На всероссийском форуме «Развитие малых городов и исторических поселений» с участием премьер-министра Михаила Мишустина ведущие архитекторы, девелоперы и управленцы обсудили стратегию пространственного развития – от Арктики до Юга, от приграничных территорий до курортных зон.
Перед началом форума премьер осмотрел выставку, организованную на его полях. После общения с её участниками высокому гостю особенно запомнилась фраза «Раньше нас проезжали, а теперь заезжают», которой подвели итоги своей работы авторы проектов по благоустройству из города Бавлы (республика Татарстан). Здесь уже не первый год проводят всероссийский авто-туристический фестиваль «Арба-Фест», вот народ и потянулся в глубинку.
Особый настрой тех, кто старается преобразить свои малые города и придать им неповторимую привлекательность, заставил Мишустина задержаться у некоторых стендов. В Старой Руссе, которая в XV-XVI веках специализировалась на солеварении, даже уличную плитку стали выпускать в виде кристаллов соли. И всё ради того, чтобы придать городу особый местный колорит. Архитекторы из Рыбинска показали премьеру изображение центра города, в котором установлено уже около 500 деревянных полностью стилизованных под старину вывесок. Мишустин поддержал такое решение, назвав его правильным: «Зачем эти новые вывески с иностранными шрифтами, когда есть свои?» И тем самым задал направление, в котором хорошо бы и дальше возрождать города, сделав акцент на самобытность.
Организаторы выставки хотели показать на конкретных примерах, как в небольших городах создаются экосистемы, где интересы жителей, туристов, локального бизнеса и инвесторов органично переплетаются с задачами государства по сохранению природы и развитию регионов. Успешным опытом муниципального развития поделился город Алупка (республика Крым), где формируются новые парковые пространства, активно развивается туристическая отрасль, появляются локальные рынки, создаются креативные кластеры и внедряются новые социальные практики.
С каждым годом в стране появляется всё больше интересных проектов по возрождению заброшенных территорий, но остаётся ещё немало проблем. Напомнить об этом решили учёные РАНХиГС, опубликовав исследование, в котором описываются состояние 129 малых городов, находящихся под угрозой исчезновения (за последние десять лет их население сократилось на 314 тысяч человек).
А всего с 2010 по 2020 год малые города потеряли около двух миллионов человек. Угасание северных угольных, металлургических и лесопромышленных центров учёные объясняют переориентацией экономики, демографическим кризисом, закрытием градообразующих предприятий и угасанием деловой активности малого и среднего бизнеса.
Молодёжь, как известно, уезжает в мегаполисы за высокими зарплатами и продвинутыми сервисами. В деревнях закрываются школы, аптеки и производства. Оставшиеся пожилые жители не могут поддержать экономику, а бизнес уходит туда, где больше прибыли.
Остановить разрушительные процессы призвана обновлённая Стратегия пространственного развития России до 2030 года. План её реализации предусматривает масштабную работу в 2160 опорных пунктах, в которых проживает большинство граждан страны. Они и составляют инфраструктурный и экономический каркас России. Именно в них, как сообщил премьер-министр, и «будут сконцентрированы усилия, которые направлены на повышение качества среды для жизни, на уменьшение различий в состоянии экономики, социальной сферы среди различных российских субъектов».
Важно не просто сохранить малые города, но и сделать их точками экономического роста и инвестиций. Учёные РАНХиГС напоминают, что жители малых городов по своим ценностям и поведению во многом отличаются от укладов, сложившихся в мегаполисах. Вдали от Москвы люди крепче держатся за традиционные устои и чувствуют себя безопаснее. И рождаемость, как ни странно, в таких малых городах выше общероссийских показателей. Помощь таким поселениям на всероссийском уровне сегодня особенно востребована.
