С другой стороны, когда ученые ввели в их мозг антитело, нейтрализовавшее молекулы G-CSF, мыши начали употреблять заметно меньше наркотика, что говорит о том, что блокировка этого фермента может помочь людям отказаться от кокаина. Для этого, правда, ученым потребуется найти способ доставки антител к G-CSF в кору и прилежащее ядро, что пока можно осуществить лишь при помощи прямых инъекций в мозг.

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.