Для «сдерживания процесса угасания» 106 городов разрабатываются специальные «мастер-планы». Премьер прямо заявил о необходимости сформировать для таких планов законодательную базу, прописать статус, содержание и требования к разработчикам. С помощью мастер-планов развитие отдельных городов и поселений приобретает комплексный характер. Мишустин напомнил, что Президент ранее поручил разработать ещё 200 таких программ, причём почти половину из них для малых и средних городов. «Это принципиально новый подход к комплексному развитию территорий, повышению качества жизни людей. Он позволяет системно посмотреть на населенный пункт, благодаря всестороннему анализу сфер его устройства и опросам граждан», – сказал премьер.
В 2025 году на «инфраструктурные проекты» выделено 4 миллиарда рублей, но этих денег не хватит для быстрого восстановления территорий, ставших «депрессивными». Без новых экономических стимулов такие города как Кемь, Торжок, Порхов, Трубчевск, история которых уходит корнями в глубь веков, могут окончательно исчезнуть. Среди главных проблем малых поселений премьер особо выделил износ инфраструктуры, отток молодежи, утрату профильных функций.
Переломить тревожные тенденции должен целый арсенал инструментов, предложенных правительством. Малым городам начнут предоставлять инфраструктурные бюджетные и казначейские кредиты, гранты на развитие городской среды.
Только на казначейские инфраструктурные кредиты, как сообщил премьер, по поручению Президента до 2030 года предусмотрен один триллион рублей. Значительная часть средств таких займов пойдёт на модернизацию объектов коммунального хозяйства. Будет также задействован наиболее востребованный сегодня механизм списания долгов (а их накопилось 160 млрд рублей) в обмен на инвестиции в инфраструктуру, которым уже воспользовались 55 регионов.
На форуме «Развитие малых городов и исторических поселений», прошедшем в столице Татарстана, подвели итоги очередного Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной среды. Для многих малых городов точка нового роста начиналась именно с победы в конкурсе. Полученные гранты помогли им благоустроить парки, улицы, и туда стали приезжать люди, чтобы лучше узнать отечественную культуру. За время проведения конкурса отобрано 1609 проектов-победителей: 679 парков, 301 набережная, 262 площади, 367 улиц и пешеходных зон.
С 2025 года география участников конкурса расширена. Свои заявки смогли представить города и опорные населенные пункты с количеством жителей до 300 тысяч человек, а также исторические поселения, являющиеся административными центрами. Отдельно отбираются победители с Дальнего Востока, гранты получат в этом году 54 команды.
Предусмотрены привилегии для Донбасса и Новороссии. Государство поможет муниципалитетам новых регионов проявить себя, встроиться в общероссийскую конкурсную культуру. Свыше 16,5 миллиона жителей практически всех российских регионов приняли участие во Всероссийском онлайн-голосовании за объекты благоустройства. В том числе более 130 тысяч как раз из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Около шести тысяч их предложений будут учтены и, как пообещал премьер, обязательно реализованы.
Участники форума пришли к выводу, что общественные пространства в современном мире должны не просто благоустраиваться, а нести в себе дух места, отражать его культурные коды и становиться точками притяжения для людей. И практика показывает, что там, где это работает, туристический поток растёт, а это уже прямой путь к устойчивому социально-экономическому развитию регионов.
Вице-премьер Марат Хуснуллин, развивая тему, назвал главным достижением последних десяти лет появление «культуры благоустройства» и вовлеченность жителей. Он привел пример из Мариуполя, когда жители одного из разрушенных домов сами, инициативно, привели в порядок свой двор, пока ждали ремонта самого здания. Это и есть та самая энергия, на которую пытается опереться государство.
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» не имеет аналогов в мире, а за период его реализации в России научились грамотно создавать пространства, превращать территории заброшенных деревень в ту среду, которая должна «нести определённые смыслы, зарождать гордость за уголок страны, где находится это место».
Это позволит, по мнению заместителя начальника управления по внутренней политике администрации Президента РФ Евгения Грачёва, привлекать и удерживать население в малых городах, которые являются опорным каркасом нашей страны.
В России более 1200 городов, 90% из них – с населением менее 200 тысяч человек, в 85% которых население убывает. Мегаполисы по-прежнему высасывают людей из провинции. Молодое поколение малых городов и сельских территорий перебирается в крупные города, которые выглядят ярче и кажутся перспективнее.
Нестоличные города, по понятным причинам, не могут составить достойную конкуренцию разнообразию сервисов, услуг и компетенций столиц, не могут обыграть «Москву на её поле». В то же время небольшим городам нет необходимости соревноваться со столицами, а нужно найти новые (или перезагрузить прежние) смыслы своего существования, создать понятное позиционирование, привлекательный бренд и коммуникационную стратегию для удержания и привлечения ресурсов и человеческого капитала. В решении этой задачи может помочь продюсер города – человек, способный креативно мыслить, коммуницировать с городскими сообществами и властями, создавать смыслы.
Продюсер территорий (так называют людей, создающих новые пространства из заброшенных городов и деревень) смотрит на город или посёлок, как на проект, и предлагает администрации стратегии изменений, учитывая интересы и людей, и бизнеса, и власти.
Он занимается комплексной оценкой территории, к разработке стратегии изменений привлекает экспертов, работает с ключевыми предприятиями, собственниками земельных участков, генерирует идеи, создаёт смыслы и реализует их. Так, в Свердловской области креативные люди создали роспись на кружках, а затем и свой бренд, раскрутили его, и представили Владимиру Путину. По мнению Президента РФ, именно жители создают городскую среду, которая в перспективе увеличивает бюджет города. В пример он привел Сысерть, где несколько лет не снижаются показатели роста.
В территориальном планировании Владимир Мишустин попросил учитывать объекты в память о подвигах героев и истории страны, в том числе тех, кто сегодня в сложных условиях проявляет истинное мужество и силу характера в рамках специальной военной операции, «чтобы и через много лет новые поколения помнили об их подвиге».
В ближайшие пять лет, как сказал премьер, предстоит привести в надлежащее состояние ещё тысячи километров дорог, построить новые. Модернизировать инженерные и коммунальные сети. Сотни детских садов, школ, медицинских объектов. Расселить людей из непригодных для жизни домов. Создать коммерческие площади, которые предприниматели смогут использовать для своего бизнеса.
Невозможно придумать единые для всех регламенты и правила восстановления вымирающих поселений. Где-то оживить небольшой городок помог бизнес, организовав в нём промышленное производство, где-то создали музейный комплекс, построили гостиницу – и заброшенный посёлок ожил. Возрождение вымирающего села Губино, что вблизи старинного и городка Козельска, с восстановлением древнего храма Зачатия Иоанна Предтечи. Потом здесь появились гостевой дом для паломников и трудников Оптиной пустыни и кафе «Птичка» при церкви, приют-пансион и гимназия. А рядом – живописный сад имени Достоевского со скульптурами князя Мышкина, братьев Карамазовых, старца Зосимы. Каждый год в селе проходит летний фестиваль «Дни Достоевского». В этом году на него съехались 35 тысяч человек, работал молодёжный лагерь студентов из 22 стран мира.
Научный руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин уверен, что малые города должны объединиться для сохранения своего населения. В качестве примера Задорин привёл опыт Коломны и Егорьевска, куда из первого города продлили ряд экскурсионных маршрутов. Небольшие населённые пункты также могут дополнять возможности друг друга в сфере образования, ориентировав подготовку в средне-специальных учебных заведениях на потребности местной промышленности. «Как правило, молодые люди ищут разнообразие, чтобы, в конечном итоге, определиться с профессией – малый город не может его предоставить. Но если такие города объединятся в сеть, то их совокупное предложение может оказаться сопоставимо с большими городами», – рассуждает Задорин. Такие объединения помогут поселениям, затерявшимся в российской глубинке, возродиться.
Фото Daniil Shvedov